Сегодня хорошо всем известно, что КАМАЗ сыграл определённую роль в потеплении советско-американских отношений в 1970-х годах, в то время, когда продолжалась, так называемая «холодная война».
Но сначала немного из истории «холодной войны»
1945, октябрь. Заключено межправительственное соглашение о поставках из США в СССР на основе долгосрочного кредита в размере 244 миллионов долларов материалов и оборудования.
Казалось бы, заложена хорошая основа для долговременного сотрудничества двух стран.
Однако в 1946 году США аннулировали соглашение и прекратили обещанные поставки.
В 1951-1955 годах импорт из США по существу прекратился, а экспорт был сведен до минимума.
Объем товарооборота между СССР и США упал с 304 миллионов рублей (1946 год) до 22 миллионов рублей (1955 год)
И находился на таком низком уровне вплоть до 1972 года, когда в мае 1972 года в Москве состоялись переговоры на высшем уровне.
Документы, подписанные в ходе той встречи президентом США республиканцем Никсоном и секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичом Брежневым, помимо всего прочего и важного, гарантировали сотрудничество между предприятиями двух стран и заключение соответствующих договоров.
Одной из таких акции стало участие американских фирм в строительстве КАМАЗа, а именно Литейного завода.
В 1974 году товарооборот между СССР и США увеличился до 1 миллиарда долларов.
Но при этом, США оставались верны себе, принижая роль других и возвеличивая себя.
Так, в газете «Нью-Йорк таймс» американский экономист Сэмюэл Лизар писал:
«Только индустриальное партнёрство с крупнейшими американскими компаниями в состоянии помочь русским добиться выполнения их новых экономических планов в достаточно короткий срок».
Как будто СССР в то время не была высокоразвитой индустриальной державой!
И вот так американцы всегда…
Известен такой факт, что в 1979 году на Литейном заводе выходили из строя вибраторы.
Из-за очередного обострения международной обстановки не было возможности закупить их в США.
Что делать?
Тогда изготовление вибраторов поручили родному РИЗу, а именно участку мастера В.И. Исаенкова из цеха запасных частей.
Организовали работу в три смены, без выходных, а через три месяца первую продукцию отправили на Литейный завод.
Или вот еще факт.
Прочитайте, например, что говорил о сотрудничестве с американцами в 1970-х первый генеральный директор КАМАЗа Васильев Лев Борисович.
Хочу показать вам фотографии нескольких посещений КАМАЗа американскими представителями в 1970-х годах.
Итак, начало 1970-х.
Первые американские корреспонденты, аккредитованные в СССР, на площадке Ремонтно-инструментального завода.
Кстати, третий слева в белой кепке Галиуллин Наиль Фатыхович – корреспондент газеты «Советская Татария»
Идём дальше.
8 апреля 1974 года КАМАЗ посетила высокая делегация США.
Её возглавлял министр торговли США Ф. Дент, посол США в СССР У. Стессел, заместитель министра финансов США Д. Беннет, другие государственные деятели США, представители экономических ассоциаций, журналисты.
Они совершили поездку по площадке строящегося комплекса по производству большегрузных автомобилей.
Их сопровождали заместитель министра внешней торговли СССР Комаров Николай Дмитриевич, заместитель министра автомобильной промышленности, генеральный директор КАМАЗа Васильев Лев Борисович, главный инженер комплекса Плахов Анатолий Максимович
Не могу со 100%-ной уверенностью гарантировать, но, предположительно, внизу фотографии именно с этого визита.
Снова 1974 год.
Ноябрь месяц.
На КАМАЗ приезжал вице-президент США Уолтер Мондейл, в 1977—1981 годах работавший в администрации Джимми Картера, от Демократической партии.
Вот как об этом кратко написала газет "Социалистическая Индустрия на строительстве Камского Автозавода" от 21 ноября 1974 года.
Кстати, когда потом в 1984 году Демократическая партия выдвинула Мондейла кандидатом в президенты, то он потерпел сокрушительное поражение от шедшего на второй срок Рональда Рейгана.
Но это отступление...
На РИЗе Мондейла сопровождали генеральный директор КАМАЗа Васильев Лев Борисович, директор РИЗа Кузнецов Юрий Гаврилович, главный инженер РИЗа Болотин Альберт Петрович, Гилязов Ринат Риязович - председатель исполнительного комитета Набережных Челнов, Родыгин Аркадий Андреевич – секретарь комитета КПСС КАМАЗа.
Фотосъёмку вёл, в том числе, и Медведев Михаил Михайлович – начальник кино-фотолаборатории КАМАЗа.
В ноябре 1974 года, после осмотра КАМАЗа Уолтер Мондейл произнёс:
«Ничего лучшего в промышленности я не видел».1975 год.
КАМАЗ посещает американский сенатор Сэнфорд
Внизу на фотографиях видно, что во время визита Сэнфорда (он в центре в светлом костюме) сопровождали генеральный директор КАМАЗа Васильев Лев Борисович и начальник КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ Фоменко Владислав Александрович (1974-1979)
В декабре 1976 года на КАМАЗ приезжала торговая делегация американских бизнесменов.
От КАМАЗа делегацию сопровождали Плахов Анатолий Максимович - технический директор КАМАЗа, директор РИЗа Кузнецов Юрий Гаврилович, главный инженер РИЗа Болотин Альберт Петрович.
Июнь 1978 года.
Неустановленная американская делегация на РИЗе, которую сопровождали генеральный директор КАМАЗа Васильев Лев Борисович, директор РИЗа Шрамко Станислав Михайлович (1977-1986)