В этом году штат русского драматического театра «Мастеровые» обновился: режиссера Дениса Хусниярова сменил Андрей Шляпин из Березниковского драмтеатра, а актерский состав пополнила 34-летняя Анастасия Константинова. В эксклюзивном интервью «Вестям КАМАЗа» актриса рассказала об опыте съемок в телесериалах, о барьерах на пути к московским сценам и о том, как искусство помогает спастись от реальности.
«ВСЕГДА МЕЧТАЛА УЧИТЬСЯ В ГИТИСЕ, НО НЕ СЛОЖИЛОСЬ…»
- Анастасия, как складывался ваш путь на сцену?
- Я родилась и выросла в Сочи – городе, который никогда не хотел кормить профессиональную труппу. Администрация так и отвечала: «Зачем нам лишние рты?» Были, конечно, народные театры и различные студии, но зритель оставался невоспитанным. Помню, наш класс привели на гастроли какого-то театра - он приехал с «Пигмалионом». В зале - жуткий беспредел, нагнали школьников, все вокруг разговаривают и смеются, а я гляжу на сцену во все глаза, под мощным впечатлением. Было очень сложно – ребенком я была закомплексованным, необщительным, а душа требовала чего-то такого. Потом отец привел меня в театральную студию при народном театре, но все равно для меня, интроверта, эти занятия оставались насилием, хотя, наверное, в какой-то степени помогли справиться с собой. Сейчас в Сочи появился какой-то профессиональный театр, созданный силами горожан. Также есть Зимний театр, но он живет только за счет аренд, предоставляя площадку для "Кинотавра" и других мероприятий.
- Где вы получали театральное образование?
- Высшее образование мне далось не сразу. В 17 лет я отказалась от выпускного бала, чтобы поехать поступать в Москву. Программу для прослушивания готовила сама и взяла в нее все, что не следовало брать – например, монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки». Этот монолог читали великие актрисы, но, когда молодые девушки из провинции берутся за него, получается немного смешно. По сюжету пьесы Заречная начинает монолог сбивчиво, а неопытные девочки, не понимая, пытаются прочитать красиво, «с выражением». Мне тогда посоветовали поработать над программой, но работать было не с кем – средств на это не было. Я понимала, что нужно остаться в Москве, ходить на подготовительные курсы. Все это было очень непросто, но я человек упрямый и три года подряд не бросала попыток поступить – в ГИТИС, МХАТ, Щепкинское, Щукинское, во ВГИК. Разок съездила в Питер, в учебный театр «На Моховой». Мечтала всегда, конечно, о ГИТИСе, но не сложилось. Может, и к лучшему.
- Что помешало?
- Снова неопытность. Как оказалось, театральные вузы не приветствуют занятий в студиях, и, если ты прошел какие-то курсы, лучше об этом промолчать. Вузы ориентируются на «чистых» ребят, которых можно растить с нуля, а я была чересчур начитана, со своим стержнем. Мне всегда удивительно было наблюдать, как через прослушивание успешно проходят люди, на которых я бы и не взглянула. И наоборот – крутые, сильные чтецы остаются за бортом… В общем, отучилась я в итоге в Сочинском училище искусств у Марианны Викторовны Напаловой, ученицы Петра Фоменко – в Сочи ее, наверное, знают все. После училища поступила в Краснодарский институт культуры на театральное отделение при молодежном театре.
- Работать тоже начали в Краснодаре?
- Нет, вернулась в Москву, но уже с дипломом и однокурсником. Практически два года мы ежедневно бегали по кастингам, снимались в сериалах. Хотелось устроиться в столичный театр. В Москве, конечно, есть интересные возможности – например, Школа Драматического Искусства. Это огромный центр с несколькими лабораториями: собирается команда, берет тот или иной материал и принимается его исследовать - пропускает через себя, пробует новые актерские техники. К такому тянуло, но первое время в таких местах ничего не платят – ты просто приходишь, занимаешься на энтузиазме. А в серьезных московских театрах вообще нет практики прослушиваний – в них пробиваются через тусовки ,знакомства, и кино. Иван Вырыпаев как-то на премьере своего фильма сказал нам, что это «карма-кастинг»: у него в кино не снимешься через прослушивание, среди его актеров – бывшая жена, студентка, которая у него практикуется… Вот как это происходит. Но кому-то везет – мой однокурсник, например, прошел кастинг и сейчас является одним из ведущих артистов «Гоголь-центра», снимается у Семена Серзина и Кирилла Серебренникова.
