Один из главных героев митинга 16 февраля 1976 года водитель-испытатель управления главного конструктора Валерий Перетолчин. Его фото за рулём КАМАЗа № 000001 облетело все издания Советского Союза.
В этом году повторить опыт 45-летней давности – попозировать на подножке у первенца – не удалось, здоровье подвело. Вместе с председателем Совета ветеранов «КАМАЗа» Александром Коганом поздравить первого водителя большегруза отправились и «Вести КАМАЗа».
– На «КАМАЗ» я приехал в феврале 1973 года, – вспоминает Валерий Васильевич. – Кадровик с интересом полистал трудовую книжку и тут же озвучил решение: «Возьмём, практика у тебя большая».
У 29-летнего Валерия Перетолчина опыт работы действительно был солидным: в Омске на ЗИМе возил по вызовам участковых врачей, срочную службу в армии проходил за баранкой в Карелии, в Якутске работал водителем автобуса, в Железноводске – на «скорой помощи».
В управлении главного конструктора оказался в десятке первых принятых работников и был вскоре отправлен на полигон НТЦ по испытаниям и доводке автомототехники. Машину, собранную по чертежам конструкторов на ЗИЛе, обкатывали по специальной программе на участках с разными видами грунта. В 1974 году команда испытателей вместе с конструкторами перебралась в Набережные Челны. На РИЗе был организован экспериментальный цех УГК, где по утверждённым чертежам был собран первый на камской земле большегруз.
В том самом КАМАЗе № 000001, который также проходил обкатку, за несколько дней до митинга в коробке перемены передач Валерий услышал подозрительный стук. Обратился к специалистам, и они устранили неполадку. Поворачивая 16 февраля ключ на старт, был уверен – первенец не подведёт.
– Машину нужно было под несмолкающие аплодисменты после схода с конвейера завести на полутораметровую эстакаду, – улыбается ветеран. – Была она достаточно крутой, без ограждений, а тут ещё каждый из участников митинга старается прикоснуться к грузовику. Пришлось притормозить на полпути, дождаться, пока воодушевлённых камазовцев оттеснят на безопасное расстояние.
Другим памятным событием для Валерия Васильевича стало перекрытие Камы. Он там работал в составе специальной бригады водителей на первом самосвале КАМАЗ-5511. Через пять лет снова получил приглашение на митинг – во время запуска второй очереди сводил с конвейера первый полноприводный вездеход 43105. Были в биографии первого водителя КАМАЗа командировка в Афганистан, помощь в освоении эксплуатации камазовской техники специалистам Польши и Чехословакии.
В качестве памятного подарка Александр Коган передал Валерию Перетолчину набор камазовской экипировки. Такие же получили все участники сборки первого автомобиля. А ещё пожелал скорейшего выздоровления – на «КАМАЗе» есть что посмотреть даже очень опытному водителю.
16 февраля 1976 года. Валерий Перетолчин перед стартом. Он знает: вверенная ему техника не подведёт
Интересные времена были! Легенда "КАМАЗ".
Ответить (0)