25 апреля 2001 года на заводе микролитражных автомобилей (ЗМА) был выпущен 150 000 автомобиль ОКА.
Право первым сесть за руль получил Владимир Анатольевич Галанкин.
Есть повод напомнить несколько фактов о родной для КАМАЗа «окушке».
Факт №1. Появление автомобиля ОКА связано с тем, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постоянно критиковали министерство автомобильной промышленности (МАП) СССР за неудовлетворительную работу по обеспечению личным транспортом инвалидов. В начале 1980-х годов МАП решил создать микролитражный автомобиль с приспособлениями для инвалидов.
Факт №2. Идея разработки и производства микролитражки принадлежит Полякову Виктору Николаевичу - министру автомобильной промышленности СССР.
Факт №3. В своём названии «ВАЗ-1111» микролитражка имела аббревиатуру ВАЗ потому, что её разработкой занимались вазовские специалисты аж с 1969 года, т.е. с самого основания ВАЗа. К 1981 году на ВАЗе уже была разработана конструкция переднеприводного автомобильчика.
В этот же период специалисты НАМИ совместно с конструкторами Серпуховского автомобильного завода (СеАЗ) разрабатывали свой автомобиль, которым планировали заменить серпуховскую инвалидную мотоколяску.
Факт №4. МАП решило создать не отдельное производство, а выпускать автомобили, опираясь на уже действующие автомобильные заводы СССР. Была определена кооперация, по которой ВАЗ должен был делать силовой агрегат и привод на передние колёса, ряд других узлов. Всю кузовную штамповку должен был делать КАМАЗ. Камазовцы отвечали также за рулевое управление, тормоза, амортизаторы. Сборку решено было организовать на СеАЗе (20 000 автомобилей в год), на ВАЗе (15 000 автомобилей в год) и на КАМАЗе (15 000 автомобилей в год). Как итог, ежегодно в Советском Союзе должно было выпускаться по 50 00 микролитражек.
Внизу вы можете посмотреть, сколько автомобилей в тот или иной год выпускали автозаводы.
Факт №5. Чтобы не усложнять производство ОКИ двухцилиндровый двигатель для нового автомобиля взяли с ВАЗ-2108.
Факт №6. На КАМАЗе камазовские конструкторы под руководством Баруна Владимира Наумовича разработали и изготовили свой вариант микролитражки под названием МИШКА и КАМА.
Только из-за проблем, связанных с изготовлением двигателей для этих автомобилей, идея камазовцев не получила своего развития.
Факт №7. 15 июня 1983 года в УГК был создан отдел легковых автомобилей. Отдел возглавил Смирнов Игорь Геннадьевич.
В отделе работали Б. Сорокин, А. Сухарев. Позднее Смирнова И.Г. в должности главного конструктора КАМАЗа по легковым автомобилям заменил Гамага Владимир Павлович (на фотографии внизу он первый справа)
В период с 1983 по 1985 годы на КАМАЗе были изготовлены опытные образцы микролитражки. Внизу заметка из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 10 августа 1985 года.
В сотрудничестве с вазовскими специалистами были устранены первоначальные недоработки по задней подвеске, колесам, тормозам. Посмотрите фотографии опытных образцов «окушки» того времени.
Факт №8. 21 июля 1985 года выходит Постановление Совета Министров СССР №575 «О создании мощностей по производству легковых автомобилей особо малого класса», а 21 июня 1986 года – Приказ Министра автомобильной промышленности СССР №550. Эти два документа послужили началом организации производства легковых автомобилей на КАМАЗе. 10 декабря 1986 года ПЛА (производство легковых автомобилей) было выделено в самостоятельную производственную единицу и было размещено на территории сдаточного корпуса Автомобильного завода.
Обратите внимание, что в Набережных Челнах хотели выпускать не ОКУ, а КАМУ.
Еженедельник «Неделя» №29 за 1986 год.
Факт №9. В июне 1987 года директором производства малолитражных автомобилей ОКА был назначен Белоненко Олег Дмитриевич.
Факт №10. В ноябре 1987 года на производстве по выпуску ОКИ работали всего 72 человека. Газета «Рабочий КАМАЗа» в начале декабря 1987 года писала о том, как шла работа в цехе изготовления штампов на модельном участке прессово-рамного завода.
