Вы всё или почти всё знаете о команде КАМАЗ-МАСТЕР…
Но вы, наверное, слышали мало или ничего не слышали о команде КАМАЗ-ТРИАЛ.
Сейчас вам о ней расскажу.
Информация подготовлена на основе материалов и фотографий, которые передал в Музей КАМАЗа Михаил Алексеевич Моряшов.
Моряшов Михаил Алексеевич также подписал фотографии, на которых запечатлены участники команды КАМАЗ-ТРИАЛ.
Материал проиллюстрирован, в основном, фотографиями 2001 года.
Что такое автотриал?
Автотриал – это демонстрация технических возможностей и ходовых качеств полноприводных автомобилей, проявленных в реальных экстремальных условиях бездорожья по преодолению естественных и искусственных препятствий.
Автотриал - это соревнования по технике вождения, в которых фактором, определяющим результат, является не скорость, а время и точность прохождения сложной трассы на автомобиле.
Автотриал– это реальная возможность быстрой проверки и доводки новых перспективных конструкторских решений в условиях форсированных испытаний автомобилей.
В качестве препятствий для грузовиков выступали: крутые подъёмы и спуски, кустарник и лесные завалы, косогоры и овраги, нагромождение камней, заболоченные участки и дно водоёмов, завалы из старых автомобильных шин, завалы из бетонных блоков и полуколец, бетонные жёлоба и волны, пороговые препятствии из металлических и бетонных сооружений и т.д.
История участия КАМАЗа в соревнованиях по автотриалу началась в феврале 1997 года.
Тогда была предпринята первая попытка участия полноприводных автомобилей КАМАЗ в первом «Открытом Кубке России по автотриалу на грузовых автомобилях» на призы ОАО «АСМ-Холдинг».
Соревнования проводились в один этап на испытательной трассе 21 НИИИ АТ МО РФ (г. Бронницы, Московская область) и состояли в преодолении естественных и искусственных препятствий в установленный лимит времени, на ограниченной площади.
Интересен тот факт, что КАМАЗ был представлен автомобилями КАМАЗ-43114 (пилот Владимир Московских) и КАМАЗ-4326 (пилот Владимир Чагин).
Руководителем команды в то время был Фирдаус Кабиров - начальник отдела спецтехники НТЦ КАМАЗа.
Отсутствие должного соревновательного опыта и опыта подготовки техники к соревнованиям, а также необъективное судейство и несовершенство деления автомобилей на категории не позволили полностью раскрыть потенциальные технические возможности автомобилей КАМАЗ.
Результаты выступления в 1997 году были посредственными.
В числе победителей были автомобили МАЗ и УРАЛ.
Вторая попытка участия была предпринята в феврале 1998 года во втором «Открытом Кубке России по автотриалу на грузовых автомобилях» на призы ОАО «АСМ-холдинг».
Соревнования проводились в один этап, вновь на испытательной трассе 21 НИИИ АТ МО РФ (г. Бронницы, Московская область).
Трасса соревнований была разбита на секции, ограниченные контрольной лентой и размеченные контрольными воротами.
Условия соревнований оставались прежними.
КАМАЗ был представлен автомобилем КАМАЗ-43114 (пилот – Владимир Николаевич Симонов, штурман – Н.Соколов).
Руководителем команды был инженер-конструктор А.Жеребцов.
Автомобиль КАМАЗ доработке не подвергался и его техническая подготовка оставалась такой же, как в 1997 году.
В своей группе трёхосных автомобилей КАМАЗ-43114 вновь встретил своих прежних конкурентов – автомобили МАЗ, УРАЛ и ЗИЛ.
Несмотря на то, что результаты выступления камазовского экипажа были посредственными, в отдельные моменты соревнований грузовик КАМАЗ выглядел вполне достойно.
Третья попытка участия КАМАЗа в автотриале была осуществлена в феврале 1999 года на третьем «Открытом Кубке России по автотриалу на грузовых автомобилях» на призы ОАО «АСМ-холдинг».
Соревнования вновь проводились на трассе в городе Бронницы, Московской области.
КАМАЗ был представлен одним экипажем (пилот – Владимир Николаевич Симонов, штурман – Н.Соколов), которые выступали на автомобиле КАМАЗ-43114.
Руководителем команды в 1999 году был ведущий инженер В.Плаксин.
Особая техническая подготовка автомобиля в том году не проводилась и оставалась на уровне участия автомобиля в 1997-1998 годах.
В 1999 году количество участников авториала значительно возросло.
