Строящаяся около НТЦ испытательная площадка будет полностью сдана к октябрю 2022 года, но первые дороги можно будет использовать уже в этом квартале. Как рассказал "Вестям КАМАЗа" главный конструктор НТЦ по испытаниям Рамиль Гиниятуллин, 11-ю застраиваемыми гектарами планы "КАМАЗа" не ограничиваются: выбранная локация позволит в будущем расширить полигон еще на 5 гектаров.
ДОЛГИЙ ПУТЬ К СВОЕМУ ПОЛИГОНУ
У пересечения проспекта «КАМАЗа» и Машиностроительной улицы, непосредственно под боком Научно-технического центра автогиганта вовсю идет стройка на миллиард рублей – через год здесь будет развернут полигон для испытаний перспективной грузовой техники. "КАМАЗ" долго шел к этому проекту и за годы успел проработать несколько вариантов его реализации. Напомним о них в общих чертах.
Речь о необходимости полигона впервые зашла еще летом 2014 года, когда производитель заявил о создании системы автономного вождения по заданному маршруту. Новые технологии требовали тестов, соответственно первые беспилотные проекты презентовались федеральному правительству в комплекте с испытательной площадкой. В 2015 году "КАМАЗ" провел первые испытания беспилотного транспорта в Ногинске и сумел добиться федерального финансирования для развития программы: минпромторг РФ тогда пообещал выделить на беспилотники 18 млрд рублей, из которых порядка 5 млрд рублей предназначались для строительства нового специализированного полигона. Однако со временем программа была пересмотрена: инвестиции сократились примерно на стоимость объекта, перспектива стройки утратила фокус, но только не намерения автогиганта.
К 2018-му году открылось новое окно возможностей: в распоряжение муниципалитета Челнов вернулись три десятка участков, прежде арендованных бенефициаром ГК «ЕвроГрупп» Алексеем Мироновым, но не использованные и полученные по сомнительным схемам. На фоне нескольких уголовных дел главный подозреваемый Миронов отказался примерно от 53 га таких земель, и в их составе оказались 2,2 га около НТЦ. Вместе с бывшим мироновским участком пригодная к использованию площадка выросла до 12 гектаров, и это позволило "КАМАЗу" вернуться к вопросу строительства полигона, хотя и в несколько ином формате – организовать автодром поменьше, зато в максимально удобной локации и без оглядки на федеральное финансирование. В итоге город передал землю "КАМАЗу" и проект ее освоения получил зеленый свет.
В конце того же года "КАМАЗ" рассматривал параллельный проект, который предполагал тестирование беспилотного транспорта в Зеленодольском районе по соглашению с КФУ. Гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин и ректор КФУ Ильшат Гафуров тогда задумались о совместном создании и полигона, и исследовательского центра для беспилотников. Проект испытательной площадки в новом контексте оброс и новыми идеями – предполагалось создание «умного города» в ангаре 150 на 30 метров. Внутри должна была протянуться 8-полосная дорога с макетами автомобилей, людей и знаков – по плану все объекты для водителя в шлеме виртуальной реальности превращались бы в движущиеся симуляции. Реакции тестируемой машины на моделируемые условия программно регистрировали бы операторы, а для подкрепления результатов рассматривалась и возможность строительства трассы рядом с ангаром – для живых прогонов автомобилей. Однако свободная территория около университетской обсерватории с точки зрения оперативных испытаний и корректировки параметров все же далековата от НТЦ, а в стратегическом плане темп работ имеет первоочередное значение. Кроме того, вариант в Зеленодольском районе требовал решения новых нюансов, связанных с товарной сертификацией и другой проблематикой. Имея в виду перспективное развитие и целый ряд новых технологических концепций на годы вперед, "КАМАЗ" принял решение развивать домашнюю площадку – городок у НТЦ с физическими, но не менее подвижными манекенами и автомобилей, и людей. Как сегодня движется этот проект, "Вестям КАМАЗа" рассказал главный конструктор НТЦ по испытаниям Рамиль Гиниятуллин.
В ПЕРСПЕКТИВЕ ПЛОЩАДЬ ПОЛИГОНА ВЫРАСТЕТ ДО 16 ГЕКТАРОВ
– Рамиль Назимович, почему «КАМАЗ» приступил к строительству испытательного полигона только сейчас?
– В предыдущие годы по разным причинам построить его не удавалось, а теперь, когда руководством компании принято решение обновить автопарк, когда выпускается поколение К5, нам надо настраивать множество электронных систем. Нужно адаптировать системы помощи водителям, так называемые АDАS-системы, роботизированные автомобили. Чтобы быстро и качественно это делать, нам без полигона не обойтись. Более того, решено строить полигон именно на прилегающей к НТЦ территории с тем, чтобы любой инженер-исследователь мог выйти из стен своего офиса и сразу попасть на испытания. Это существенно ускорит нам процесс разработки, доводки систем, и, мы надеемся, поможет значительно улучшить качество нашего продукта. Насколько мне известно, была проведена огромная работа, чтобы именно эту территорию город передал в пользование «КАМАЗу».
Рамиль Гиниятуллин: "Площадь полигона увеличится до 16 гектаров"
– Что будет представлять собой полигон, на какие испытания он рассчитан?
– Мы по привычке говорим «полигон», официально же это научно-исследовательская площадка НТЦ. Здесь будут проходить испытания всех разрабатываемых автомобилей КАМАЗ на управляемость и устойчивость, тормозные испытания, испытания по внешнему шуму. Для испытания роботизированных автомобилей построим даже городок с макетами зданий, с перекрестками и светофорами, чтобы смотреть, как роботизированный автомобиль ведет себя в реальных условиях. На участке дороги появится большой тоннель, с помощью которого будут тестироваться радары, лидары систем помощи водителю. Кроме того, будут специальные трассы с различной крутизной подъемов и спусков, дороги с булыжным покрытием, с покрытием «бельгийская мостовая», специальным покрытием «базальтовая дорога» для испытаний антиблокировочной и противобуксовочной систем.
– В нашей климатической зоне полгода длится зима. Не будет ли в этот период полигон простаивать?
– Действительно, с ноября по март мы вынуждены часть испытаний приостанавливать – например, тормоза, управляемость… Но мы сможем чистить дорогу от снега и проводить ресурсные испытания, ведь по булыжной дороге без разницы, в какое время года ездить.
– Какой будет площадь будущего полигона?
– Если брать во внимание только строящуюся часть, то 11 гектаров. Но мы также намерены использовать существующую площадку, которая сейчас служит стоянкой автомобилей. Таким образом, площадь увеличится до 16 гектаров.
– Этого будет достаточно для полноценного полигона?
– Конечно, нам бы хотелось иметь бóльшую территорию, но считаем, что сейчас выбрали оптимальный вариант для решения поставленных задач. Значительный объем испытаний, процентов 70-80, мы сможем проводить здесь, у себя.
– Почему не 100 процентов?
– Для грузового автомобиля, тем более с такими массами, как у нас, на некоторые испытания нужна большая скорость. Протяженность трассы на нашем полигоне – 770 метров. Например, 40-тонные автопоезда на таком участке большой скорости развить не смогут. Поэтому про 100 процентов мы не говорим: какие-то испытания, как и раньше, будем вынуждены проводить на полигоне НАМИ в подмосковном городе Дмитрове. Кроме этого, доступными останутся наши традиционные площадки для различных специальных испытаний в Московской и Астраханской областях, в Крыму, в Ханты-Мансийском автономном округе.
Так будет выглядеть готовый полигон
– Стоимость проекта не изменилась? В феврале речь шла о миллиарде рублей.
– Сумма та же. Да, это значительные инвестиции, которые берет на себя «КАМАЗ», но из-за близости с НТЦ полигон позволит сэкономить средства на переезды, и самое главное сейчас – время, чтобы быстрее и качественнее вывести продукт на рынок.
– Когда полигон будет готов к испытаниям?
– Окончание строительства – октябрь 2022 года. Но надеемся, что первая очередь, то есть несколько основных дорог, будут сданы уже в этом году, и мы начнем использовать полигон.
Текст: Татьяна Парамонова
Фото: Виталий Зудин
О создании Инженерного Центра КамАЗа с конструкторскими залами ,с исследовательскими лабораториями для стендовых испытаний двигателей и автомобилей КамАЗ мы ,камазовцы ,мечтали с далёких 70-х годов.Тайной нашей мечтой было создание испытательного ПОЛИГОНА поблизости от Инженерного Центра ,как это сделали ГАЗовцы в городе Горьком. НО нашим мечтам не суждено было сбыться. То,что ПОЛИГОН создаётся ,это значительный рывок в будущее в создании новейших КАМАЗов .Осталось создать в Н.Челнах АВТОМОБИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ , чтобы СОЗДАВАТЬ кадровый автомобильный ПОТЕНЦИАЛ...Курдин Пётр Геннадьевич ,ветеран КамАЗа с1971года (ОГК,УГК,НТЦ,ОАО"КТО",ОАО,ТФК",КАМПИ.)
Ответить (0)