По официальной версии, возгорание произошло вечером 14 апреля 1993 года на участке четвёртой секции главной понизительной подстанции № 12, встроенной в главный корпус. Распространяясь по кабельной трассе, проходящей в межферменном пространстве, огонь воспламенил легкосгораемый пенополистирольный утеплитель, а затем и крышу, в течение 20 минут охватил огромную часть покрытия и почти полностью уничтожил производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Пожар удалось потушить только 21 апреля. Но самое главное – обошлось без жертв.
По воспоминаниям бывшего генерального директора «КАМАЗа» Николая Беха, в то тяжёлое время, впрочем, как и для страны в целом, первый заместитель председателя Совета Министров – Правительства РФ Егор Гайдар высказывался: западная техника лучше российской, завод двигателей не стоит восстанавливать. «Чёрная среда» (14 апреля 1993-го пришлось на среду) могла перечеркнуть историю всего «КАМАЗа», однако этого не случилось: камазовцам удалось совершить настоящий подвиг. В архивах «ВК» мы нашли публикации, вышедшие в свет спустя год после страшного события. Вот что писали в одной из них наши коллеги:
«Как считать этот год? За три? За десять? А может, за целую эпоху, изменившую жизнь каждого из нас?
Беда, пришедшая так внезапно, не выбила нас из седла. Да, балансируя на краю финансовой пропасти, обнадёживаемые пустыми обещаниями, мы потушили огонь, разобрали завалы и – всего за один год – отстроили из руин завод и почти сумели насытить главный конвейер не чьими-то чужими, а родными камазовскими дизелями».
По воспоминаниям Беха, до пожара предприятие поставляло крупным заказчикам 78 тыс. двигателей в год. Сразу после него было решено восстановить мощности по выпуску 100 тыс. силовых агрегатов в год.
Спустя 25 лет на заводе двигателей уже ничего не напоминает о том страшном событии. Сейчас в его корпусах пожаробезопасная крыша. На термогальваническом производстве, одном из самых опасных объектов «движков», она сделана из железобетонных плит. Надеемся, горькие уроки не будут забыты…
Много уникальных фото пожара - в блоге директора музея КАМАЗа Александра Чухонцева.
На фото: завод двигателей сейчас
31 человек это только из магазина, а про людей, которые вообще в здании находились - ни слова. Там ещё учебный центр, магазины одежды и галантереи, аптека, две парикмахерские и швейная мастерская работают. У людей товар испорчен, запах гари невыветриваемый. Невозможно работать. А "Магниту" по фиг. Товар протерли и в другие магазины развезли, скорее всего, а не утилизировали.
Из горящего ТЦ «Камилла» был эвакуирован 31 человек вчера в 15:59Стройка на уме, а там самая большая коррупция. С корупцией сначало разберитесь, а пока о людях подумайте, все же под запретом и все дорого.
ВСМ и новые мосты в мастер-плане будущего Камской агломерации вчера в 15:35Ребенок потерял кошелёк черный с картами, может добрые люди отдали водителю, ехал на 5 маршруте
Забытую в автобусе вещь можно найти через паблик «Горкоммунхоза» вчера в 15:07Гость 592, они уже давно такие
Челны попали в топ городов с самым заметным снижением цен на аренду «однушек» вчера в 14:49У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!