USD

79,1285

EUR

90,3770

Казань

+22

Наб.Челны

+19

USD

79,1285

EUR

90,3770

Казань

+22

Наб.Челны

+19
Поделиться Vk

ЗАМЕТКИ ШПАКОВА ЕВГЕНИЯ ХАРИТОНОВИЧА. ЧАСТЬ 1.

168
0
0
0

Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Билаловна прислала заметки Шпакова Евгения Харитоновича о людях Кузнечного завода.

Шпаков Е.М. с 1982 года работал заместителем директора по экономическим вопросам Кузнечного завода.

Внизу на фотографии Шпаков Евгений Харитонович в центре вместе с Поповым В.Д.(слева) И Полторыхиным Павлом Павловичем.

Заметки были написаны 19 января 2006 года.

.

Текст автора.

В него добавил только фотографии из фондов Музея КАМАЗа и фотографии,любезно предоставленные Бадертдиновой М.Б.:

«Я знал достаточно близко 5-х директоров заводов (2- в Токмаке) и 3 – по Кузнечному заводу КАМАЗа.

Должен сказать, что все три директора Кузнечного завода КАМАЗа на голову выше токмакских и, я бы дополнил, большинства директоров других заводов КАМАЗа.

Общие объединяющие их черты:

1. Доскональное знание технологии производства, характеристик оборудования, правил эксплуатации зданий, оборудования и инструмента, что позволяло им грамотно оценивать действия своих подчинённых и правильно их координировать.

2. Умение выделять в работе «главное»

3. Способность оперативно анализировать обстановку и прогнозировать возможные ситуации.

4. Способность аргументировать и отстаивать своё мнение.

5. Упорство, чтобы обязательно достичь назначенной цели.

6. Разумное упрямство, чтобы, невзирая на запреты и ограничения, сделать всё по-своему и правильно.

7. Первоочерёдное внимание социальной стороне отношений.

Внимание к бедам работников, оказание личной помощи, учёт интересов и предложений от ТК – и КЗ в социальном плане самый спокойный до сих пор.

8. Все они были патриотами своего завода и привили нам эту не проходящую любовь.

И каждый из них был яркой личностью с индивидуальными особенностями.

Первый директор – Суббота Алексей Павлович.

Для Алексея Павловича – это был третий завод и второй из них – пусковой.

Судьба правильно распорядилась, чтобы Кузнечный завод «запускал» именно Алексей Павлович.

Иначе и быть не могло.

Другого такого достойного на тот момент в СССР просто не было.

У Алексея Павловича врождённая харизма быть директором.

Первый раз он им стал уже через три года после института.

В 32 года он уже строил и запускал КШЗ в Токмаке.

Алексей Павлович умел быть директором.

В Токмаке из разношёрстного состава наехавших на новостройку со всего Союза специалистов и неподготовленного местного населения подобрал и обучил достойную команду и запустил в долгое и успешное плавание Токмакскую кузницу.

Исторически оправдано, что в 1969 году Алексей Павлович оказался на кузнице КАМАЗа.

В 70-ые годы создал и поставил на твёрдую основу крупнейший в автомобильном мире Кузнечный завод, стабильно работавший до включения его в блок «Металлургия».

Я знал Алексея Павловича ещё с 60-х годов.

Он был председателем комиссии по защите дипломов в нашей группе и на моём техникумовском дипломе его подпись, которой я горжусь.

У него было чему поучиться, в том числе и многим высокопоставленным проверяющим КАМАЗа.

В 1975 году с приходом начальника ОТиЗа Воткина И.П.

Алексей Павлович дипломатично предложил мне стать его техническим помощником, видимо предупреждая возможные конфликты между мною – молодым, уже привыкшими ко мне тоже молодыми рабочими и новым пожилым начальником.

Мне не хотелось покидать отдел, я не собирался конфликтовать и просил своего шефа – зам. директора по ЭВАП – как поступить.

И Альберт Павлович сказал мне фразу, которую я помню до сих пор и за которую я ему благодарен:

«Иди, не должность главное.

Главное, что есть возможность близко поработать с Субботой А.П.

А у него есть чему научиться»

.

Внизу на фотографии Суббота Алексей Павлович первый слева..

Это невозможно выразить примерами, но тот дух и то умение относиться к работе и к людям, что мне удалось перенять у Алексей Павловича, до сего времени – моё кредо.

Алексей Павлович обладал чрезвычайной ценностью в работе – если уж вцепился в вопрос – решит его.

Иностранцы, шеф-монтажники, за это его очень ценили.

.

Внизу на фотографии пуск прессов 6300.

Ноябрь 1975 года..

Всё любил делать по-своему.

Его решения всегда были и правильными, и рациональными, и эффективными.

Не терпел опекунства и чинопочитания.

.

Внизу на фотографии Суббота А.П. разговаривает по телефону.

Слева на фотографии Семендий В.И.

Когда КАМАЗ запускал первую очередь ко всем заводам были приставлены комиссары из генпроекта КАМАЗа.

Они ежедневно прямо на объектах проводили совещания, давали указания, устанавливали сроки выполнения, докладывали генеральному.

Зачастую они просто подменяли директоров.

Суббота категорически отказался от комиссарства, а когда всё же помощником назначили заместителя ГпоЭиР Паринова С.В., он смог его уговорить выполнить новую … дважды – познакомившись с заводом на месте – первый раз и приняв … к приёмке объект – второй раз.

Паринов С.В. был человеком разумным, интеллигентным и не стал мешать А.П. делать знакомое ему дело.

Вторую очередь мы пустили в срок и без замечаний.

Когда министр автомобильной промышленности Поляков В.А. лично приехал в декабре 1975 года присутствовать при запуске лимитирующих групп оборудования (для Кузнечного завода – это была автоматическая линия производства коленвалов и балок передней оси), Суббота назначил запуск оборудования в 11 часов.

В запуске непосредственно принимали физическое участие шеф-монтажники из ФРГ. Задержавшись заметно при запуске автоматических линий по Литейному заводу и приезд министра к нам стал задерживаться.

Поступила команда из центрального штаба КАМАЗа – отложить запуск линии коленвала до приезда министра.

Это означало отключить уже нагревшийся индукционный нагреватель и объявить сотням кузнецов и десяткам немцев, что «показуха» задерживается.

А оборудование автоматической линии уж всё было построено и опробовано поодиночке.

И тут Алексей Павлович сказал:

«Линию мы запускали не для министра, а для себя. Запускайте, министр увидит её в работе». Приехавшие, через 15-20 минут после запуска министр и генеральный директор действительно увидели не спектакль запуска, а работающую автоматическую линию.

И министр и ГД оценили решение Алексея Павловича, дружески похлопав его по плечу.

В какой-то степени этот эпизод сгладил неудачный запуск оборудования по Литейному заводу, Заводу двигателей, Автомобильному заводу, о чём министр и сказал при подведении итогов. Ордена нам не дали, но похвалили.

На фотографии вверху слева направо:

1. …

2. Васильев Лев Борисович - генеральный директор КАМАЗа

3. Кириленко Андрей Павлович - член Политбюро ЦК КПСС (1962—1982), секретарь ЦК КПСС (1966—1982).

4. Суббота Алексей Павлович – директор Кузнечного завода.

5. Поляков Виктор Николаевич - министр автомобильной промышленности СССР

.

Алексей Павлович один из толковых руководителей на КАМАЗе понимал, что сила КАМАЗа в его заводах.

При трудоустройстве в Москве он попросил ознакомить его со структурой КАМАЗа.

Увидев, что заводы расположены в самом низу структурной схемы, а основная часть структуры – ФС управления, резко сказал, что с такой структурной идеологией КАМАЗ далеко не уедет.

И оказался прав.

Долго доказывал, что заводам следует дать больше прав и самостоятельности.

Разумеется с большим спросом.

Когда понял, что не все генералы думают также и не хотят ослабления своего статуса в пользу повышения статуса заводов – сделал завод по-своему, крепким, устойчивым и авторитетным.

Два десятка лет Кузнечный завод стабильно был вторым в соревновании среди заводов.

И продолжалось это до тех пор, пока с организацией блока «Металлургия», Кузнечный завод не превратили в производство.

Вверху фотография 11 октября 1978 года.

III отчетно-выборная партийная конференция КАМАЗа.

Слева направо:

1. Суббота Алексей Павлович – директор Кузнечного завода

2. Азаров Владимир Алексеевич – главный инженер Завода двигателей

3. Шуваев Александр Иванович - заместитель технического директора КАМАЗа по подготовке производства

4. Семендий Владимир Иванович – главный инженер Кузнечного завода

5. Мельниченко Валентин Михайлович – заместитель технического директора КАМАЗа по инструментальному производству.

