С того момента, как работа "КАМАЗа" со своими дочерними компонентными предприятиями была сконцентрирована в едином блоке, миновал год. "Вести КАМАЗа" поговорили с руководителем созданного подразделения, заместителем гендиректора ПАО "КАМАЗ" Юрием Герасимовым об эффективности совместных усилий компаний.
КАК «ДОЧКИ» СПРАВИЛИСЬ С ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕМ
– Юрий Иванович, удается ли привести к общему знаменателю предприятия с разной судьбой и разными направлениями деятельности?
– Под крыло «КАМАЗа» эти коллективы перешли не вчера, но если Тутаевский моторный завод породнился с компанией девять лет назад, то БелЗАН – крупнейший поставщик метизной продукции в России – вошел в камазовскую семью всего год назад. Всем подразделениям блока в той или иной мере пришлось пройти перезагрузку – у «КАМАЗа» свои корпоративные ценности, требования к качеству продукции и сроки реализации проектов. Определяющей стала политика, которую проводит генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин в отношении дочерних предприятий. Их развитию уделяется столько же внимания, сколько предприятиям основной технологической цепочки, причем это касается не только применения инструментов и методов работы на производстве, но и развития персонала. Колледжи Тутаева, Тольятти, Димитровграда, Белебея, как и Набережных Челнов, активно участвуют в федеральной программе «Профессионалитет», направленной на подготовку востребованных рабочих специальностей.
– Как отражается на политике объединения перезагрузка рынка?
– Уход европейских автопроизводителей подстегнул интерес к отечественному продукту. Быстро растет спрос на продукцию АвтоВАЗа – по сравнению с первой половиной прошлого года за аналогичный период этого года ее выпуск увеличился на 33%. Осенью конвейер заработает еще быстрее: если в апреле там было выпущено 40 тысяч автомобилей, то в июле уже 49 тысяч, а на октябрь намечены 65 тысяч. АвтоВАЗ сегодня такой же крупный потребитель блока автокомпонентов, как и «КАМАЗ». Все предприятия, и прежде всего Группа ОАТ, обеспечивают его всеми деталями с учетом темпа 2,5 тысячи автомобилей в сутки.
– Санкции актуализировали тему импортозамещения. Удается ли небольшим предприятиям соответствовать требованиям качества с новой номенклатурой?
– Самый востребованный продукт – это крепежные изделия. Их поставляет «КАМАЗу» и АвтоВАЗу Белебеевский завод «Автонормаль» (БелЗАН). Этот коллектив оперативно освоил выпуск 250 видов новой продукции. Со специалистами НТЦ была проведена большая работа по подбору и унификации имевшихся в обороте болтов, гаек, пружин. Испытания показали их высокую надежность. Это при том, что общая номенклатура продукции БелЗАНа составляет 18 тысяч позиций!
На Тутаевском моторном заводе для «КАМАЗа» был создан центр ответственности по производству лебедок. В рамках этого проекта удалось не только нарастить объем их выпуска почти в пять раз, но и выполнить заказ Окской судоверфи, заместив зарубежного партнера.
На Скопинском автоагрегатном заводе («СААЗ Комплект») с учетом жестких требований потребителя разработаны стойки и амортизаторы с новой технологией окраски, которая значительно продлит срок их службы. Димитровградский «Автосвет» из структуры Группы ОАТ сейчас поставляет фонари, фары и другую светотехнику не только на АвтоВАЗ, но и для большегрузов поколения К5. Подобных примеров много.
ТМЗ ДАСТ СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ COMMON RAIL И Р6
– По своему темпу развития «дочки» тоже не отстают от "КАМАЗа", с учетом внедрения новых технологий на автогиганте?
– Практически все предприятия блока осваивают новую продукцию, но поистине знаковым прошедший год стал для Тутаевского моторного завода, который поставляет еще и на Петербургский тракторный завод. Для Питера было освоено производство двигателя с чугунной головкой блока цилиндров. В рамках этого проекта ТМЗ закупил обрабатывающие центры и машины для изготовления стержней, они снизят себестоимость и повысят качество продукции. В этом году на ТМЗ стартует производство двигателей с системой Common Rail. Для завода это событие станет вехой технического развития, а сельскому хозяйству даст тракторы с экономичным и надежным мотором. Кроме того, ТМЗ начнет поставлять тракторному заводу и Ростсельмашу двигатели Р6. Под их производство уже ремонтируется цех.
– Каковы финансовые результаты работы блока?
– Было бы правильно дождаться итогов года, ведь цыплят по осени считают. Однако можно сказать, что практически все предприятия блока прибыльны и сами формируют свои инвестиционные бюджеты. При нынешнем дефиците кадров стабильного роста производства можно достичь только техническим перевооружением, и малобюджетные проекты по закупке прогрессивного оборудования реализуются повсеместно. У каждого предприятия свои этапы развития, но любое из них при необходимости подставляет плечо товарищу. Так, например, наш кузнечный завод, чью продукцию диверсификации продают «Промышленные компоненты КАМАЗ», несмотря на все трудности, стабилизировал поставки поковок для Ярославского моторного завода и группы ГАЗ. Другой пример – «Освар»: компания выпускает светотехнические приборы и автоэлектроарматуру, но предоставила площади «УзАвтоТрейлеру» под сборку шторных автоприцепов. Это говорит о выполнении стратегической задачи: предприятия, с которыми работает наш блок, стали единой командой «КАМАЗа».
– Хватит ли их мощностей для обеспечения главного сборочного конвейера «КАМАЗа»? ГСК ведь должен наращивать темп.
– Сейчас поставки блока автокомпонентов ход ГСК не тормозят, и если потребность в продукции вырастет, темп будет обеспечен. Напомню, что спектр деятельности этих предприятий шире, сегодня они работают и на рынок. Сейчас разрабатывается проект развития блока до 2030 года, в нем будут учтены все риски. Задач много и сложность их не одинакова, поэтому к их решению будут привлекаться также специалисты НТЦ и технологического центра.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин