Пока первый в Набережных Челнах сервис каршеринга, запущенный на "КАМАЗе" в корпоративном формате, готовится к масштабированию на город, заводчане постепенно привыкают пользоваться не своими автомобилями. За первые недели работы сервиса на корпоративных «Москвичах» успели прокатиться 148 работников компании: их отзывы об услуге в целом положительны, но не без нареканий.
«ПРИЯТНО БЫЛО ЧУВСТВОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ТРАССЕ – МАШИНА ЯРКАЯ, ВСЕ СМОТРЕЛИ»
В список камазовцев, подключенных к системе «К5 Драйв», на сегодня входят порядка 700 человек. За полтора месяца с начала работы сервиса пользователи совершили на каршеринговых автомобилях "КАМАЗа" более 900 поездок, проехав в общей сложности 13 тыс. километров. Между тем департамент трудовых отношений ПАО «КАМАЗ» первые статистические результаты устраивают не вполне: как пояснил "Вестям КАМАЗа" руководитель департамента Сергей Романюк, указанный километраж наездили лишь полторы сотни пользователей. В ДТО планируют расширить охват парковочных мест и рассчитывают на более эффективную загрузку корпоративного каршеринга. Пока что ее обеспечивают преимущественно сотрудники генеральной дирекции, НТЦ и логистического центра.
Перечень сотрудников, подключенных к программе, не жесткий. Как уточнила "Вестям КАМАЗа" замдиректора ДТО Ирина Лёвина, чтобы стать новым пользователем сервиса, достаточно обратиться в службу управления персоналом своего подразделения.
«С момента запуска программы каршеринга прошло не так много времени, но мы уже сейчас видим достаточно положительных отзывов: сотрудники используют сервис, их мобильность повысилась, рабочие вопросы стали решаться быстрее, - говорит Лёвина. - Сейчас мы работаем над запуском каршеринга во внутреннем периметре автопроизводства, а значит комфортность работы наших коллег вырастет еще немного».

Если обратить внимание на географию перемещений каршеринговых автомобилей, стоит отметить две иногородние командировки, в которые за полтора месяца успели съездить камазовцы. Полуторасуточные поездки в Димитровград (порядка 700 км в обе стороны), а также в Казань оставили у пользователей желание развивать приобретенный опыт.
Первым, кто выбрался на служебном «Москвиче» в дальнюю командировку, стал главный специалист по расчетным исследованиям в конструкторском отделе двигателей НТЦ Сергей Андриянов.
«Я ездил на два дня и одну ночь в Казань, на переговоры, - рассказал Андриянов. - Опыт положительный во всех отношениях: после той первой поездки я уже пользовался каршерингом несколько раз и намерен пользоваться снова. Вся поездка прошла без проблем, с оператором каршеринга пришлось пообщаться лишь один раз – когда уже вернулся и припарковал автомобиль у гендирекции, откуда и уезжал. Я заглушил машину, но не смог завершить поездку. Вопрос, однако, решился за минуту, стоило связаться с оператором. Других вопросов по приложению не возникало, зарегистрировался я быстро – разве что пришлось загрузить фотографию из паспорта. В целом - главное, чтобы интернет оставался доступным. Автомобиль тоже не подвел. Я езжу на «Весте», и, когда пересел на «Москвич», почувствовал его высокий клиренс, мне понравилось. Трассу держит хорошо – правда, и дорога была чистая, но все же. Приятно было и чувствовать внимание на трассе – машина яркая, все на нее смотрели. Отдельно отмечу полный бак бензина - съездив в Казань, по Казани, вернувшись в Набережные Челны, я ни разу не заправлялся, и бензин в баке еще остался».
«В КАЗАНИ ГОРОДСКОЙ СЕРВИС БЫЛ ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ, ТОЛЬКО ПЛАТНЫМ»
Другие пользователи солидарны с Андрияновым: те, кому довелось выезжать за черту города, тоже обращают внимание на преимущество высокого клиренса, а некоторые – и на нюанс с завершением поездки в приложении «К5 Драйв». Так, главный специалист по механике отдела анализа, планирования и обеспечения ремонта оборудования завода запчастей Раиль Яхин, регулярно пользуясь каршерингом (около 20 поездок), тоже сталкивался с трудностью на финише. Яхин считает это вопросом спутниковой геолокации, но не расстраивается на этот счет, что заметно и по числу его обращений к сервису.
