КАМАЗ был испытательным полигоном новейших инженерных решений и методов строительства.
При строительстве ВАЗа одним из самых мучительных процессов было рытье огромных котлованов.
И на КАМАЗе сначала думали, что колонны всех зданий встанут на железобетонные монолиты.
Чтобы установить эти титанические опоры, нужно было вынуть из котлованов 10 000 000 кубометров грунта!
Это же чёрт знает какое количество земли!
Это стоило бы не только больших денег, но и потребовало бы много времени.
На КАМАЗе были применены буронабивные сваи вместо обычных столбчатых.
В качестве примера был взят опыт украинских строителей.
Правда, все сданные на Украине объекты были не ровня корпусам КАМАЗа.
Было неясно, как сваи себя поведут на челнинской земле.
В ночь с 14 на 15 апреля 1971 года на опытной площадке недалеко от Прессово-рамного завода были пробурены первые 2 скважины.
В них опустили стальную арматуру, а затем залили бетоном.
Эксперименты проводили бригадир бурильщиков Л.М. Попов, крановщики Н.А. Терешков, И.И. Зонин и П.И. Головко. Руководили работами инженеры Г.Т. Пестов, Р.Р. Нугуманов.В.К., Водопьян.
Всего в последующие дни было сделано и испытано более 100 свай.
Они подвергались всесторонней нагрузке.
Испытания прошли успешно.
В июле 1971 года Бригада Леонида Попова из 4-ого участтка Гидроспецстроя сделала первую буронабивную сваю на строительстве главного корпуса Автомобильного завода.
Как это было на практике:
Бурили скважину, диаметром от 60 см до 1,2 метров, глубиной до 18 метров.
В этой работе хорошо себя зарекомендовали бурильные установки СО-2 и СО-1200 разработанные киевлянами и изготовленные Днепровским механическим заводом (г. Запорожье).
Затем вставляли в нее металлический каркас.
На фотографии внизу именно этот процесс и запечатлен.
Затем заливали бетоном и формировали оголовок.
После этого на верхних торцах свай, расположенных гнездом по 2, 4, 6 штук делали ростверк - бетонное основание для установки колонн каркаса.
Вот так выглядели забетонированные сваи в тот момент, когда шла работа по строительству подвалов.
Общий вид проделанной работы.
На фотографии внизу - работают "болтовщики". Их еще называли "болтунами".
Это были рабочие, которые монтировали на арматурном каркасе фундаментов специальные анкерные болты.
Болты были от 40 до 180 кг, диаметр - 90 мм, длина - до 4 метров.
Между прочим, процесс заливки должен быть непрерывным, иначе появлялись швы и трещины.
Не сразу был набран и нужный темп.
Лучшая бригада Виктора Кузьмина в первые дни ставила не более 3 свай в день.
Но потом поставили дело на поток (т. е. одни рабочие делали сваи, другие изготавливали ростверки)
и стали в день ставить 6 свай, а затем дошли и до 12(!).
Если в декабре 1971 года было сделано 237 свай, то в марте 1972 уже - 1553.
Благодаря этому методу:
1. Страна сберегла миллионы рублей. Общий эффект составил 7 000 000 рублей
2. Были высвобождены десятки экскаваторов, более 800 самосвалов КрАЗ, 300 бульдозеров.
3. Устройство фундаментов было ускорено в 3 раза.
И напоследок, предлагаю прочитать статью инженера А. Лепешкина о буронабивных сваях, опубликованную в газете "Советская Татария" 8 мая 1971 года.