- Как же вы выжили в Москве?
- Это был тяжелый период. Все время приходилось заниматься посторонними вещами – подрабатывать аниматорами, мимами, ну и съемками, конечно. За съемочный день платили от 4 до 12 тысяч, и если их было два-три, то, в принципе, можно было уже заплатить за квартиру.
«ОГРОМНЫЙ ОБЪЕМ ТЕЛЕКОНТЕНТА – ЭТО ШЛАК, СНЯТЫЙ ТОЛЬКО РАДИ ДЕНЕГ»
- Сериалы, в которых вы снимались, весьма популярны – «След», например. Это был полезный опыт?
- Честно говоря, меня немного напрягает, что журналисты придают этому излишнее значение - представляют меня местному зрителю, как телеактрису. Я понимаю маркетинговый посыл, но это была работа скорее для выживания. Я таким образом поучаствовала, наверное, в семи-восьми проектах: «След», «Пятая стража», «Кулагин и партнеры», «Игры судьбы», «Прокурорская проверка», еще что-то. Зрителю может казаться, что это круто, но игра в кино отличается от театральной сцены, а для меня театр всегда был на первом месте. Если интересно - в «След» меня пригласил режиссер Юрий Музыка, у которого я снималась в главной роли одной серий «Пятой стражи». Он многое мне рассказал о специфике игры в кадре, а потом позвал на главную роль в «Следе». Серия была «тысяча какая-то», но роль оказалась интересной, хотя глубина сюжетов, наверное, понятна. К сожалению, телеактерам, по много лет снимающимся на главных ролях, почти невозможно потом пробиться в кино – роль следователя или, допустим, профессора становится для такого актера клеймом. Впрочем, мой опыт негативным не стал, мне было любопытно, и я с удовольствием поучаствовала бы в новом интересном проекте – даже малобюджетном, но с достойным сюжетом. Мне нравится быть в кадре.
- Что вы могли бы рассказать о буднях на съемочной площадке?
- Вот например, интересный факт: на съемки приходишь к восьми утра, а твой эпизод снимается в два ночи, даже если роль главная. Или вспомнить костюмеров – это такие «мамочки», очень заботливые: всегда на тебя пальто накинут, если ждешь эпизода на холоде, чай горячий принесут. Во всем этом есть своя романтика, новые знакомства… Я со многими интересными людьми так познакомилась – например, с известным музыкантом Сергеем Дмитриевым, который работал на телевидении простым звукорежиссером: надевал петлички, отвечал за запись. Позже мы с ним делали совместные концерты. Я считаю, что в жизни два главных ресурса - это люди и время. На съемочной площадке все нужно делать очень быстро. Если сериалу на съемку выделено мало времени, никто не станет возиться с образом твоего персонажа. Другая особенность: режиссер может начать с финального эпизода, самого эмоционального и сложного эпизода, а на потом оставить все остальное. В театре такого нет – все делается по порядку, актер подводит себя к сложному моменту.
- Как зритель вы, похоже, не поклонница сериалов?
- Опыт работы на телевидении лишь укрепил меня во мнении о том, что огромный объем телеконтента – это шлак, снятый только ради денег. Мне нравится авторское кино, арт-хаус. Симпатизируют такие режиссеры, как Андрей Звягинцев, Алексей Попогребский, Иван Вырыпаев. Мы, кстати, и сами пробовали снимать кино и во время учебы, и живя в Москве. Тоже интересный опыт.
«ПРОВИНЦИЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ НИЧУТЬ НЕ УСТУПАЮТ МОСКОВСКИМ»
- Как вы оказались в провинции?
- Когда я поняла, что теряю профессию в бесконечном беге по Москве, то в панике бросилась искать подходящий театр. Страх утраты себя был очень силен. Потом, в декрете, я проработала этот страх. В какой-то момент возник вопрос - возвращаться ли в профессию? Я подумала, что если не вернусь, то не умру, а найду другой источник дохода и, может быть, это будет к лучшему. Однако поняла, что мне это просто не нужно, потому что на сцене я счастлива, мне ее не хватает. Тогда и стала искать по провинциям. Теперь я вижу, что провинциальные театры ничуть не уступают московским – некоторые труппы, напротив, сильнее, как и постановки. Наверное, оттого, что в таких театрах актеры не бегают по подработкам после спектаклей, полностью отдаются своему делу.
- «Мастеровые» - не первый театр, в который вы пришли на постоянную работу. Расскажите, пожалуйста, о других городах.
- Сначала я уехала в Челябинскую область, в Златоуст. Прожила там год и вспоминать этот период не люблю. Уральская или сибирская провинция – это просто какой-то постапокалипсис. Их убийственную русскую тоску можно сравнить разве что с песнями Александра Башлачева или Егора Летова. Скучно было в быту, хотя природа красивая, иногда встречались интересные творческие люди и всякие странные маргинальные существа... Все постановки режиссер ставил там сам. А в «Мастеровых», к примеру, есть практика приглашать на постановки сторонних режиссеров, воспитанников разных школ, и это делает спектакли разнообразными. Причем театр приглашает не тех, кто подешевле берет, а действительно мастеров. Здесь думают о росте театра и труппы, и мне это по душе.
- Были ведь еще Омск и Калининград?
- Да, в Омске я профессионально выросла, работая с Владимиром Золотарем, нынешним режиссером Ульяновского государственного театра. Он из тех, кто насквозь видит человека, всегда попадает в десятку, и для меня определил роль мечты – я сыграла Джулию в «1984-м» Оруэлла. Потом был Калининградский Областной «Тильзит-театр», на границе с Литвой, в Советске. Атмосферный, красивый регион и очень интересная труппа, воспитанная Евгением Марчелли и объездившая с ним всю Европу. Когда Марчелли уехал, труппа не смогла перешагнуть этот рубеж, застряла в прошлом. Актерам «Тильзит-театра» теперь сложно дается работа с другими режиссерами. Отчасти поэтому я против авторского театра – актеры должны работать с разными постановщиками. Помню, полезным опытом была работа с литовским режиссером, который в пандемию ставил наш спектакль онлайн, с экрана указывая нам, куда вставать и что делать. Мне в чем-то близка европейская режиссура.
- «Тильзит-театр» вы оставили из-за сложностей с постановщиками?
- Нет, я забеременела и уехала в декретный отпуск в Сочи, на это же время пришелся развод с мужем, и я стала искать новый театр. Вела курсы актерского мастерства, работала администратором в салоне, участвовала в театральных фестивалях ради поддержания формы. Кроме того, мы с друзьями-коллегами из разных городов сделали онлайн-спектакль о реалиях пандемии: каждый записал свои фрагменты видео, мы их склеили, смонтировали привлекательный тизер и презентовали на YouTube. Но найти новый театр оказалось слишком сложно, и я вернулась в «Тильзит». Однако хотелось расти дальше, и в конце концов возник вариант с «Мастеровыми». Здесь классно, артисты крутые, выкладываются на 200 процентов. Когда на сцене все становятся единым организмом, это очень здорово.
«НОВОЕ ЗДАНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, НО ТЕАТР СТОЛКНЕТСЯ С ТРУДНОСТЯМИ»
- Все же как именно вы очутились в Челнах?
- Я рассылала резюме в несколько театров, а из «Мастеровых» как раз уехала в Ижевск актриса примерно моего типажа. Можно считать это везением, но я верю, что если тебе очень нужно куда-то попасть, то что-то этому поспособствует – например, место освободится.
- Вам было что-нибудь заранее известно о городе?
