Десятилетие со дня основания отметила служба контроллинга закупок ПАО "КАМАЗ". О том, какие функции выполняет служба сегодня, "Вестям КАМАЗа" рассказал ее руководитель Виктор Барабанов.
«ЧТОБЫ ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ БЫЛИ СПРАВЕДЛИВЫМИ»
– Виктор Вадимович, что послужило толчком для создания службы контроллинга закупок?
– С 2011 года, когда на «КАМАЗе» стала активно внедряться система комплаенс-контроля, у компании возникла необходимость в анализе сделок по закупаемым товарам, работам и услугам с точки зрения их экономической целесообразности и эффективности. Поэтому в октябре 2013 года приказом генерального директора в структуре департамента экономики был создан отдел экономической экспертизы закупок компании. За 10 лет отдел значительно расширил сферу своей деятельности и преобразовался в службу контроллинга закупок. Она входит в состав центра экономики и подчиняется директору по экономике «КАМАЗа» Борису Модестову.
– Какими компетенциями должны обладать ваши специалисты?
– У нас достаточно молодой коллектив специалистов в области экономики и финансов, которые либо зарекомендовали себя в других подразделениях, либо работали в крупных отраслевых организациях. Это в основном специалисты со стажем, но есть среди них и выпускники вузов, которые пришли к нам на практику и решили профессионально развиваться в этом направлении. Средний возраст наших сотрудников – 34 года.
– Какие конкретно функции на вас возложены?
– Мы начинали с малого: участвовали в закупочных процедурах как эксперты, готовили упрощенную аналитику по текущим сделкам. Со временем наши компетенции росли, функции расширялись. От экспертизы маркетинговых исследований и проверок экономической целесообразности закупок мы перешли к их функционально-стоимостному анализу. Занимаемся и оценкой деятельности поставщиков: компетенции позволяют нам анализировать их изделия и давать предложения по оптимизации их бизнес-процессов. Чтобы закупочные цены были справедливыми, наши сотрудники вместе со специалистами блока закупок и других подразделений ведут переговоры с поставщиками.
- Вы работаете только с предприятиями технологического цикла "КАМАЗа"?
- Несколько лет назад мы начали работать и с дочерними обществами компании. К настоящему времени специалисты нашей службы контролируют функции закупок на «НЕФАЗе» и «ТЗА», занимаются мониторингом цен от группы «ОАТ», «КАМА ДИЗЕЛЬ», «ЦФ КАМА», «Федерал Могул Набережные Челны» и «КАМАЗ тормозные системы».
«НАША ЦЕЛЬ –РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ ВМЕСТЕ С ПОСТАВЩИКАМИ»
– Какие риски выявляет ваша служба и как предотвращает их?
– К основным рискам для компании в сфере закупок можно отнести выбор неблагонадежных поставщиков и завышение цен для поставляемой номенклатуры. Во втором случае мы анализируем ценообразование с учетом динамики стоимости сырья и материалов, а также финансово-экономическую деятельность поставщиков. Рыночные цены на аналогичные товары, конечно, тоже исследуем.
– Легко ли поставщики соглашаются с вашими оценками?
– Поставщиками движет естественное желание увеличить свою доходность, но мы добиваемся цен без переплат. Наши подходы и выводы учитываются при принятии управленческих решений. В развитие нашего направления генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин в этом месяце подписал приказ «Об утверждении Политики ПАО «КАМАЗ» в области ценообразования на покупные комплектующие изделия». Согласно этому приказу, ценообразование строго регламентировано и зависит от рыночной конъюнктуры. Кроме этого, новой функцией для нас стали финансовые аудиты поставщиков – мы проводим их совместно с блоком закупок. Наша цель – контролируемое изменение себестоимости продуктов и развитие компании вместе с нашими поставщиками.
– Как планируете развивать службу дальше?
– В плане аудита деятельности поставщиков нам еще есть куда расти. На повестке также IT-решения для сбора и обработки информации о себестоимости закупаемых изделий. Они позволят строить с поставщиками взаимовыгодные деловые отношения.
Текст: Татьяна Парамонова
Фото: Виталий Зудин