Чизолм: Тогда стреляй ему в башку. Чёрт, я уж и не знаю, отомсти за меня что-ли.
Ремейк… Какое ёмкое слово. Подразумевается, что чего-то нового в сюжете и наборе героев ждать не стоит. Но с «Великолепной семёркой» это даже в плюс – очень уж не хотелось, чтобы из фильма сделали постмодернистский шарж. За шаржами это к Тарантино. Здесь же создатели не стали отступать от классической схемы, заданной ещё Акирой Куросавой в далёком 1954 году: всё тот же маленький посёлок-городок с беззащитными жителями, которых притесняют злодеи, тут и семеро героев, которым нечего терять. Зло будет наказано, а добро победит, хотя и дорогой ценой.
Фильм мне понравился, хорошее развлечение на один вечер и даже пива можно не брать. Детям лучше не показывать, ибо количество трупов к концу фильма подбирается где-то к сотне.
И как обычно всё дело в мелочах: ремейк по смыслу всё же отличается от своих предшественников. Об этом далее.
Сюжет. Забытый богом (так утверждает главный злодей) городок в уютной, живописной долине где-то на Диком Западе. Фермеры сажают свой…, ну что-то там выращивают, живут и не тужат. Но, по закону жанра, нагрянула беда. Злобный олигарх, по имени Бартоломью Боуг (Питер Сарсгаард), как и положено в период становления капитализма в США, находясь в самом разгаре накопления своего первичного капитала, находит на фермерской земле золото и… Нет, он не хочет делиться с местными, ему ещё Рокфеллеров по богатству догонять, тут делёж противопоказан – капитал не сколотишь добрыми делами. Боуг начинает терроризировать беззащитных, отстреливать их прямо на городских улицах и жечь церковь. Всем желающим выжить предлагается 20 баксов и свободный выезд куда глаза глядят. Кнут и пряник, вернее чёрствая корка. Что делать несчастным фермерам?
Фермеры – народ крепкий. Фермерши ещё крепче. Нашлась среди них одна отважная миссис, зовут её Эмма (Хейли Беннетт). Она отправилась в соседний город и пытается нанять хоть кого-нибудь для защиты родного города. И нашла охотника за головами Чизолма (Дензел Вашингтон), у которого очевидно какие-то свои планы по поводу всего мероприятия. Чизолм довольно быстро набирает ещё пятерых удальцов: бандита в розыске Васкеза (Мануэль Рульфо), картёжника и пьяницу Фарадея (Крис Пратт), известного ветерана войны и опасного стрелка Гуднайта Робишо (Итан Хоук), его приятеля и мастера по холодному оружию Билли (Ли Бён-хон), а также слегка чокнутого следопыта Хорна (Мануэль Рульфо). В пути к ним присоединяется седьмой участник - индеец из племени команчей по имени Кровавая жатва (Мартин Сенсмейер). Кампания подобралась пёстрая – настоящий американский интернационал: негр, мексиканец, ирландец, француз, китаец, непонятный горец и коренной американец, все как на подбор убийцы, бандиты, дикари и просто милые люди. Куда деваться бедным фермерам?
Прибыв на место семёрка уничтожает встречающую их делегацию из головорезов Боуга. Самого злодея нет на месте. К нему отправляют гонца в лице продажного местного шерифа (грамотный ход – ускорить события, пока местные не передумали сопротивляться), а тем временем готовятся к обороне: собирают ополчение из горожан и шахтёров, тренируют его насколько это возможно, захватывают взрывчатку на шахте, роют окопы и минируют подходы. Город превращается в настоящую ловушку смерти. Тем временем Боуг собирает отряд в сорок человек и выдвигается на подавление бунта. Смирившиеся с неизбежным фермеры молятся у обгоревшей церкви.
Последняя треть фильма – чистый и незамутнённый экшен. Пальба из винтовок, револьверов, луков, пулемёта Гатлинга и даже из самодельной мортиры перемежается эффектными взрывами и не менее эффектной поножовщиной. После этой смертоносной бури посреди полуразрушенного городка заваленного трупами бандитов, ополченцев, шахтёров и одного олигарха бродят растерянные фермеры. Великолепная семёрка превратилась в менее великолепную тройку. Миссия выполнена. Злодей повержен. То, что осталось от города и его жителей спасено. Выжившие герои молча удаляются прочь. Конец.