- Только то, что город молодой, и что труппа «Мастеровых» сильная. Я приехала 7 октября и до сих пор не разобрала чемоданы – сразу попала в две постановки. В «Жизнь прекрасна» пришлось попотеть физически, а в «Опасном повороте» у меня потел мозг. Сам же город посмотреть пока не довелось – я только погуляла по своему двору и мельком видела Парк Победы. По первому впечатлению город довольно серый, не хватает ярких красок и природы. С Калининградской областью не сравнишь – там булгаковские улочки, повсюду брусчатка, словно сейчас карета вывернет из-за поворота. Подобного не хватает, но все же в Набережных Челнах мне комфортно, и предчувствие хорошее. Хочется уже где-нибудь осесть, да и ребенку пора ходить в кружки.
- Чем вас так подкупила труппа «Мастеровых», кроме актерской отдачи?
- Знаете, в каждом городе я обязательно хожу в театр, много спектаклей видела, и здесь смотрела их один за другим, а теперь уже страшно смотреть дальше. После «Собачьего сердца» Семена Серзина не могла уснуть до пяти утра – некоторым артистам за эту постановку надо бы дать «Золотую маску». Мне кажется, здесь каждый актер на вес золота, при этом в труппе много молодых, что важно для энергетики театра. Все очень грамотно организованно, у всех есть понимание общего дела. Мне, как человеку со стороны, это очевидно.
- Переезд в новое здание для театра – сложный этап?
- Новое здание – новые возможности, но театр, конечно, столкнется с серьезными трудностями. Придется расширять не только актерский состав, но и административный, и технический. Впрочем, в трудностях – растешь, главное не бояться неизвестности. Как говорит наш директор Армандо Луиджиевич: «Намололили здесь, намолим и там». По большому счету здание не так важно, как команда, но считается, что с ростом профессионализма актеру требуется и большая техническая поддержка. В «Мастеровые» сейчас пришел новый заведующий постановочной частью, молодой и грамотный человек, думаю, он справится со всеми недочетами нового места.
- Способен ли артист провинциального театра оставаться финансово самодостаточным?
- Наверное, нет. Недаром все артисты провинциальных театров жалуются на зарплату. Сама я сейчас живу с мамой и ребенком, оба на мне. Я не зациклена на деньгах, но тревога присутствует, ведь надо обеспечить дочь. Подрабатывать не хочется, нужно все время отдавать театру, но я нашли некоторые источники пассивного дохода.
«ВАЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ К ПОСТОЯННОМУ РАЗОЧАРОВАНИЮ, НО НЕ ПРЕДАВАТЬ СВОИХ МЕЧТАНИЙ»
- Почему нужно ходить в театр?
- Кто-то говорит, что театр никогда не умрет, кто-то, наоборот, называет его устаревающим видом искусства. На здании театра «Мастеровые» можно прочитать такую фразу: «Человек сегодня идет в театр, чтобы оставаться человеком». Я полагаю, что человек приходит за эмоциями. В отличие от кинотеатра наш зритель становится свидетелем таких вещей, на которые в жизни он не обратил бы внимания. Обожаю спектакли, после которых зритель говорит: «Пойду сейчас, сделаю то-то и то-то» - то есть когда он побужден к действию.
- Вы как-то писали в соцсетях: «Искусство помогает спастись от реальности». Что вы имели в виду?
- Мне кажется, в жизни нельзя ни к чему серьезно относиться. В детстве я очень серьезно переживала о некоторых вещах, имела консервативные взгляды на жизнь, а теперь понимаю: не стоит забывать, что жизнь в какой-то степени - игра. Главное – научиться быть ее режиссером, не плыть по течению. Искусство помогает нам подняться над бытовыми неурядицами, посмотреть на них с божественной точки зрения или через призму любви. Я понимаю, что искусство тоже бывает разрушительным, но иногда человеку нужно себя в чем-то и разрушить. Люди боятся потрясений, а искусство помогает все превратить в игру и сделать правильный выбор. Возможно, в какой-то степени и я сама себя обманываю, отчасти пользуясь профессией для побега от реальности. Вот сейчас я смотрю на то, что происходит в мире, и мне все это кажется абсурдом, театром. Люди воспринимают это как реальность, но мне в этом смысле театр кажется честнее.
