– Валерий Иванович, вы возглавили РИЗ в мае 2024 года. Какие задачи тогда поставило перед вами руководство «КАМАЗа»?
– Прежде всего, бесперебойно обеспечивать инструментом и оснасткой заводы «КАМАЗа», чтобы исключить простои. Также нужно было снизить затраты на инструмент и систематизировать контроль запасов.
– Какие планы были у вас при вступлении в должность?
– Мне важно было сохранить коллектив, повысить его квалификацию, омолодить, создать условия для работы. Инструментальных заводов в России осталось не так много, поэтому работники РИЗа – уникальные люди, самый ценный актив предприятия. Я коллег называю профессорами своего дела. Чтобы изготавливать качественный инструмент и оснастку, требуются и интеллектуальные, и физические данные, и сноровка, и опыт. Оборудование у нас в основном универсальное, но, в каком бы идеальном состоянии оно ни находилось, молодежь сегодня неохотно учится работать, а станков с программным обеспечением не так много. Есть планы технического перевооружения предприятия. Современные станки –программные, их точность впечатляет. Они требуют знания программирования, работник при таком станке становится оператором. С техническим и технологическим обновлением мы сможем привлечь молодые кадры.
– Какие проекты планируете реализовать, занимаясь перевооружением?
– Я возлагаю большие надежды на совместный с МГТУ проект «Станкин». В конце прошлого года РИЗ подписал с институтом договор, который подразумевает разработку концепции перевооружения завода. Проект институт предоставит нам к концу 2025 года. В первую очередь необходимо переоборудовать цех режущего инструмента. Инструмент стачивается, ломается ежедневно, срок его службы недолог, а потребность в нем большая. Следующий шаг – замена оснастки, то есть вспомогательного и мерительного инструмента, который служит дольше, чем режущий. В-третьих, нужно обновить запчасти для технологического оборудования, за которые мы также отвечаем.
– Какие еще проекты реализуются сейчас на заводе и какие планируются в ближайшем будущем?
– Мы планируем закупить оборудование на следующий год, чтобы покрыть потребности в протяжном инструменте. Понадобятся один шлифовальный и два кругошлифовальных станка. Есть также проект увеличения выпуска осевого инструмента, который мы называем прогрессивным. Потребность в нем с каждым днем растет. Для этого необходим дополнительный пятиосевой шлифовально-заточной станок, а для подготовительной операции к нему требуется шлифовальное и торцешлифовальное оборудование. Кроме того, мы поставили в приоритет IT-проект «1С:ERP Внедрение планирования». Перед нами стоит задача целенаправленно внедрять MES-системы. Это даст нам правильное планирование и позволит контролировать производство.
– Как обстоят дела с внедрением прогрессивного инструмента?
– На АвЗ, ЗД и ЗЗЧиК интенсивно обновляется оборудование, для чего и требуется прогрессивный инструмент. Мы в прошлом году внедрили 97 позиций такого инструмента: 84 позиции – с заменой санкционного, экономический эффект составил 1,7 миллиона рублей на тысячу деталей; 10 позиций отечественного производства, экономический эффект достиг 397 тысяч рублей на тысячу деталей; три позиции внедрено с повышением производительности обработки, экономический эффект – 37,9 тыс. рублей. В этом году запланировано внедрение не меньше ста позиций прогрессивного инструмента, включая изготовление и испытание.
Вехи истории
ремонтно-инструментального завода ПАО "КАМАЗ"
1970
год – вынут первый ковш земли на строительной площадке РИЗа
1971
год – вступил в строй цех нестандартного оборудования
1972
год – создано самое крупное заводское подразделение – энергоремонтный цех
1973
год – на заводе запущен первый станок и изготовлена первая деталь – опора
задней рессоры для автомобиля КАМАЗ
1974
год – госкомиссией подписан акт приемки в эксплуатацию первой очереди РИЗа –
120 тыс. кв. метров площадей, 2500 единиц технологического оборудования. На
заводе действуют больше десятка цехов, изготавливающих инструменты и оснастку
для КАМАЗа
1975
год – создана своя учебная база
23
мая 1980 года – на РИЗе впервые проведен День ремонтника
1990
год – налажен выпуск пожарных машин в ЦНО
1995
год – приступили к производству гидроусилителей руля и водяных насосов
1997
год – предприятию вручены диплом и почетный знак «За достижения в технологии и
качестве»
1998
год – налажено производство специализированной автотехники: пожарных автомобилей,
коммунальной техники, бензовозов на базе шасси КАМАЗ
2000
год – завод первым на «КАМАЗе» сертифицировал свою систему качества на
соответствие международным стандартам ИСО 9001 и 9002
2003
и 2004 год – завод стал дипломантом премии «КАМАЗа» в области качества
2005
год – внедряются методы управления 5S, ТРМ, SMED, благодаря которым возросла
производительность
2013
год – появление прогрессивного оборудования, позволяющего изготавливать
инструмент как из твердого сплава, так и из быстрорежущей стали
2019
год – запустили пятиосевой заточный станок с ЧПУ, чтобы изготавливать
инструмент для производства рядного двигателя Р6
2020
год – впервые спроектировали и изготовили электрический гайковерт с электронной
системой управления.
– 2025-й объявлен на «КАМАЗе» Годом качества и повышения производительности труда. Какие шаги предпринимаются в поставленных рамках?
– От нашей продукции зависит качество деталей и, соответственно, автомобиля в целом. В этом направлении у нас работа выстроена. Она касается и подготовки кадров, и всего производственного цикла. В прошлом году у нас появились пилотные группы по повышению производительности труда. Они вели системную работу в коллективе и смогли организовать ремонт и обеспечение технологического оборудования запчастями без негативного влияния на темп конвейера. Не все с первого раза получается, но мы учимся и эффект уже есть.
– Какие проблемы вы видите на РИЗе сейчас? Как их можно исправить?
– Есть нехватка персонала. Такая проблема существует не только на РИЗе, но в нашем случае человека без выучки на конкретную позицию не поставишь. Надо знать оборудование и технологию, понимать, как делать инструмент и оснастку, знать, где они используются. Этот вопрос мы решаем с помощью наставничества, на этом все выстроено. У каждого богатого опытом работника свои секреты, как сделать инструмент быстрее и качественнее. К примеру, есть два шлифовщика шестого разряда: один делает протяжку, второй занимается другим инструментом, и он эту протяжку сделать уже не может – не та специфика. Этот нюанс не учитывается в ссузах, там просто учат на шлифовщиков, а уже здесь, на месте, работник получает уникальные навыки. Еще хочу отметить нашу активную работу с колледжами и училищами. Под наши нужды готовятся группы токарей и фрезеровщиков. Надеюсь, что если не 100% этих молодых специалистов придут к нам, то большинство.
Текст: Кирилл Свиридов
Фото: "Вести КАМАЗа"
В ПДД чётко прописано, что переходить дорогу, как в данном случае, нужно только под прямым углом, а она по диагонали переходила.
Дело водителя грузовика, задавившего челнинку у остановки, передано в суд сегодня в 10:28Судя по покрытию дороги и бордюрам - это пешеходная дорожка. Так что правильно сделали, что дерево оставили, вырубить всегда успеется.
ПАД сохранил дерево, огородив его на краю дороги сегодня в 09:04Большому кораблю большие весла.
Фарид Салахов переизбран на должность руководителя исполкома Челнов единогласно сегодня в 08:39Спасибо за очень хороший подарок!
В новогодних подарках от «КАМАЗа» дети найдут караоке, пластилин и сладости сегодня в 08:32
Гость 627
09 апр в 13:01
Хотелось ,чтобы РИЗ пополнился молодыми кадрами! Но нет...к большому сожалению! На работу с кадрами надо привлекать профессионалов.
Гость 739
09 апр в 15:30
Отношение к людям должно быть лояльное тогда и кадры будут.
Гость 742
09 апр в 17:35
Некоторые мастера возомнили себя богами и в отличие СССР овских мастеров, просто придираются. Не дают возможности адаптироваться, требуют высшей квалификации от новеньких станочников. Тиски не ремонтируются должным образом
Гость 281
10 апр в 11:16
Уважаемый валерий вы все правильно говорите я полностью с вами согласен и поддерживаю единственое но нехрена вы взялись за то что риз никогда не делал да и делать не должэн а это какоето совсем не понятное как перемотка дэлектро двигателей ример пожалуйста у коровы 4 соска а учеловека 2 руки как за все соски ухватится зря не швейную фабрику для сидений тожэ нужны вот как то так родное ризовское сверло метчик хрен где купиш а это классный был инструмент ничета что сейчас в продажэ
Гость 519
10 апр в 14:48
Уважаемый 281-й. РИЗ этим занимался и вполне успешно будучи ОАО "КИСМ". Коллектив КИСМ насчитывал 5000 человек и завод успешно работал и ремонтировал электродвигатели, делал инструмент, вел логистику, обеспечивал запчастями к оборудованию, вел капитальный ремонт оборудования, делал прессформы. Но потом кто-то сказал: зачем нам делать инструмент, мы будем его покупать, зачем нам термообработка, мы будем делать все в ТГК на заводе двигателей.
Гость 211
10 апр в 14:24
Уважаемый Валерий Иванович, есть доля правды в ваших словах, например работать с персоналом - Займитесь наконец то персоналом, у вас явно не хватает квалифицированного персонала, ни мастера, ни нач цехов, и даже выше, просто не умеют разговаривать, начальников много, толку мало... Не надо фантазировать и раскидываться новыми задачами, нужно обновить оборудование и наконец начать делать хорошо то, что делаем и молодёжь потянется. За окном 21й век, станкам по 50 лет...
Гость 519
10 апр в 16:16
Интересно, как Валерию Ивановичу обновлять оборудования. Можно конечно предъявить, что он не добился обновления парка оборудования, выхода завода на безубыточность. Но возникает вопрос - какие ресурсы он для этого имеет. А ресурсов он не имеет никаких. В той системе координат, в которой он работает, его единственный ресурс - это люди вокруг него, работающее оборудование и все.
Гость 811
27 мая в 15:58
ЗЗЧ привет!
Гость 448
10 апр в 14:47
РиЗ лучшая школа в плане роста для станочников, у меня очень много знакомых с этого прекрасного завода.
Гость 705
14 июл в 10:45
Очень хочу научиться профессии по ремонту измерительных приборов при вашем заводе.Если можно, дайте пожалуйста возможноть. С уважением Байрас Ильшатович.
У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!