***
Оригинальный фильм «Великолепная семёрка» был адаптацией старой японской кинокартины «Семь самураев», который многими считается культовым и его действительно стоит посмотреть. Сюжет почти не отличается, просто здесь вместо самураев запихнули «ковбоев». Именно поэтому в числе сценаристов нынешнего ремейка на первых местах стоят фамилии создателей японского первоисточника. Со временем изменились только спецэффекты, когда городок разносят в щепки динамитом и поливают свинцом из пулемёта, то это внушает. Смотреть желательно на большом экране.
Что же касается игры актёров, то развернуться здесь особо негде. Все персонажи давно превратились в типичные клише, встречавшиеся в сотнях вестернов. Тут шаг влево, шаг вправо и вылетишь за рамки, а ведь это не эксперимент, а ремейк, он про зарабатывание денег, а не про искусство. Требуется немалый талант, чтоб на таком закаменевшем материале увидеть в персонаже что-то новое и не поломать структуру фильма. Дензел Вашингтон и Итан Хоук на такое в принципе способны, но то ли им не хотелось, то ли не позволили продюсеры, но персонажи так и остались красивыми типажами, картинками из приключенческого романа. Но если вам нравятся книги Фенимора Купера и тому подобных писателей, то это не такой уж и недостаток. Колорит Дикого Запада, привычные герои в новом исполнении (с новыми лицами) что ещё нужно для ностальгии по знакомым с детства романам и фильмам.
Мне часто ставят в укор моё занудство. А я всего лишь люблю искусство. Искусство (тут можно было бы вставить умную цитату) должно служить людям. Служить блин, а не только развлекать. Чувствуете разницу между чистым развлекаловом и подлинным проявлением лучших черт человеческой души в кино? Фильмы должны делать людей лучше. А не впихивать мораль в виде дополнительной опции. Тогда это подлинное, человечное искусство, а не шутовство. С этой точки зрения «Великолепная семёрка» ещё неплохой фильм, но она не выдерживает никакого сравнения с «Семью самураями».
Пафос старого фильма был в служении. Самураи сначала взялись защищать крестьян из жалости, жадности и просто от нечего делать, а в конце Куросава устами одного из них высказывает глубоко человечную мысль: самураи-ронины (то есть потерявшие своих хозяев, обесчещенные этим) послужили настоящему хозяину японской земли – простому народу, единственному хозяину, которому вообще стоит служить и тем самым вернули себе честь. «Семь самураев» - фильм о любви к народу и чести.
В чём мотивация героев ремейка? Никакой глубокой мотивации не показано, кроме как у Чизолма и Эммы. Зачем остальные ввязались в эту историю не понятно, типа чувак тут позвал, и мы попёрлись. Чизолм и Эмма другое дело. Они мотивированы местью. Боуг отнял у них любимых людей и теперь должен ответить. И создатели фильма не порицают это разрушительное чувство, но учат смирятся с ним, как бы говорят, что так правильно. О чести нет и речи, она героям просто не ведома. Они ничем не лучше Боуга и при других обстоятельствах могли бы оказаться на его стороне. Они не добрые и не злые, они просто никакие. Вроде: не мы такие - жизнь такая.
В подкрепление предыдущей мысли достаточно вспомнить заключительный эпизод фильма: диалог Боуга и Чизолма. Боуг говорит о людях (народе) как об овцах (намекая на библейское – Божье стадо): «Если Бог не хотел, чтоб их стригли, он не сделал бы их овцами.» Тем самым он представляет себя даже не пастырем, а волком. Это его право стричь овец и резать их, он по отношению к ним высшее существо. Чизолм затаскивает его в церковь и душит под распятием, как бы приносит его в жертву своему богу - мести. Он расплевался с человечностью, он одержим. Но случай или чья-то воля (кому как нравится) не даёт сделать ему последний шаг. Вмешивается Эмма, которая мстит за убитого мужа. Месть превращает её в убийцу. «Великолепная семёрка» - фильм о ненависти и мести.
P.S. Кстати, режиссёр вкладывал в фильм социальный подтекст. Для Фукуа события в фильме — это отражение современного положения в обществе США: засилья богатых и беззащитности бедных. Цитата: «Я думаю, что «Семь самураев» Куросавы находит отклик и сегодня, это история о тирании и терроризме, как их не назови. Всё то же самое, люди наживаются за счёт других людей.»
http://www.hollywoodreporter.com/news/venice-denzel-washington-director-antoine-927318?utm_source=twitterP.P.S. Пейзажи американских прерий. Красота.