Всего в последующие дни было сделано и испытано более 100 свай.
Они подвергались всесторонней нагрузке.
Испытания прошли успешно.
В июле 1971 года Бригада Леонида Попова из 4-ого участтка Гидроспецстроя сделала первую буронабивную сваю на строительстве главного корпуса Автомобильного завода.
Как это было на практике:
Бурили скважину, диаметром от 60 см до 1,2 метров, глубиной до 18 метров.
В этой работе хорошо себя зарекомендовали бурильные установки СО-2 и СО-1200 разработанные киевлянами и изготовленные Днепровским механическим заводом (г. Запорожье).
Затем вставляли в нее металлический каркас.
На фотографии внизу именно этот процесс и запечатлен.
Затем заливали бетоном и формировали оголовок.
После этого на верхних торцах свай, расположенных гнездом по 2, 4, 6 штук делали ростверк - бетонное основание для установки колонн каркаса.
Вот так выглядели забетонированные сваи в тот момент, когда шла работа по строительству подвалов.
Общий вид проделанной работы.
На фотографии внизу - работают "болтовщики". Их еще называли "болтунами".
Это были рабочие, которые монтировали на арматурном каркасе фундаментов специальные анкерные болты.
Болты были от 40 до 180 кг, диаметр - 90 мм, длина - до 4 метров.
Между прочим, процесс заливки должен быть непрерывным, иначе появлялись швы и трещины.
Не сразу был набран и нужный темп.
Лучшая бригада Виктора Кузьмина в первые дни ставила не более 3 свай в день.
Но потом поставили дело на поток (т. е. одни рабочие делали сваи, другие изготавливали ростверки)
и стали в день ставить 6 свай, а затем дошли и до 12(!).
Если в декабре 1971 года было сделано 237 свай, то в марте 1972 уже - 1553.
Благодаря этому методу:
1. Страна сберегла миллионы рублей. Общий эффект составил 7 000 000 рублей
2. Были высвобождены десятки экскаваторов, более 800 самосвалов КрАЗ, 300 бульдозеров.
3. Устройство фундаментов было ускорено в 3 раза.
И напоследок, предлагаю прочитать статью инженера А. Лепешкина о буронабивных сваях, опубликованную в газете "Советская Татария" 8 мая 1971 года.