Факт №11. 21 декабря 1987 года в сдаточном корпусе автомобильного завода была выпущена первая ОКА. ЗМА (завод микролитражных автомобилей) ещё не существовало.
На фотографии слева направо: 1…2…3. Мальцев Анатолий Михайлович – первый заместитель директора по производству 4. Лашманов Геннадий Александрович. 5 …..
Вот как об этом событии писала тогда газета «Советская Татария».
В Музее КАМАЗа хранится отпечаток протектора первого автомобиля ОКА.
Факт №12. Прежде чем наладить серийную сборку «окушек» микролитражкам устраивали серьезные испытания. По полной программе машину гоняли на обкаточном стенде, на треках. Внизу на фотографии испытания ОКИ сделанные в январе 1988 года на пустыре между нынешними Органным залом и торговым центром 103.
За рулём - Кузина Тамара Викторовна – единственная женщина-испытатель среди 5 водителей-мужчин. Вот как она сама рассказывала о своей работе на страницах газеты «Вести КАМАЗа» от 16 декабря 2004 года.
Факт №13. Испытания ОКИ показали, что отечественная микролитражка находится на уровне западных аналогов и может быть рекомендована для экспорта в развитые капиталистические страны. Посмотрите краткую справку по техническому уровню автомобиля ВАЗ-1111 ОКА, составленную в марте 1988 года.
Факт №14. Во время проведения испытаний в 1988 году проводились рекламные акции микролитражек. Известно, что с лёгкой руки Белоненко Олега Дмитриевича «окушки» отправились на Грушинский фестиваль.
Статья из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 23 июля 1988 года.
В 1990-х годах автомобиль ОКА выставлялся в качестве приза на различных мероприятиях. Его дарили известным спортсменам и актрисам. Так, известно, в 1990-е годы обладателями ОКИ становились Людмила Гурченко, Татьяна Васильева и другие актрисы. Подробнее об этом читайте послезавтра.
В марте 2000 ОКА была вручена известной спортсменке Алине Кабаевой, в тот год ЗМА выступил спонсором Международных соревнований по художественной гимнастике.
Факт №15. В середине 1990-х годов ОКА стоила миллионы рублей. И спрос на автомобили опережал предложение. Самыми активными покупателями ОКИ были москвичи, сибиряки и жители других крупных городов Российской Федерации.
Внизу информация из газеты «Вести КАМАЗа» от 30 января 1996 года.
Более того автомобиль выдавался камазовцам в счёт невыплаченной заработной платы
Факт №16. Про «окушку» есть немало анекдотов. Внизу - анекдот про ОКУ, опубликованный в газете «Вести КАМАЗа» от 23 сентября 2000 года: «Бех Николай Иванович, первый раз посидев за рулём микролитражки, вылезает из салона и говорит: «На такой бесшумной машине в жизни не ездил, особенно когда коленками уши закрыл».
Бех Н.И. – генеральный директор КАМАЗа во время встречи с работниками НТЦ в ДК КАМАЗа. 18 сентября 1987 года.
Факт №17. Немного о темпах выпуске юбилейных автомобилей.
16 марта 1990 года была собрана 1 000 ОКА.
В ноябре 1991 года была выпущена 5 000 ОКА.
В декабре 1992 года с конвейера сошла 10 000 ОКА.
20 апреля 1995 года была выпущена 25 000 ОКА.
27 ноября 1995 года была собрана 30 000 ОКА.
21 августа 1997 года была выпущена 50 000 ОКА.
3 ноября 1999 года с конвейера сошла 100 000 ОКА.
Факт №18. Еще в феврале 2005 года, когда была выпущена 300 000 ОКА, многим заводчанам казалось, что у ОКИ будущее будет перспективным и светлым. Но в 2006 году производство микролитражки на КАМАЗе было прекращено. «Окушки» сегодня ещё вижу в городе. Гоняют потихоньку…
Тем, кто интересуется более подробной историей производства ОКИ в Набережных Челнах, рекомендую книгу Трониной Ольги Андреевны.
Отличная статья!
Ответить (0)