Сторож центра внешней логистики Олег Яковлев на вахте в цехе обеспечения металлом особенно ждёт время заката. Сначала солнце окрашивает небо нежно-розовым цветом, потом набрасывает пурпурный плащ и уходит под фиолетовую дымку. Прощание получается ярким и тёплым. Напитавшись цветом, в отсыпной день он переносит эту палитру на свои холсты.
На его картине нежные краски заката согревают гуляющую по бульвару Энтузиастов под дождём пару. Свет фонарей, отражающийся в зеркальной плитке, вместе с каплями дождя отбивает ритм молодого города, который звучит в унисон каблучкам и модной музыкальной теме. У Набережных Челнов он особый – дерзкий, яркий, скорый. К такому хочется возвращаться снова и снова. И Олег возвращался.
Первый раз в город на Каме из напоённого солнцем Крыма приехал совсем мальчишкой в 1976 году. Тогда «КАМАЗ» было самым популярным словом у дикторов радио, телевидения, корреспондентов газет. Сначала на стройку уехала мама, а за ней на новую стезю решил ступить и выпускник школы.
Первое место работы – кузнечный завод, где ученик слесаря-инструментальщика осваивал тонкости профессии. Через два года поступил в КАИ, на автомобилестроение, но душа к инженерному делу не лежала. Пошёл служить в армию, а там отцы-командиры, разузнав о детском ещё увлечении рисованием, отправили на оформительский «фронт». Вскоре к нему в подчинение прибыло пополнение из числа студентов Московского художественно-промышленного института им. С.Г. Строганова. Подчинённые многому научили своего старшого, зазывали: «Поступай на академическую живопись!» К совету сослуживцев молодой человек прислушался, но решил попытать счастья в Свердловском архитектурном институте. Направление на обучение на факультет дизайна ему выдали на «КАМАЗе». Поступил, отучился, но в стране грянули экономические реформы, и автогиганту стало не до художественного оформления.
Олег отправился на вольные хлеба. Ездил по стране. Рисовал портреты, оформлял по заказам гостиные и залы озёрами с белыми птицами. А душа просила иных сюжетов. И он выкраивал время для выполнения своих «экзаменационных» работ. В них и боль утраты – «Маяковский и Лиля», и ожидание праздника – «Утренник», и горечь познания – «Адам и Ева».
Авангардные идеи тоже не давали покоя. Долго думал, как поведёт себя норовистый конь в чётко очерченном линейном пространстве. Выручил ритм чёрно-белых клеток шахматной доски. На зеркальной поверхности, отражающей партию, эта фигура нетерпеливо гарцует, того и гляди поставит короля в неудобное положение. Так было положено начало серии, посвящённой матчу за звание чемпиона мира по шахматам между Робертом Фишером и Борисом Спасским в 1972 году.
Этот пейзаж стал визитной карточкой Челнов
Все эти работы сейчас есть на выставке «Квадраты», что проходит в Доме дружбы народов «Родник». Там можно полюбоваться и другими картинами.
А Олег Виталиевич уже увлечён другими замыслами. В терминале цеха обеспечения металлом, где он работает, штабеля труб предстают в грозном величии индустриального пейзажа. Во дворе радует глаз россыпь рябиновых ягод на белом снегу. И рукой подать до весны, чтобы выразить чувства, которые в любом возрасте будит аромат свежей зелени…
Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН