В современном мире появляются новые профессии и, соответственно, новые профессиональные праздники: например, недавно отмечался Всемирный день компьютерной графики. К 3D-дизайнерам себя могут смело отнести и сотрудники службы главного технолога проекта «АКП-2». О том, над чем работают специалисты этого направления, рассказал заместитель главного технолога по цифровым технологиям проекта «АКП-2» НТЦ Муса Искандаров.
– Муса Зямилович, ваша специальность по диплому и по первому месту работы – инженер-технолог. Как вы переквалифицировались в инженера-технолога-программиста, в специалиста «3 в 1»?
– Трехмерное моделирование проникло во все сферы автоматизации производства. Без применения и активного использования системы автоматизированного проектирования конкурентоспособное существование в сфере автомобилестроения уже невозможно. Чтобы быть в тренде, необходимо постоянное саморазвитие, поиск и изучение новейших разработок, методик, технологий машиностроения. Тем более, перед нами раскрыты широчайшие возможности доступности информации: техническая литература, тематические видеоматериалы, онлайн-курсы, тренинги и т.д.
– Расскажите о своей команде. Какими знаниями должен обладать сотрудник вашего подразделения?
– Наше подразделение создано относительно недавно, в нем трудится более 60 человек из предусмотренных штатным расписанием 95-ти. Как в любой команде, у нас есть так называемые ключевые специалисты, обладающие опытом, лидерскими качествами, способные передавать знания и направлять молодых специалистов. Вырастить профессионала эффективнее из неопытного сотрудника, как гранят алмазы в бриллианты.
Мы даем возможность трудоустройства молодым специалистам без опыта работы, включая студентов 2-4 курсов технических вузов самых разных специальностей: «Прикладная математика и информатика», «Мехатроника и робототехника», «Автоматизация техпроцессов и производств», «Программная инженерия, машиностроение и конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Мы готовы обучать всем необходимым навыкам в процессе работы, так сказать, в боевых условиях. Безусловно, приветствуются базовые навыки чтения конструкторской документации, разработки технологических процессов, знание основ трехмерного моделирования (NX-разработка 3D-моделей).

Муса Искандаров оценивает деталь, которую напечатал 3D-принтер
Над какими задачами работаете сейчас?
– У нас новый проект – формирование центра компетенций по цифровому производству и организация серийного производства коробок передач и их компонентов. Направлений в нем много. Например, необходимо разработать электронные технологические процессы изготовления деталей и узлов, что позволит уйти от традиционных бумажных носителей к цифровой информации и доставить рабочие инструкции непосредственно на мониторы оператора станка или слесаря МСР. Также предстоит разработать управляющие программы для станков с ЧПУ, благодаря чему рабочему остается только установить заготовку и запустить станок. Нужно создать 3D-модели сборочных операций, визуализирующих порядок выполнения действий: какую деталь взять, куда установить, с чем подсобрать и с помощью какого инструмента, а также 3D-моделирование специальных видов обработки – литье, сварка, термообработка и т.д.
Неотъемлемой частью станет имитационное моделирование всех процессов производства в программе Plant Simulation, с помощью которой можно проанализировать загруженность оборудования, рабочих мест, дефицита комплектующих изделий и выполнения плановых показателей производства.
Будем внедрять систему планирования ресурсов предприятия (ERP) и систему управления производством (MES), объединяющие все процессы в одно целое. Кроме того, для изготовления сложных деталей задействуем инновационные технологии: 3D-печать, лазерную сварку и роботизированные комплексы.
– Насколько 3D-моделирование может отразить реальную ситуацию?
– Практика показала, что 3D-моделирование обеспечивает высокий уровень достоверности, или, как мы говорим, сходимости результатов с реальным производством. Моделирование позволяет нам ускорить процесс подготовки производства. Отладка программ занимает от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от качества входных данных и сложности процессов и изделий. Тем не менее, это гораздо быстрее и дешевле, чем изготовление реальных образцов.
– Каким вы видите будущее автомобилестроения?
– Уверен, что в ближайших перспективах автомобилестроение придет к полной цифровизации и высокому уровню автоматизации проектирования и производства. Будет делаться большой акцент на повышение безопасности, улучшение экологичности и применение интеллектуальных помощников. В сложившейся ситуации технологам и конструкторам предстоит стать профессионалами в области цифрового инжиниринга, быть гибкими и готовыми к освоению совершенно новых технологий: дополненной реальности, искусственного интеллекта и прочих.

Процесс отладки программы для станка с ЧПУ
Текст: Татьяна Парамонова. Фото: Виталий Зудин.