.

Алексей Павлович умел требовать.

Требовал жёстко, но без криков, без нотаций, без унижения подчинённых.

Его эпизодические предприятия, взыскания или понижение в должности, были по сути декоративными, ибо фактически он прощал отдельным проверяющим и серьёзные промахи в работе.

Не прощал только рвачества, бессовестности и аморальности.

В целом и в Токмаке и на Кузнечном заводе КАМАЗа все работники его уважительно побаивались, любили и даже боготворили.

Алексей Павлович не терпел разгильдяйства или безразличия.

Каждый отпуск он посещал родной КШЗ и его рабочие делились с ним своими заботами.

Токмачане долго с восторгом рассказывали, как он, во время отпуска, побывав на заводе с ведома директора, провёл с руководителями экскурсию по заводу и всыпал всем по первое число за низкую культуру производства и нерадивость.

Попало даже директору завода.

И токмачане не обиделись, а были благодарны Алексею Петровичу за его любовь к КШЗ.

Алексей Павлович умел подбирать руководителей из молодёжи.

В первое время ласково их поддерживал и лелеял.

Правда умел и спросить.

Как-то поручает мне подготовить приказ о взыскании к молодому начальнику цеха.

Я возразил «мол, молодой, из мастеров, всего месяц в начальниках, может простить».

«Нет,- сказал Алексей Павлович,- месяц в начальниках – это уже много, пора и отвечать».

В обиходе Алексей Павлович был крайне неприхотлив.

Скромно обставленный кабинет, с аскетической строгостью, как у Сталина.

Минимум средств связи и оргтехники, скромный шкаф с литературой.

Никаких поблажек себе не позволял.

Страшно смущался, когда в день рождения ему дарили цветы и подарки.

Как ребёнок, от волнения не знал, куда себя деть.

Такой же скромности и бескорыстия требовал и от нас.

На фотографии первый секретарь горкома КПСС Беляев Р.К. вручает Субботе А.П. награду.
Внизу на фотографии Суббота Алексей Павлович (второй слева) в числе других работников Кузнечного завода после награждения правительственными наградами за пуск I очереди КАМАЗа.
Май 1977 года.

И уважали, и ценили его на КАМАЗе.

Внизу на фотографии Алексей Павлович (второй слева) проводит экскурсию для Бакина Бориса Владимировича (первый слева)- министра монтажных и специальных строительных работ СССР (1975-1989).

В 80-х его компетенция и авторитет соответствовали уровню генерального директора КАМАЗа.

И мы уже ждали такого поворота событий.

Но в Москве рассудили иначе и сделали хорошую мину при плохой игре – назначили заместителем Генерального директора по производству.

При внешнем повышении в должности была задействована мизерная роль его управленческого таланта.

Не дефицит ему нужно было «гонять» на конвейере, а руководить всем КАМАЗом или в худшем случае, заниматься перспективой развития КАМАЗа в роли технического директора».

Продолжение следует ...

0
0
168
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
а если дождь
Оркестр Лермана выступит на Азатлыке в следующее воскресенье
02.06.2025 16:56
В городе очень много безбашенных водителей, которые считают всех остальных водятлами и подрезают, гоняют из ряда в другой ряд создают нервозную обстановку на дороге.
В ГАИ опровергли версию о ДТП с детьми из-за флэшмоба «Беги или умри»
02.06.2025 16:48
Ради справедливости- Вы много видели в других городах и регионах, чтобы столько объектов значимых строили??? Для тех, кто нигде в России не бывает и сравнить не может, кроме Татарстана- у нас всё более чем хорошо!
Мантуров расширил список подарков Челнам, а Когогин – ряды водителей-грузоперевозчиков
02.06.2025 16:21
так и не поняли, почему же всё таки нет компенсации людям, которые добираются на своем транспорте
С июня компенсация проезда для камазовцев начисляется по новому пропуску
02.06.2025 15:33
Комментарии

0

Ваш комментарий
Сводка СВО: в двух регионах РФ взрывами повреждены мосты и поезда, есть жертвы; Киев показал свою редакцию меморандума о мире
«КАМАЗхит»: голосуем за стихи о компании (выпуск 7)
Сводка СВО: Киев не определился с участием в переговорах 2 июля; первый замглавы Ставрополя стал жертвой взрыва
Жесткая развязка: Ильшата Гафурова приговорили к 22 годам строгого режима
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть