Внедрение системы комплаенс на «КАМАЗе» стартовало 11 лет назад. О том, как шло становление новой службы и каких результатов удалась достичь за минувшее время, "Вестям КАМАЗа" рассказал ее руководитель Виктор Спасов.
11 ЛЕТ: НЕ МНОГО И НЕ МАЛО
– Виктор Александрович, направлению комплаенс уже 11 лет. Или еще 11 лет? Как вы оцениваете этот период?
– 11 лет – это не много в сравнении с полувековым присутствием «КАМАЗа» на мировом рынке тяжелых грузовых автомобилей. Но в масштабах российского бизнеса, в котором лишь малая часть крупных предприятий внедрила у себя систему комплаенс, это значительно. Причем «КАМАЗ» это сделал намного раньше, чем наши партнеры и конкуренты в Российской Федерации - соответственно, мы опытнее. И самое главное – мы научились сопровождать бизнес-процессы без излишней бюрократии и в ногу со временем, следуя лозунгу: «Быть на волне, а не под волной!»
– Какие цели и задачи были поставлены перед службой комплаенс?
– Требовалось усовершенствовать систему внутреннего контроля, разработать и внедрить аналог международной комплаенс-системы с учетом российского законодательства. Наша версия должна была предотвращать нарушения законодательства, беречь репутацию компании, помогать в управлении рисками и снижении их негативных последствий, устанавливать единые правила поведения как внутри компании, так и в отношениях со сторонними организациями. Одной из предпосылок совершенствования системы внутреннего контроля и развития системы комплаенс стало принятие в России в 2008 году закона о противодействии коррупции ввиду присоединения нашей страны к конвенции ООН. В 2011 году Советом директоров ПАО «КАМАЗ» был утвержден план мероприятий по внедрению элементов системы комплаенс.
- Все это реализовано?
- В настоящее время комплаенс включает разные направления. Основное из них – антикоррупционное, которое осуществляется при эффективном взаимодействии блока безопасности, блока по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению, центра правового обеспечения, блока продаж и блока развития. Также развиваются антимонопольный комплаенс, социальный комплаенс, комплаенс противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Кроме того, начата оценка потенциальных рисков для внедрения технического комплаенс. А с 2021 года в систему комплаенс вошел контроль по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации.
– Кто осуществляет контроль деятельности комплаенс-системы?
– В 2017 году служба комплаенс была передана в прямое подчинение генеральному директору «КАМАЗа». Координационный совет под его председательством контролирует реализацию комплаенс-мер. Контроль эффективности комплаенс-мер и направления развития ежегодно пересматриваются Советом директоров в рамках отчета об исполнении комплаенс-программы с учетом результатов оценки аудиторов.
«В НАШЕЙ РАБОТЕ НАДО ЗНАТЬ КАК МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТАК И РОССИЙСКОЕ»
– Как набирался коллектив? Что должен знать и уметь сотрудник службы комплаенс?
– На начальном этапе функции были возложены на комитет корпоративного контроля и аудита блока заместителя гендиректора по безопасности с созданием бюро контроля системы комплаенс. За 11 лет коллектив из семи человек не только окреп профессионально, но и увеличился: сейчас у нас 19 человек. Мы сами готовим сотрудников из числа работников «КАМАЗа», потому что этому нигде не учат. В нашей работе надо знать как международное законодательство, так и российское, причем не только в области противодействия коррупции – приходится разбираться в бухучете и экономических вопросах. Кроме того, функция комплаенс централизована в 18 организациях группы «КАМАЗ». Обучение в системе комплаенс занимает особую роль. Для поддержания высокого уровня профессиональных знаний проводится постоянный мониторинг законодательства и обучение работников группы «КАМАЗ» и деловых партнеров компании.
– Каковы самые яркие события эпохи комплаенс?
– Одним из первых отмечу вступление ПАО «КАМАЗ» в 2013 году в Антикоррупционную хартию российского бизнеса ТПП РФ. В 2016 году мы получили от внешнего аудитора ООО «Эрнст энд Янг» подтверждение эффективного внедрения системы комплаенс. На этапе внедрения это была высокая оценка. Следующее важное событие – участие в 2020 году в антикоррупционном рейтинге российского бизнеса, по итогам которого «КАМАЗу» был присвоен класс рейтинга А2, или «компания с высоким уровнем противодействия коррупции». В 2021 году международная компания «Трансперенси Интернешнл-Р» провела рейтинг по оценке «горячих линий» 100 крупнейших российских компаний. «КАМАЗ» набрал 6,5 балла из 7, что является лучшим результатом в автомобильном секторе. Можно отметить и все проводимые нашей службой мероприятия, направленные на популяризацию системы комплаенс среди работников компании: конкурсы плакатов, видеороликов, стихов. В 2019 году мы провели бизнес-сессию для комплаенс-менеджеров на тему «Комплаенс сегодня, завтра, тенденции развития», в которой приняли участие более 50 представителей «КАМАЗа» из разных регионов, в том числе и руководители высшего звена управления.
– Каким будет комплаенс в будущем?
– Потенциал системы высок. Компания продолжит развитие направлений комплаенс с параллельным совершенствованием процессов и автоматизацией комплаенс-контролей. Продолжим работать над совершенствованием системы обучения, активно внедряя и используя передовые методы. Ряд мер будет направлен на улучшение каналов обратной связи и популяризации «горячей линии» в области комплаенс.
Текст: Татьяна Парамонова
Фото: Виталий Зудин