«Бывает, что поездка не завершается в приложении – это точно из-за геолокации, но я связываюсь с оператором и все сразу решается, - рассказывает Яхин. - В любом случае с каршеринговым автомобилем стало гораздо проще работать. Мне часто доводится ездить между подразделениями. Например, бухгалтерия у нас располагается на заводе двигателей – езжу туда за подписями, или по магазинам, когда нужно закупить запчасти. Прежде ездил на личной машине, но на служебной-то лучше. Каршеринг стал для меня постоянно востребованной услугой, хотя привык я к нему раньше, когда жил в Казани. Городской сервис там был точно таким же, только платным».

Еще один пользователь - начальник бюро в отделе недвижимости Татьяна Михейкина – рада самой возможности не зависеть больше в своих передвижениях от третьих лиц. «На высокой машине стало гораздо комфортнее ездить за город, где у "КАМАЗа" много недвижимости - комплекс «Саулык», например, или базы отдыха. Очень понравился автомобиль: у меня своя машина Renault Sandero, и в сравнении с ней салон «Москвича» реально просторный - приятно, когда нигде не поджимает. В нашем отделе работа разъездная, и, если руководитель уезжал на служебной машине, мне оставалось обращаться в ДВС, а там не всегда бывает свободный транспорт. Из-за этого частенько приходилось откладывать работу на потом. Теперь все иначе – вышла, например, с совещания, и никого ждать не надо – ни руководителя, ни ДВС, сразу уезжаешь», - поделилась впечатлениями Михейкина.
«ДАЖЕ ПОПАВ В ДТП ПО СВОЕЙ ВИНЕ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ НЕ ОПЛАЧИВАЕТ УЩЕРБ»
По мнению руководителя проекта каршеринга Вячеслава Семушина, неидеальная пропорция между зарегистрированными и фактическими пользователями сервиса связана с опасениями камазовцев в части штрафов.
«Люди боятся, что в случае нештатной ситуации на дороге им придется оплачивать вероятный ущерб. Это не так: в нашей программе каршеринга сотрудник КАМАЗа защищен со всех сторон – автомобили застрахованы как по ОСАГО, так и по КАСКО. Даже если сотрудник попадет в ДТП по своей вине, он не станет платить за повреждения. С нашей стороны на него возлагается только одна обязанность – оформить ДТП и предоставить эти документы нам», - поясняет Семушин.
Если быть совсем точными, то при определенных условиях ущерб от ДТП с каршеринговым «Москвичем» может быть возложен на сотрудника КАМАЗа, но это совсем не те ситуации, которые могут зависеть от аккуратности водителя. Как уточняет руководитель проекта, возмещать ущерб от ДТП придется самостоятельно в следующих случаях: пользователь сел за руль каршерингового автомобиля пьяным; он отказался от медосвидетельствования; попал в ДТП и скрылся с места событий; намеренно протаранил другой автомобиль. Если же машину, к примеру, вывернуло из колеи, и она зацепила другую, то никаких санкций не предусмотрено: автомобиль восстановят без участия пользователя – от него нужна только справка из ГИБДД.

Чтобы не оставлять вопросов, уточним: страховка покрывает все повреждения техники, допущенные трезвым и законопослушным водителем, но она, конечно, не избавляет от штрафов, выписанных инспекторами ГИБДД. Штрафы, как известно, обязательны к уплате независимо от того, на каршеринговом автомобиле водитель нарушил ПДД, или на личном.
«Алгоритм следующий: случилось ДТП, и, если в нем участвовали два автомобиля, то достаточно оформить происшествие в формате европротокола, а также сообщить о нем оператору через чат приложения. Если ДТП сложное и ситуация спорная, то нужно вызвать ГИБДД и, опять же, сообщить нам через приложение. В дальнейших действиях диспетчер при необходимости сориентирует, а если потребуется помощь на месте, то наш специалист приедет», - говорит руководитель проекта.
Семушин подтвердил "Вестям КАМАЗа" и нюанс с геолокацией – оператору сервиса о нем известно, и вызван он близостью заводов и их системы безопасности. Аналогичные проблемы возникают, к примеру, в центре Москвы или Казани - геолокация сотовых телефонов на этих территориях тоже работает плохо по объективным причинам.
