В преддверии выхода консолидированной финансовой отчетности группы "КАМАЗ" по МСФО генеральный директор компании Сергей Когогин дал итоговую пресс-конференцию корпоративным СМИ. "Вести КАМАЗа" публикуют сегодня несколько тезисов из этой беседы, посвященные текущему положению автогиганта на отечественном рынке. Полный текст пресс-конференции будет опубликован в ближайшие дни.
«ПРИ ПРОГНОЗЕ РЫНКА 60-65 ТЫСЯЧ МАШИН МОЖНО ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ПРОИЗВОДИТЬ»
Отвечая на вопросы представителей корпоративных медиаресурсов, гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин связал финансовые итоги 2024 года, рассчитанные по российской системе бухгалтерской отчетности, с изменениями во внутренней экономической политике страны, которые он определил, как «глобальную трансформацию экономики».

Прошлый год "КАМАЗ" завершил, напомним, с убытком по РСБУ в размере 3,35 млрд рублей (-128% к 2023 году) и снижением выручки до 323,4 млрд рублей (-8,8% к АППГ). Сразу отметим, что в консолидированной отчетности группы по международной системе (МСФО) за 2024 год прогнозируется положительный результат.
Главной же причиной спада на рынке грузовиков, по словам Когогина, стала финансовая политика Центробанка РФ: высокая ключевая ставка привела, с одной стороны, к неспособности клиентов обслуживать лизинг и автокредитование, с другой – к принципиальному нежеланию тратить деньги.
«Каждый, кто сейчас стоит перед выбором «купить новую машину или поездить на старой», выбирает второй вариант. Даже те, у кого деньги есть, кладут их в банк на депозит – когда еще представится возможность получать доход, ничего не делая?» - пояснил ситуацию спикер.
Вторым значимым фактором спада продаж гендиректор "КАМАЗа" обозначил затоваривание рынка китайскими брендами. К началу этого года, по данным камазовских аналитиков, нераспроданными на складах остались порядка 40 тыс. автомобилей китайского производства. Еще около 20 тыс. машин клиенты вернули лизинговым компаниям – тоже в основном импортированных с востока.
«Если ориентироваться на текущий прогноз рынка, то есть на продажи 60-65 тысяч автомобилей в этом году, то можно вообще ничего не производить – все эти машины уже есть, - отметил Когогин. – […] Впервые дилеры продают со своих складов больше техники, чем покупают у нас. Я не скажу, на каких условиях они начали распродажу, но рынок не обвалится, он вернется на нормальные рельсы. […] Наша доля на нем сейчас превышает 30%. Целевая задача – достичь 50%, к которым мы возвращались в начале каждого кризиса».

На продажах Камского автозавода, по мнению Когогина, складские распродажи отразятся мало, поскольку на рынке зависли в основном не камазовские модели, а автогигант, кроме прочего, в текущих обстоятельствах переориентируется на корпоративных клиентов. Для примера Когогин привел сырьевые компании уровня «Газпрома» и «Роснефти», которые пополняют и обновляют свои автопарки ежегодно. Гособоронзаказ "КАМАЗа" спикер тоже назвал «большим» и при этом долгосрочным: потребности армии не исчерпаются даже в случае окончания боевых действий на Украине, поскольку военный парк будет нуждаться в восполнении.
«К КОНЦУ ГОДА У МНОГИХ ПАРКИ ОСТАНОВЯТСЯ»
Помимо оборонзаказа и корпоративных клиентов компания учитывает в своих планах потребность регионов в спецтехнике, как минимум коммунальной. В этом году, по словам Когогина, одна лишь Москва законтрактовала в Набережных Челнах около 1 тыс. единиц коммунальной техники, а в настоящее время уже обсуждаются поставки на 2026-2027 годы. Тендер на этот период состоится в текущем году и столица уже дала понять, что желает видеть "КАМАЗ" на торгах.
Экспортные поставки Когогин обозначил, как «небольшие» - на уровне 4-5 тыс. автомобилей за год.
«На нашей компании лежат санкции, поэтому и поставки, и получение денег стали особым кейсом, задачей со многими неизвестными. Однако у наших специалистов по экспорту пока все получается. Многое здесь зависит от позиционирования – даже в соседних странах компании с иностранным участием отказываются сотрудничать, даже при отсутствии санкционных признаков. Просто потому, что это "КАМАЗ". И тем не менее, задачи решаются», - рассказал Сергей Анатольевич.
Что же касается грузоперевозок, то на "КАМАЗе" наблюдают сокращение сервисных запросов со стороны транспортных компаний. Тенденция указывает на то, что, пытаясь сохранить экономику бизнеса в сложных условиях, логистические предприятия отказываются от обслуживания своих парков. Такие ошибки сокращают срок службы автомобилей, по оценке Когогина, в разы. «К концу года у многих парки остановятся», - безапелляционно утверждает спикер.

Объем отечественного рынка грузовой техники, по мнению Когогина, постепенно возвращается к некому равновесному состоянию после двух аномально активных лет. В 2023-м, напоминает спикер, в России было продано 135 тыс. грузовиков, в 2024-м – 111 тысяч. Резкий подъем спроса два года назад поставил производителя в непростое положение: с одной стороны надо было резко наращивать производство сложной полноприводной техники К3 для силовых структур - на коммерческий рынок она не попадала; с другой стороны "КАМАЗ", ввиду ухода из России своих прежних европейских поставщиков, не смог оперативно нарастить производство нового поколения К5 под потребности рынка и сократил свою долю до 18%. Однако импортозамещение и ресорсинг поставщиков привели к тому, что уже в декабре 2024-го этот показатель вырос до 26%, а в феврале 2025-го – до 31%. Стабилизации отечественного рынка в компании ожидают, начиная с июля.
В полном тексте пресс-конференции, который "Вести КАМАЗа" опубликуют на днях, можно будет узнать, что думает гендиректор ведущего отечественного автопроизводителя о перспективах китайских грузовиков, снятых с продаж в России; каких результатов ждут в компании от онлайн-продаж и от роботизации производства; чем трудовые мигранты в Набережных Челнах отличаются от других, и как "КАМАЗ" намерен выстраивать отношения с бывшими европейскими партнерами в случае снятия санкций.
Фото: "Вести КАМАЗа"
КАМАЗ переживал и более худшие времена, поэтому все у него будет хорошо в будущем, есть перспективные и интересные модели, но на первое место должно выйти именно качество комплектующих у машин
Ответить (2)Китайцы заходят с другого хода, их логистические компании просто везут товары прямиком к нам из поднебесной
КамАЗ почему сколько стоит