Пока первый в Набережных Челнах сервис каршеринга, запущенный на "КАМАЗе" в корпоративном формате, готовится к масштабированию на город, заводчане постепенно привыкают пользоваться не своими автомобилями. За первые недели работы сервиса на корпоративных «Москвичах» успели прокатиться 148 работников компании: их отзывы об услуге в целом положительны, но не без нареканий.
«ПРИЯТНО БЫЛО ЧУВСТВОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ТРАССЕ – МАШИНА ЯРКАЯ, ВСЕ СМОТРЕЛИ»
В список камазовцев, подключенных к системе «К5 Драйв», на сегодня входят порядка 700 человек. За полтора месяца с начала работы сервиса пользователи совершили на каршеринговых автомобилях "КАМАЗа" более 900 поездок, проехав в общей сложности 13 тыс. километров. Между тем департамент трудовых отношений ПАО «КАМАЗ» первые статистические результаты устраивают не вполне: как пояснил "Вестям КАМАЗа" руководитель департамента Сергей Романюк, указанный километраж наездили лишь полторы сотни пользователей. В ДТО планируют расширить охват парковочных мест и рассчитывают на более эффективную загрузку корпоративного каршеринга. Пока что ее обеспечивают преимущественно сотрудники генеральной дирекции, НТЦ и логистического центра.
Перечень сотрудников, подключенных к программе, не жесткий. Как уточнила "Вестям КАМАЗа" замдиректора ДТО Ирина Лёвина, чтобы стать новым пользователем сервиса, достаточно обратиться в службу управления персоналом своего подразделения.
«С момента запуска программы каршеринга прошло не так много времени, но мы уже сейчас видим достаточно положительных отзывов: сотрудники используют сервис, их мобильность повысилась, рабочие вопросы стали решаться быстрее, - говорит Лёвина. - Сейчас мы работаем над запуском каршеринга во внутреннем периметре автопроизводства, а значит комфортность работы наших коллег вырастет еще немного».
Если обратить внимание на географию перемещений каршеринговых автомобилей, стоит отметить две иногородние командировки, в которые за полтора месяца успели съездить камазовцы. Полуторасуточные поездки в Димитровград (порядка 700 км в обе стороны), а также в Казань оставили у пользователей желание развивать приобретенный опыт.
Первым, кто выбрался на служебном «Москвиче» в дальнюю командировку, стал главный специалист по расчетным исследованиям в конструкторском отделе двигателей НТЦ Сергей Андриянов.
«Я ездил на два дня и одну ночь в Казань, на переговоры, - рассказал Андриянов. - Опыт положительный во всех отношениях: после той первой поездки я уже пользовался каршерингом несколько раз и намерен пользоваться снова. Вся поездка прошла без проблем, с оператором каршеринга пришлось пообщаться лишь один раз – когда уже вернулся и припарковал автомобиль у гендирекции, откуда и уезжал. Я заглушил машину, но не смог завершить поездку. Вопрос, однако, решился за минуту, стоило связаться с оператором. Других вопросов по приложению не возникало, зарегистрировался я быстро – разве что пришлось загрузить фотографию из паспорта. В целом - главное, чтобы интернет оставался доступным. Автомобиль тоже не подвел. Я езжу на «Весте», и, когда пересел на «Москвич», почувствовал его высокий клиренс, мне понравилось. Трассу держит хорошо – правда, и дорога была чистая, но все же. Приятно было и чувствовать внимание на трассе – машина яркая, все на нее смотрели. Отдельно отмечу полный бак бензина - съездив в Казань, по Казани, вернувшись в Набережные Челны, я ни разу не заправлялся, и бензин в баке еще остался».
«В КАЗАНИ ГОРОДСКОЙ СЕРВИС БЫЛ ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ, ТОЛЬКО ПЛАТНЫМ»
Другие пользователи солидарны с Андрияновым: те, кому довелось выезжать за черту города, тоже обращают внимание на преимущество высокого клиренса, а некоторые – и на нюанс с завершением поездки в приложении «К5 Драйв». Так, главный специалист по механике отдела анализа, планирования и обеспечения ремонта оборудования завода запчастей Раиль Яхин, регулярно пользуясь каршерингом (около 20 поездок), тоже сталкивался с трудностью на финише. Яхин считает это вопросом спутниковой геолокации, но не расстраивается на этот счет, что заметно и по числу его обращений к сервису.
«Бывает, что поездка не завершается в приложении – это точно из-за геолокации, но я связываюсь с оператором и все сразу решается, - рассказывает Яхин. - В любом случае с каршеринговым автомобилем стало гораздо проще работать. Мне часто доводится ездить между подразделениями. Например, бухгалтерия у нас располагается на заводе двигателей – езжу туда за подписями, или по магазинам, когда нужно закупить запчасти. Прежде ездил на личной машине, но на служебной-то лучше. Каршеринг стал для меня постоянно востребованной услугой, хотя привык я к нему раньше, когда жил в Казани. Городской сервис там был точно таким же, только платным».
Еще один пользователь - начальник бюро в отделе недвижимости Татьяна Михейкина – рада самой возможности не зависеть больше в своих передвижениях от третьих лиц. «На высокой машине стало гораздо комфортнее ездить за город, где у "КАМАЗа" много недвижимости - комплекс «Саулык», например, или базы отдыха. Очень понравился автомобиль: у меня своя машина Renault Sandero, и в сравнении с ней салон «Москвича» реально просторный - приятно, когда нигде не поджимает. В нашем отделе работа разъездная, и, если руководитель уезжал на служебной машине, мне оставалось обращаться в ДВС, а там не всегда бывает свободный транспорт. Из-за этого частенько приходилось откладывать работу на потом. Теперь все иначе – вышла, например, с совещания, и никого ждать не надо – ни руководителя, ни ДВС, сразу уезжаешь», - поделилась впечатлениями Михейкина.
«ДАЖЕ ПОПАВ В ДТП ПО СВОЕЙ ВИНЕ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ НЕ ОПЛАЧИВАЕТ УЩЕРБ»
По мнению руководителя проекта каршеринга Вячеслава Семушина, неидеальная пропорция между зарегистрированными и фактическими пользователями сервиса связана с опасениями камазовцев в части штрафов.
«Люди боятся, что в случае нештатной ситуации на дороге им придется оплачивать вероятный ущерб. Это не так: в нашей программе каршеринга сотрудник КАМАЗа защищен со всех сторон – автомобили застрахованы как по ОСАГО, так и по КАСКО. Даже если сотрудник попадет в ДТП по своей вине, он не станет платить за повреждения. С нашей стороны на него возлагается только одна обязанность – оформить ДТП и предоставить эти документы нам», - поясняет Семушин.
Если быть совсем точными, то при определенных условиях ущерб от ДТП с каршеринговым «Москвичем» может быть возложен на сотрудника КАМАЗа, но это совсем не те ситуации, которые могут зависеть от аккуратности водителя. Как уточняет руководитель проекта, возмещать ущерб от ДТП придется самостоятельно в следующих случаях: пользователь сел за руль каршерингового автомобиля пьяным; он отказался от медосвидетельствования; попал в ДТП и скрылся с места событий; намеренно протаранил другой автомобиль. Если же машину, к примеру, вывернуло из колеи, и она зацепила другую, то никаких санкций не предусмотрено: автомобиль восстановят без участия пользователя – от него нужна только справка из ГИБДД.
Чтобы не оставлять вопросов, уточним: страховка покрывает все повреждения техники, допущенные трезвым и законопослушным водителем, но она, конечно, не избавляет от штрафов, выписанных инспекторами ГИБДД. Штрафы, как известно, обязательны к уплате независимо от того, на каршеринговом автомобиле водитель нарушил ПДД, или на личном.
«Алгоритм следующий: случилось ДТП, и, если в нем участвовали два автомобиля, то достаточно оформить происшествие в формате европротокола, а также сообщить о нем оператору через чат приложения. Если ДТП сложное и ситуация спорная, то нужно вызвать ГИБДД и, опять же, сообщить нам через приложение. В дальнейших действиях диспетчер при необходимости сориентирует, а если потребуется помощь на месте, то наш специалист приедет», - говорит руководитель проекта.
Семушин подтвердил "Вестям КАМАЗа" и нюанс с геолокацией – оператору сервиса о нем известно, и вызван он близостью заводов и их системы безопасности. Аналогичные проблемы возникают, к примеру, в центре Москвы или Казани - геолокация сотовых телефонов на этих территориях тоже работает плохо по объективным причинам.