«В Челнах это далеко не так заметно, но именно рядом с предприятиями погрешность увеличивается, - поясняет Семушин. – Мы сейчас занимаемся калибровкой геолокации и максимально проблему нивелируем, хотя полностью устранить ее невозможно».
ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - ДОМОЙ
Камазовский каршеринг по сути идентичен любому другому: практически каждый оператор в России работает как с физлицами в рамках городского сервиса, так и с юрлицами, под одним и тем же брендом. Промышленные компании успешно сотрудничают с городскими службами каршеринга по отдельным договорам, продукт же от «Цифровой платформы "КАМАЗ"» отличается лишь тем, что оператор пошел обратным путем – сначала создал сервис для "КАМАЗа", чтобы позже зайти с аналогичной услугой в город.
Однако следующим этапом масштабирования для «КАМАЗ-Спец-транса» станет все-таки не городской сервис, а доступность автопарка для поездок камазовцев по личным нуждам. Вечером – с работы, утром на служебной машине – обратно на работу, поездка завершена. По выходным и праздникам машину можно будет забирать на весь срок: условием, по объяснениям Семушина, станет ее возврат на следующий рабочий день. Естественно, личные поездки будут оплачиваться из личного бюджета пользователя.
«Тариф будет поминутным, и наша цель заключается в том, чтобы эта минута стоила меньше, чем минута в такси, - обозначил перспективы руководитель проекта. – Поскольку в такси цена динамичная, уточню, что наш ценник однозначно должен быть ниже 10 рублей».
Городской сервис для всех желающих, таким образом, будет реализован третьей очередью. Под него «КАМАЗ-Спец-транс» сформирует новый парк: компания наполнит его теми же «Москвичами», но уже самостоятельно, без участия "КАМАЗа". Если в корпоративном формате «КАМАЗ-Спец-транс» использует 34 машины, то в городском понадобится кратно большее их количество – иначе доступный ценник сохранить не удастся.
«Содержание парка само по себе не дешево – это и помещения, и механики, и, особенно, программное обеспечение с серверами и другим оборудованием, оно самое дорогое, - оценивает Семушин. - Но чем больше машин - тем меньше накладных расходов приходится на каждую». Для сохранения низкой цены, по словам руководителя проекта, "КАМАЗу" нужно будет задействовать в городском каршеринге порядка 150-170 автомобилей.
Фото: "Вести КАМАЗа"
сам очень много пользуюсь. с геолокацией просто беда! особенно на литейном заводе, там порой вообще программа говорит, что, либо Вы слишком далеко от машины, либо нет связи с авто... и начинается. А так просто супер! раньше постоянно пользовался личным транспортом, полный бак заправлял каждую неделю - чтобы решать производственные вопросы, порой и желания пропадало куда то ехать! а сейчас сел и поехал, еще и с комфортом! не, молодцы! ЗДОРОВО ПРИДУМАЛИ! хотелось бы что бы этот проект жил и развивался! единственное, что наверное нет того, к чему работники КАМАЗа привыкли - это инструкций. в договоре написано очень много и мелко. а то, как пользоваться машиной, как пользоваться программой и тд. это можно было бы прописать. не все к примеру умеют ездить на вариаторе, некоторые не знают, что его вначале нужно прогреть и тд.
Ответить (1)С ГЕОлокацией видимо из-за безопасности, в навигаторе тоже показывает меня далеко от реального местоположения. Что касается основной инструкции по машине, то в приложении было..
Мне нужно ездить по служебным поручениям между заводов, но доступ не дали, причину не объяснили, видимо все таки не для всех...
Ответить (1)В службе по персоналу сказали для начальства тока каршеринг
ага, не жёсткий. был в списке - выкинули на крайнем согласовании.
Ответить (0)Москвич, в тебя мы верим! Скоро кресло твое на себя мы примерим! Дружным маршем с тобой пойдем мы на ПЕРВОМАЙ! Москвич , громче песню Победы запевай! Москвич КАМАЗу - товарищ и брат! Возьмемся с тобой мы за руки в крепкий хват! Сергею Семеновичу Собянину посвящается.
Ответить (1)Точно не Си Цзиньпину?