Так, конкуренцию по группе трёхосных автомобилей КАМАЗ-43114 составили: МАЗ-6317 (3 автомобиля.), УРАЛ-4320 (3 автомобиля), УРАЛ-4320-01 (1 автомобиль), УРАЛ-6361 (1 автомобиль), ЗИЛ-433420 (3 автомобиля), ЗИЛ-497206 (3 автомобиля).
Автомобиль КАМАЗ-43114 выглядел на трассе соревнований в целом неплохо, но отсутствие спортивного опыта, недостаточная техническая подготовка автомобиля, несовершенство деление автомобилей на группы (по признаку количества осей) и судейская предвзятость не позволили реализовать все положительные технические качества автомобиля и мастерство водителя.
В 2000 году было принято решение о проведении уже не Кубка, а «Чемпионата стран Содружества по автотриалу на грузовых автомобилях».
В том году были переработаны основные моменты регламента соревнований:
- автомобили стали разделять на категории, беря за основу базу автомобиля, а не количество осей, как было раньше;
- переработали технические требования, предъявляемые к автомобилям в плане увеличения возможных изменений и доработок конструкции автомобилей.
На базе Департамента развития и внедрения новых разработок КАМАЗа была создана специализированная рабочая группа, объединившая конструкторов, технологов, испытателей.
Тогда же на базе отдела ЛДСИ СГКИД и водителей-испытателей цеха ТСО и возникла команда КАМАЗ-ТРИАЛ.Чемпионат проходил в 4 этапа:
I этап проходил в феврале 2000 в городе Бронницы, Московской области.
Погодные условия тогда были весьма неблагоприятными – дождь с мокрым снегом, гололед и грязь, весенняя распутица.
От КАМАЗа участвовали три экипажа на автомобилях КАМАЗ-43118, КАМАЗ-43114, КАМАЗ-4326.
При этом лишь экипаж автомобиля КАМАЗ-43114 выступил удачно.
Он занял второе место из четырёх стартовавших в своей категории.
II этап в Минске камазовцы пропустили по причине форс-мажорных обстоятельств.
III этап в городе Звенигород, Московской области проходил при сухой солнечной погоде в сентябре 2000 года.
После упорной борьбы в шести секциях автомобиль КАМАЗ-43114 (пилот – Владимир Николаевич Симонов, штурман Валентин Владимирович Васин) занял 3 призовое место (при 9 стартовавших).
КАМАЗ-4326 (пилот – Сергей Фёдорович Сафонов, штурман Сергей Иванович Иванов) занял 5 место (при 9 стартовавших).
КАМАЗ-43118 (пилот – Н.Васильев, штурман Алексей Анатольевич Ключко) занял 9 место (при 9 стартовавших).
IV заключительный этап проходил в октябре 2000 года в районе Минска в старом заброшенном песчаном карьере.
В результате жёсткой борьбы в категории С-3 с представителем БСО «МАЗ-Яровит» - автомобилем МАЗ-5434 (пилот, мастер спорта международного класса В.Московских, штурман, кандидат в мастера спорта А.Рудницкий) и представителем ОАО «УралАЗ» - автомобилем УРАЛ-43206 (пилот, мастер спорта В.Найман, штурман мастер спорта И.Болотов) экипаж автомобиля КАМАЗ-43114 (пилот – Владимир Николаевич Симонов, без спортивного разряда, штурман Валентин Владимирович Васин, без спортивного разряда) занял 2-е призовое место!
Стартовали, кстати, в этой категории девять грузовиков.
Если кратко подвести итоги «Чемпионата стран Содружества 2000 года по автотриалу на грузовых автомобилях», то стоит сказать, что КАМАЗ подтвердил достаточно высокий и соизмеримый с конкурентами МАЗ, УРАЛ, ЗИЛ технический уровень своих полноприводных автомобилей.
Этот уровень позволил превзойти автомобили ЗИЛ, на равных соперничать с автомобилями УРАЛ и в отдельных моментах превосходить автомобили МАЗ.
В сезоне 2001 года команда КАМАЗ-ТРИАЛ приняла участие в четырёх этапах «Открытого чемпионата стран Содружества по автотриалу на полноприводных грузовых автомобилях – Яровит-Трак оф роуд» и соревнованиях на «Кубок ГАБТУ МО РФ и «Автосельхозмаш-Холдинг».
МАЗ, УРАЛ, КАМАЗ – вот среди этих грузовиков развернулась основная борьба в апреле и сентябре 2001 года на I и III этапах «Открытого чемпионата стран Содружества по автотриалу» в Звенигороде (Московская область) и на II и IV этапах в Минске (Республика Беларусь)
В 2001 году соревнования по автотриалу проходили в течение нескольких дней сразу в двух дисциплинах:
- классический триал (прохождение трассы со специальными воротами, обозначенной ограничительными лентами, в течение строго отведённого времени),
- карусельная гонка (скоростное движение по замкнутой кольцевой трассе).
КАМАЗ в 2001 году был представлен тремя экипажами во главе с Владимиром Николаевичем Симоновым (КАМАЗ-43118), Валентином Владимировичем Васиным (КАМАЗ-43114) и Сергеем Фёдоровичем Сафоновым (КАМАЗ-4326).
Руководителем команды КАМАЗ-ТРИАЛ был Борис Владимирович Дитковский.
Огромную помощь команде оказывал Юрий Валерьевич Пивушков – руководитель темы КАМАЗ-ТРИАЛ, главный конструктор по исследованиям и доводке автомобилей Департамента развития и внедрения новых разработок КАМАЗа.
Кстати, как и ранее, грузовики КАМАЗ - это были серийные внедорожники с камазовскими двигателями, лишь на спортивных платформах и с установленными дугами безопасности.
Чего не скажешь об автомобилях МАЗ и УРАЛ, чьи конструкторы укомплектовали свои машины импортными моторами и другими прибамбасами.
Так, ведущие мосты некоторых грузовиков-соперников имели блокировку межколёсного дифференциала, чего были лишены камазовские серийные грузовики.
По итогам I и II этапов «Открытого Чемпионата стран Содружества по автотриалу 2001» КАМАЗ-43114 (пилот Валентин Владимирович Васин, штурман Алексей Анатольевич Ключко) и КАМАЗ-4326 (пилот Сергей Фёдорович Сафонов, штурман Сергей Иванович Иванов) поочерёдно заняли два третьих призовых места.
Наиболее эффективным оказалось выступление экипажа на автомобиле КАМАЗ-43118 (пилот Владимир Николаевич Симонов, штурман Андрей Леонидович Кирилюк).
В категории С-4 автомобиль с 10 места (2000 год.) поднялся на третье призовое место.
Слева направо:
1. Кирилюк Андрей Леонидович - водитель-испытатель
2. Симонов Владимир Николаевич - водитель-испытатель
3. … - представитель завода УРАЛАЗ
4. … - представитель завода УРАЛАЗ
5. … - представитель 21 института ГАБТУ МО РФ
6. …. - представитель 21 института ГАБТУ МО РФ.
После 2001 года у организаторов «Открытого Чемпионата стран Содружества по автотриалу» что-то пошло не так.
Соревнования приказали долго жить.
Но память о команде КАМАЗ-ТРИАЛ жива.
Посмотрите на тех скромных героев КАМАЗа, сегодня незаслуженно забытых, кто на спортивных полигонах, в непростых условиях испытывал образцы серийной (!!!) техники и завоевывал для камазовских грузовиков репутацию надёжной техники.
Слева направо:
1.Моряшов Михаил Алексеевич - ведущий инженер-конструктор ;
2. Ключко Алексей Анатольевич - водитель-испытатель;
3. Васильев Николай Александрович - водитель-испытатель;
4. Пивушков Юрий Валерьевич - главный конструктор по испытаниям;
5. Дитковский Борис Владимирович - ведущий инженер-конструктор;
6. Васин Валентин Владимирович- водитель-испытатель;
7. Симонов Владимир Николаевич - водитель-испытатель;
8. Чумаков Александр Павлович - водитель-испытатель;
9.Иванов Сергей Иванович - водитель-испытатель;
10.Сафонов Сергей Фёдорович - водитель-испытатель.
В первом ряду слева направо:
1. Моряшов Михаил Алексеевич - ведущий инженер-конструктор;
2. Симонов Владимир Николаевич - водитель-испытатель;
3. Сафонов Сергей Фёдорович - водитель-испытатель;
4. Васин Валентин Владимирович - водитель-испытатель;
5. Васильев Николай Александрович - водитель-испытатель;
6. Дитковский Борис Владимирович - ведущий инженер-конструктор;
7. Чумаков Александр Павлович - водитель-испытатель;
8. Пивушков Юрий Валерьевич - главный конструктор по испытаниям.
Во втором ряду слева направо:
1. Ключко Алексей Анатольевич - водитель-испытатель;
2. Иванов Сергей Иванович - водитель-испытатель.
Слева направо:
1. Симонов Владимир Николаевич - водитель-испытатель;
2. Васин Валентин Владимирович - водитель-испытатель.