13 апреля 1970 года был вынут первый ковш на строительной площадке ремонтно-инструментального завода – «Первенца КАМАЗа».
Обратите внимание, что фотографии размещённые здесь, сделаны не в апреле 1970 года!
Поиск фотографий первого ковша на строительстве РИЗа продолжается.
.
Стоит заметить, что в различных источниках встречаются также даты 8 и 12 апреля, но 13 апреля – всё же чаще.
Пока не нашёл документов, ни подтверждающих, ни опровергающих 13 апреля, как день начала строительства ремонтно-инструментального завода, важно считать именно этот день – Днём рождения РИЗа.
Правда, стоит отметить, что сами ризовцы с недавних пор считают, что день рождения завода – это 28 марта 1973 года, когда ремонтно-инструментальное производство было, всего-навсего, переименовано в завод.
Но согласитесь, странно, что «Первенец КАМАЗа» отмечает свой день рождения позднее всех других основных камазовских заводов – литейного, прессово-рамного, кузнечного, автомобильного и завода двигателей.
Странно, что не принимается во внимание и то, что к марту 1973 года уже был построен основной корпус РИЗа, и в нём были смонтированы первые станки, и уже были выпущены первые детали.
Странно и то, что те, кто принимал решение об утверждении дня рождения РИЗа именно с 28 марта 1973 года, не принял во внимание опыт всего КАМАЗа, а ведь наша компания ведёт своё начало с первого ковша, который был вынут на строительной площадке, как известно, 13 декабря 1969 года.
РИЗ задумывался и к середине 1980-х годов стал инструментально-технической базой всего производственного объединения КАМАЗ.
РИЗ поставлял оснастку и оборудование многочисленным подразделениям, входившим в камазовскую империю, и разбросанным по многим городам СССР.
Каково же было назначение РИЗа в то время?
- Изготовление инструмента,
- Изготовление приспособлений для станочных, сборочных, сварочных работ и переработки пластмасс,
- Изготовление станков и автоматических линий (!),
- Изготовление средств механизации и автоматизации,
- Изготовление нестандартизированного оборудования,
- Изготовление запасных частей на оборудование,
- Выполнение капитального ремонта металлорежущего, кузнечно-прессового, сварочного оборудования и конвейеров.
В принципе, РИЗ мог бы и сам выпускать автомобили – настолько он был универсален: в его структуре была своя «кузница» и своя «литейка».
Но РИЗ в первую очередь делал всё возможное для бесперебойной работы всего КАМАЗа.
РИЗ называли «заводом-стартёром», «заводом – игрушкой».
Чистота в нём была, по воспоминаниям ветеранов КАМАЗа, как в хирургической!
Приезжие поэты расшифровывали РИЗ, как «Разум, Искание, Задор»!
Васильев Лев Борисович - первый генеральный директор КАМАЗа так говорил о месте ремонтно-инструментального завода на КАМАЗе: «Машину ломом не поднимешь, деталь пальцами не зажмёшь».
.
Но вернёмся к событиям апреля 1970 года.
50 лет назад на строительной площадке РИЗа работал экипаж экскаваторщиков УМС в составе Фролова М.Р., Зарипова Р., Карташова М. и Чернобровкина А.И..
Эти люди вынимали по 5 000 кубометров грунта за смену вместо полутора тысяч по норме!
Интересная история есть и с техникой, на которой они работали.
Экскаватор Карьерный Гусеничный, носил сокращённое название ЭКГ- 4,6.
Он был весом 200 тонн и предназначался "для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и вскрышных пород, в том числе тяжелых скальных, предварительно разрыхленных взрывом».
Так вот этот экскаватор пришёл на место строительства РИЗа своим ходом.
Кто-то скажет: «Ну и что?»
Но представьте: бездорожье, лужи, грязь…
Спецтехники для перевозки таких экскаваторов камазовская стройка в то время ещё не знала.
Чтобы экскаватор двигался сам, ему придали передвижную электростанцию и он 24 километра пути при собственной возможной скорости 2 километра в час, шёл своим ходом к месту строительства РИЗа долгих 10 дней.
.
И это был обычный трудовой подвиг первопроходцев КАМАЗа, один среди многих других, о которых нельзя забывать.
Внизу вы можете посмотреть подборку фотографий, на который видна работа ЭКГ- 4,6 на других строительных площадках Всесоюзной ударной комсомольской стройки.