- Вы желали бы для дочери актерской карьеры?
- Я стараюсь видеть в ребенке человека со своей судьбой. Она сама определится. По дочери сразу было видно, что она точно знает, чего хочет. Если она выберет карьеру актрисы - буду рада, потому что считаю эту профессию лучшей в мире. Если захочет быть фотографом, петь или рисовать портреты - постараюсь развивать ее в этом плане.
- Хотели бы вы в будущем все же играть в Москве?
- Мечты такой нет. В прошлом сезоне я играла главную роль в постановке Марчелли «Зойкина квартира». Каковы были бы мои шансы сыграть у Марчелли главную роль в Москве? Думаю, нулевые, потому что он сейчас работает в театре имени Моссовета и ставит спектакли с труппой в 50-100 человек, где каждый - звезда сериала. А тут девочка из провинции… Мне хочется работать с интересными режиссерами и играть с сильными партнерами, неважно в каком городе.
- Каковы же ваши дальнейшие планы?
- Мне бы хотелось проявить себя здесь, потому что я чувствую в себе еще не раскрытый потенциал. Хочется тотальной отдачи от себя, интересных работ и фестивалей, знакомств. Буквально на днях у меня появилась идея самостоятельной работы, которую можно реализовать в Набережных Челнах. Например, в Калининградской области у меня был авторский проект «Слепые» по картине Питера Брейгеля. Мы организовали перфоманс на улицах города - получилось интересно.
- Что бы вы посоветовали начинающим артистам?
- Многие артисты в начале пути связывают актерскую карьеру исключительно со славой, но не представляют, каким долгим и сложным может оказаться этот путь. В театральных вузах Москвы на курс набирается по 30 человек, из них половина платных. Из 15-ти бюджетных мест минимум 10 отдадут парням, и только 5 – девушкам. Три из них пройдут по знакомству. Конечно, шанс есть всегда, но важно быть готовым к постоянному разочарованию, и при этом не предавать своих мечтаний, не слушать никого, включая родителей. Советую также расширять кругозор: больше читать, изучать мировую культуру, слушать классическую музыку. Актер обязан бесконечно совершенствоваться, преодолевать себя во всех смыслах: психологически, морально, физически.
Текст: Антон Литвиненко. Фото: из личного архива Анастасии Константиновой.
разрушительнлое искусство не бывает, не читал
Ответить (0)Настя редкий и удивительный человек, берегите эту замечательную актрису, поэтессу и путешественницу!
Ответить (0)Я конечно думала, что в актерской среде всё плохо, но не думала, что на столько. Удачи всем актёрам !
Ответить (0)А вы молодец! Удачи вам! Наш театр Мастеровые класс! Не часто хожу от души сопереживаю спектакль
Ответить (0)Хорошее интервью
Ответить (0)Настя, вы удивительный человек и талантливая актриса, вы тонкочувствующая и полностью погружённая в свою профессию, ! Таких сейчас крайне мало. Удачи в новом театре!
Ответить (0)Проникся историей Анастасии, все лучшее у вас впереди. Успехов на сцене и в личной жизни
Ответить (0)Настя! Желаю тебе новых творческих вершин, терпения и, конечно, удачи!!!
Ответить (0)Какое интересное интервью... Интересная личность, Анастасия) Удачи вам на новом месте. Наш театр мы очень любим, обязательно придём на вас смотреть
Ответить (0)Красивая, приятная девушка по имени Настя. Удачи вам во всем!
Ответить (0)Здорово, когда в Челны приезжают жить и работать такие умные люди, а не с соседних деревень
Ответить (0)Очень интересное интервью , желаю Анастасии успехов в ее начинаниях, добро пожаловать в наш город, может он и серый, но очень уютный!;) P.S. Напомнили мне, что давненько я не ходила в театр)
Ответить (0)Очень интересно интервью! Удачи вам у нас в Челнах, Анастасия :) Обязательно приду на ваши спектакли в Мастеровые <3
Ответить (0)