«В Челнах это далеко не так заметно, но именно рядом с предприятиями погрешность увеличивается, - поясняет Семушин. – Мы сейчас занимаемся калибровкой геолокации и максимально проблему нивелируем, хотя полностью устранить ее невозможно».
ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - ДОМОЙ
Камазовский каршеринг по сути идентичен любому другому: практически каждый оператор в России работает как с физлицами в рамках городского сервиса, так и с юрлицами, под одним и тем же брендом. Промышленные компании успешно сотрудничают с городскими службами каршеринга по отдельным договорам, продукт же от «Цифровой платформы "КАМАЗ"» отличается лишь тем, что оператор пошел обратным путем – сначала создал сервис для "КАМАЗа", чтобы позже зайти с аналогичной услугой в город.
Однако следующим этапом масштабирования для «КАМАЗ-Спец-транса» станет все-таки не городской сервис, а доступность автопарка для поездок камазовцев по личным нуждам. Вечером – с работы, утром на служебной машине – обратно на работу, поездка завершена. По выходным и праздникам машину можно будет забирать на весь срок: условием, по объяснениям Семушина, станет ее возврат на следующий рабочий день. Естественно, личные поездки будут оплачиваться из личного бюджета пользователя.
«Тариф будет поминутным, и наша цель заключается в том, чтобы эта минута стоила меньше, чем минута в такси, - обозначил перспективы руководитель проекта. – Поскольку в такси цена динамичная, уточню, что наш ценник однозначно должен быть ниже 10 рублей».
Городской сервис для всех желающих, таким образом, будет реализован третьей очередью. Под него «КАМАЗ-Спец-транс» сформирует новый парк: компания наполнит его теми же «Москвичами», но уже самостоятельно, без участия "КАМАЗа". Если в корпоративном формате «КАМАЗ-Спец-транс» использует 34 машины, то в городском понадобится кратно большее их количество – иначе доступный ценник сохранить не удастся.
«Содержание парка само по себе не дешево – это и помещения, и механики, и, особенно, программное обеспечение с серверами и другим оборудованием, оно самое дорогое, - оценивает Семушин. - Но чем больше машин - тем меньше накладных расходов приходится на каждую». Для сохранения низкой цены, по словам руководителя проекта, "КАМАЗу" нужно будет задействовать в городском каршеринге порядка 150-170 автомобилей.
Фото: "Вести КАМАЗа"
сам очень много пользуюсь. с геолокацией просто беда! особенно на литейном заводе, там порой вообще программа говорит, что, либо Вы слишком далеко от машины, либо нет связи с авто... и начинается. А так просто супер! раньше постоянно пользовался личным транспортом, полный бак заправлял каждую неделю - чтобы решать производственные вопросы, порой и желания пропадало куда то ехать! а сейчас сел и поехал, еще и с комфортом! не, молодцы! ЗДОРОВО ПРИДУМАЛИ! хотелось бы что бы этот проект жил и развивался! единственное, что наверное нет того, к чему работники КАМАЗа привыкли - это инструкций. в договоре написано очень много и мелко. а то, как пользоваться машиной, как пользоваться программой и тд. это можно было бы прописать. не все к примеру умеют ездить на вариаторе, некоторые не знают, что его вначале нужно прогреть и тд.
Ответить (1)С ГЕОлокацией видимо из-за безопасности, в навигаторе тоже показывает меня далеко от реального местоположения. Что касается основной инструкции по машине, то в приложении было..
Мне нужно ездить по служебным поручениям между заводов, но доступ не дали, причину не объяснили, видимо все таки не для всех...
Ответить (0)ага, не жёсткий. был в списке - выкинули на крайнем согласовании.
Ответить (0)Москвич, в тебя мы верим! Скоро кресло твое на себя мы примерим! Дружным маршем с тобой пойдем мы на ПЕРВОМАЙ! Москвич , громче песню Победы запевай! Москвич КАМАЗу - товарищ и брат! Возьмемся с тобой мы за руки в крепкий хват! Сергею Семеновичу Собянину посвящается.
Ответить (1)Точно не Си Цзиньпину?