По официальной версии, возгорание произошло вечером 14 апреля 1993 года на участке четвёртой секции главной понизительной подстанции № 12, встроенной в главный корпус. Распространяясь по кабельной трассе, проходящей в межферменном пространстве, огонь воспламенил легкосгораемый пенополистирольный утеплитель, а затем и крышу, в течение 20 минут охватил огромную часть покрытия и почти полностью уничтожил производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Пожар удалось потушить только 21 апреля. Но самое главное – обошлось без жертв.
По воспоминаниям бывшего генерального директора «КАМАЗа» Николая Беха, в то тяжёлое время, впрочем, как и для страны в целом, первый заместитель председателя Совета Министров – Правительства РФ Егор Гайдар высказывался: западная техника лучше российской, завод двигателей не стоит восстанавливать. «Чёрная среда» (14 апреля 1993-го пришлось на среду) могла перечеркнуть историю всего «КАМАЗа», однако этого не случилось: камазовцам удалось совершить настоящий подвиг. В архивах «ВК» мы нашли публикации, вышедшие в свет спустя год после страшного события. Вот что писали в одной из них наши коллеги:
«Как считать этот год? За три? За десять? А может, за целую эпоху, изменившую жизнь каждого из нас?
Беда, пришедшая так внезапно, не выбила нас из седла. Да, балансируя на краю финансовой пропасти, обнадёживаемые пустыми обещаниями, мы потушили огонь, разобрали завалы и – всего за один год – отстроили из руин завод и почти сумели насытить главный конвейер не чьими-то чужими, а родными камазовскими дизелями».
По воспоминаниям Беха, до пожара предприятие поставляло крупным заказчикам 78 тыс. двигателей в год. Сразу после него было решено восстановить мощности по выпуску 100 тыс. силовых агрегатов в год.
Спустя 25 лет на заводе двигателей уже ничего не напоминает о том страшном событии. Сейчас в его корпусах пожаробезопасная крыша. На термогальваническом производстве, одном из самых опасных объектов «движков», она сделана из железобетонных плит. Надеемся, горькие уроки не будут забыты…
Много уникальных фото пожара - в блоге директора музея КАМАЗа Александра Чухонцева.
На фото: завод двигателей сейчас
А меня учили в детстве " не верь, не бойся, не проси" и на подарки своим детям я зарабатываю сам. Сейчас, если бы был ребенком, я бы пожелал, чтобы люди, находящиеся у власти, данную нами же, давали и народу возможность зарабатывать и жить в достатке.
Принтер, смартфон и увлажнитель воздуха: о чем дети попросили участников «Елки желаний» сегодня в 14:34Гость 516, даже яндекс выдает что это ООО. Причем ООО имеющее учредителя иностранное юридическое лицо!!! Мда, вроде все взрослые люди, но когда видят организацию ООО "продукты МАРСа" верят что на планете марс цветут сады и колосятся поля с пшеницей. Еще раз - это Общество с ограниченной(причем очень сильно ограниченной) ответственностью. Учередитель в том числе господин на Ротын начинается, и берг заканчивается.
Обход Набережных Челнов и Нижнекамска станет платным сегодня в 14:33Да толку от видеодомофонов - закладчики и их клиенты ходят с вездеходами в подъезды как в свой, грубят собственникам квартир... в доказательства выкладывал фото и видео файлы в чат-поддержку, направлял и письма и претензии... - ответ, только в чате получил, что отключили этим людям ключи - но я хотел знать кто им дает доступ и почему так уязвима система безопасности для чужих? Меры не приняты!
Челны планируют подключить к «Безопасному городу» оставшиеся домофоны сегодня в 13:52Фу, хорошо, что родители стали бдительнее. Столько пдфайлов вокруг, мерзость...
Челнинец пойдет под суд за интимную переписку с малолетней сегодня в 13:48У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!