USD

78,8549

EUR

89,9267

Казань

+20

Наб.Челны

+22

USD

78,8549

EUR

89,9267

Казань

+20

Наб.Челны

+22
Поделиться Vk

В этот день 50 лет назад. Или немного о дне рождения РИЗа

142
0
0
0

13 апреля 1970 года был вынут первый ковш на строительной площадке ремонтно-инструментального завода – «Первенца КАМАЗа».

Обратите внимание, что фотографии размещённые здесь, сделаны не в апреле 1970 года!

Поиск фотографий первого ковша на строительстве РИЗа продолжается.

.

Стоит заметить, что в различных источниках встречаются также даты 8 и 12 апреля, но 13 апреля – всё же чаще.

Пока не нашёл документов, ни подтверждающих, ни опровергающих 13 апреля, как день начала строительства ремонтно-инструментального завода, важно считать именно этот день – Днём рождения РИЗа.

Правда, стоит отметить, что сами ризовцы с недавних пор считают, что день рождения завода – это 28 марта 1973 года, когда ремонтно-инструментальное производство было, всего-навсего, переименовано в завод.

Но согласитесь, странно, что «Первенец КАМАЗа» отмечает свой день рождения позднее всех других основных камазовских заводов – литейного, прессово-рамного, кузнечного, автомобильного и завода двигателей.

Странно, что не принимается во внимание и то, что к марту 1973 года уже был построен основной корпус РИЗа, и в нём были смонтированы первые станки, и уже были выпущены первые детали.

Странно и то, что те, кто принимал решение об утверждении дня рождения РИЗа именно с 28 марта 1973 года, не принял во внимание опыт всего КАМАЗа, а ведь наша компания ведёт своё начало с первого ковша, который был вынут на строительной площадке, как известно, 13 декабря 1969 года.

РИЗ задумывался и к середине 1980-х годов стал инструментально-технической базой всего производственного объединения КАМАЗ.

РИЗ поставлял оснастку и оборудование многочисленным подразделениям, входившим в камазовскую империю, и разбросанным по многим городам СССР.

Каково же было назначение РИЗа в то время?

- Изготовление инструмента,

- Изготовление приспособлений для станочных, сборочных, сварочных работ и переработки пластмасс,

- Изготовление станков и автоматических линий (!),

- Изготовление средств механизации и автоматизации,

- Изготовление нестандартизированного оборудования,

- Изготовление запасных частей на оборудование,

- Выполнение капитального ремонта металлорежущего, кузнечно-прессового, сварочного оборудования и конвейеров.

В принципе, РИЗ мог бы и сам выпускать автомобили – настолько он был универсален: в его структуре была своя «кузница» и своя «литейка».

Но РИЗ в первую очередь делал всё возможное для бесперебойной работы всего КАМАЗа.

РИЗ называли «заводом-стартёром», «заводом – игрушкой».

Чистота в нём была, по воспоминаниям ветеранов КАМАЗа, как в хирургической!

Приезжие поэты расшифровывали РИЗ, как «Разум, Искание, Задор»!

Васильев Лев Борисович - первый генеральный директор КАМАЗа так говорил о месте ремонтно-инструментального завода на КАМАЗе: «Машину ломом не поднимешь, деталь пальцами не зажмёшь».

.

Но вернёмся к событиям апреля 1970 года.

50 лет назад на строительной площадке РИЗа работал экипаж экскаваторщиков УМС в составе Фролова М.Р., Зарипова Р., Карташова М. и Чернобровкина А.И..

Эти люди вынимали по 5 000 кубометров грунта за смену вместо полутора тысяч по норме!

Интересная история есть и с техникой, на которой они работали.

Экскаватор Карьерный Гусеничный, носил сокращённое название ЭКГ- 4,6.

Он был весом 200 тонн и предназначался "для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и вскрышных пород, в том числе тяжелых скальных, предварительно разрыхленных взрывом».

Так вот этот экскаватор пришёл на место строительства РИЗа своим ходом.

Кто-то скажет: «Ну и что?»

Но представьте: бездорожье, лужи, грязь…

Спецтехники для перевозки таких экскаваторов камазовская стройка в то время ещё не знала.

Чтобы экскаватор двигался сам, ему придали передвижную электростанцию и он 24 километра пути при собственной возможной скорости 2 километра в час, шёл своим ходом к месту строительства РИЗа долгих 10 дней.

.

И это был обычный трудовой подвиг первопроходцев КАМАЗа, один среди многих других, о которых нельзя забывать.

Внизу вы можете посмотреть подборку фотографий, на который видна работа ЭКГ- 4,6 на других строительных площадках Всесоюзной ударной комсомольской стройки.

0
0
142
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Отдельно для автоводителей если бы было как ты говоришь 1.5 метра то никто не стал бы писать за машины на тротуаре,там остался сантиметров 40 попробуй пройти хатябы с пакетами!
Автолюбители против «народных инспекторов» - в суде Челнов массово отменяются штрафы за парковку на тротуаре
04.06.2025 00:06
В каких домах 32 комп .дадут горячую воду
НЧТС сообщает о подключении к горячей воде 67% объектов второго этапа опрессовки
03.06.2025 22:05
Где дали воду в 31 комплексе
НЧТС сообщает о подключении к горячей воде 67% объектов второго этапа опрессовки
03.06.2025 21:52
А где огурцы и помидоры
В СНТ «Дизелист» штормовой ветер поставил теплицу на забор
03.06.2025 21:48
Комментарии

0

Ваш комментарий
Сводка СВО: Киев еще раз попытался взорвать Крымский мост, безуспешно
Сводка СВО: Киев взял неделю на изучение российского меморандума
Сводка СВО: в двух регионах РФ взрывами повреждены мосты и поезда, есть жертвы; Киев показал свою редакцию меморандума о мире
«КАМАЗхит»: голосуем за стихи о компании (выпуск 7)
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть