В середине текущего года начнется строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург.
«Во-первых, это повышение удобства и доступности перевозок, обеспечение их безопасности и надежности. Во-вторых, учитывая зарубежный опыт, при запуске высокоскоростного движения происходит перераспределение пассажиропотоков, повышается связанность территорий и мобильность населения, - приводит «Российская газета» комментарий Института экономики и развития транспорта. - В-третьих, перераспределение пассажирского потока разгрузит трафик на существующих железнодорожных линиях. В-четвертых, создание высокотехнологичного транспорта стимулирует экономический рост страны».
Проектирование и строительство ВСМ запланировано на 2024-2028 годы, а ввод в эксплуатацию - на второй квартал 2028 года. По расчетам минтранса РФ, после запуска ВСМ путь из Москвы в Санкт-Петербург займет 2 часа 15 минут - это почти в два раза меньше, чем сейчас. Планируется, что пассажиропоток между городами вырастет к 2030 году до 23 млн человек в год.
В ходе строительства ВСМ будут обкатываться новые технологии, важные с точки зрения импортозамещения. Сегодня в России нет железных дорог, предназначенных для высокоскоростного движения (более 250 км/час), а значит, потребуются собственные разработки, которые пригодятся и для других проектов. Директор Передовой инженерной школы "Академия ВСМ" Российского университета транспорта Олег Покусаев отмечает, что сооружение новой магистрали подтолкнет развитие многих отраслей: от машиностроения, металлургии и строительства до науки, образования и ИТ.
«Специально для проекта ВСМ-1 в России разрабатываются все элементы верхнего строения пути - безбалластная конструкция, рельсы и рельсовые скрепления, стрелочные переводы, - пояснил Покусаев. - К этим элементам предъявляются высокие требования, их будут сертифицировать и испытывать на скоростном полигоне Саблино - Тосно перед началом массового производства. Кроме того, разрабатываются инновационные решения по беспроводной связи, создается российская система управления движением поездов, обеспечивающая безопасность на скорости до 400 километров в час».
Передвигаться по высокоскоростным магистралям будут специальные составы, которые уже разрабатываются. Известно, что электропоезд будет состоять из восьми вагонов с возможностью соединения двух составов. Максимальная скорость - 400 километров в час. Проект получил название «Белый кречет». Макет вагона «Белого кречета» в натуральную величину был продемонстрирован в августе 2024 года на выставке в Москве. Предполагается, что до 2030 года будет произведен 41 такой состав.
Высокоскоростной поезд будет оснащен комплексом машинного зрения, средствами дистанционного управления, устройствами интервального регулирования и цифрового управления. Состав отличается аэродинамической формой с минимальным коэффициентом сопротивления, что снизит шум и расход энергии.
ВСМ пройдет по территории шести субъектов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. «Эффекты от транспортных проектов рассчитываются обычно за 20 лет эксплуатации. За этот период агломерационные эффекты от ВСМ Москва - Санкт-Петербург дадут экономике около четырех триллионов рублей валовой добавленной стоимости», - отметила первый заместитель гендиректора Центра стратегических разработок Татьяна Горовая. Еще 2 трлн рублей, по ее словам, принесет увеличение рабочего времени и, соответственно, объема выпуска продукции за счет сокращения времени в пути. Плюс 300 млрд рублей может принести дополнительная выручка туристической отрасли в регионах. «И нельзя забывать эффекты от строительства и производства подвижного состава. Они тоже внесут существенный вклад порядка пяти триллионов рублей прироста валовой добавленной стоимости», - добавила Горовая.
По словам руководителя Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, в России есть несколько направлений, для которых создание ВСМ является оправданным. В первую очередь это линии из Москвы на юг России - к курортам Черноморского побережья; на восток - до Казани, с возможным продлением до Екатеринбурга. Также, по его словам, рассматриваются идеи создания ВСМ на маршрутах Москва - Минск, Москва - Рязань и Екатеринбург - Челябинск.
Фото: company.rzd.ru
Все мечты и мечты, на землю не хотите спуститься? Нефть упала ниже плинтуса, откуда деньги?
Ответить (0)