USD

78,6171

EUR

89,2512

Казань

+30

Наб.Челны

+30

USD

78,6171

EUR

89,2512

Казань

+30

Наб.Челны

+30
Поделиться Vk

В ЭТОТ ДЕНЬ 42 ГОДА НАЗАД.

37
0
0
0

7 мая 1976 года состоялся пробный пуск системы радиотелефонной связи "Алтай".

Эта известная в нашем городе радиостанция была рассчитана на подключение около 2 000 абонентских радиотелефонов.

В первый год работы РТС «Алтай» КАМАЗ получил 180 радиостанций, в комплект которого входили:

- пульт управления (размещался в салоне, всё остальное в багажнике автомобиля),

- коммутационный блок,

- передатчик,

- динамик и антенна.

Первый такой комплект был установлен в машине генерального директора КАМАЗа Васильева Льва Борисовича.

Какова история появления РТС «Алтай» на КАМАЗе?

Вспоминает Александр Иванович Матиевский– начальник центральной производственно-технической лаборатории радиосвязи и промышленного телевидения (ЦПТЛРиП) КАМАЗа:

«Я каждый год проходил переподготовку в институте повышения квалификации, в институте Минсвязи СССР.

Всегда был в курсе событий.

Когда ты в курсе всех событий - работать легче.

Мне сообщают, что есть такой «Алтай» .

Направляют поговорить с начальником московского Алтая, который обслуживает Кремль и прочее. Поговорили мы с ним, и пришли к выводу, что нам нужно такое дело у себя на КАМАЗе.

С чего надо начинать?

Понятно, с частот.

Подготовил письмо, генеральный директор КАМАЗа Васильев подписал.

Казань отказала.

Оказывается, есть постановление Совета Министров, по которому такие системы можно было устанавливать только в городах союзных республик.

А Челны – не Казань…

Я в Москву, к Жарову Александру Ивановичу - начальнику инспекции электросвязи СССР, на уровне министра.

Тот говорит, что в принципе-то Казань все равно строить не будет, но так просто решить вопрос он не может в любом случае.

Нужно было поехать и принять от инспекции электросвязи ТАССР бумагу с любым отказом.

Они написали так: «Разрешаем строительство при условии сдачи после строительства министерству связи ТАССР».

Приезжаю с этим письмом, к Жарову, он прочитал, и говорит, что отдает нам частоты и пора заказывать оборудование.

Меня отправили в проектное управление КАМАЗа, но готовить нам проект они не стали, так как довольно сложная была работа.

Радиотелефонная станция с автоматическим выходом - сооружение новое.

Посоветовали обратиться в московские НИИ радио и телевидения.

Они мне дали все, что мне нужно было.

Возник вопрос по мачте.

Станция сложная, надо обучать людей.

Топоркова Олега Александровича назначили начальником станции, начальников смен определили.

Внизу на фотографиях Олег Александрович Топорков начальник РТС «Алтай».

(1975-2004)

Встретился с начальником станции Алтай в Москве.

Обсудили обучение людей.

Всех привезли в Москву, поселили в общежитие и дали образование.

Внизу свидетельство, выданное Топоркову О.А. 3 марта 1975 года.

Сначала место под «Алтай» нам выделили в главном вычислительном центре.

Приехали американцы с оборудованием и, оказалось, что наше оборудование несовместимо с их оборудованием.

Тогда нам дали ту площадку, где и располагался «Алтай» долгое время, где и сегодня мачта стоит.

Внизу на фотографиях 1974 года - здание строителей СМУ-82 Металлургстроя, которое потом перепланировали под нужды связистов КАМАЗа.

Поехал договариваться в Москву по поводу мачты.

А там такое не делают, что мне нужно было.

Нужна была высота мачты 120 метров до площадки и ещё 12 метров - антенны.

Такие мачты делает, оказывается, СМУ-120 Радиостроя Минсвязи СССР в подмосковном Авсюнино.

Поехал к ним.

Все объяснил, у них, оказывается, нет достаточного количества металла.

Вот, если КАМАЗ поставит им 150 тонн металла, а металл особый нужен был для этого, специальная сталь, то…

Конечно, мы поставили металл.

Пока они делали мачту из своего металла, мы им компенсировали, в максимально короткие сроки. Отправляли Топоркова Олега Александровича в Грузию за металлом.

Мачта делается, оборудование делается…

Пора мачту привязывать к местности и тут возникает вопрос.

Если мачта выше 70 метров, то она должна быть согласована в географических координатах.

В Минсвязи координаты наши не понравились, мол, координаты условные, нужны истинные.

Никто истинные координаты не знает.

Направляют меня в Гражданскую оборону города, у них тоже нет.

Дают координаты, что в Куйбышеве помогут.

У них там центр топографии и чего-то еще.

В итоге, после долгих мытарств, все согласования привез.

Внизу идёт строительство РТС «Алтай» .
1975 год.
Вверху на фотографии слева направо:
1. Топорков Олег Александрович
2. Денисенко Валерий Федорович
3. …

Кстати, финансирование на РТС «Алтай» не предусмотрено.

Сумма довольно большая, в районе миллиона.

По тем временам большие деньги.

Наши такое решение на себя брать не стали, мол, пусть Москва решает.

Приезжает комиссия из Москвы.

Меня на комиссию не пригласили.

Комиссия капитальное строительство брать на себя не хотело.

Через два дня узнаю, что была комиссия в Набережных Челнах, которая рассмотрела наш вопрос и приняла решение, что строительство системы «Алтай» нецелесообразно.

А ведь уже больше половины сделано!

Финансирования нет.

Что делать?

Собираюсь, выписываю командировку, и лечу в Москву.

А я знал, кто приезжал из Москвы, это из ГАПа комиссия была.

Я там согласовывал кучу проектов, и всех их знал.

Приехал к ним и говорю о том, что работа на КАМАЗе сделана, а денег за работу не дают.

Москвичи мне и посоветовали убрать из заключительного документа комиссии частицу «не», чтобы слово стало «целесообразно».

Убрали они эти две буквы как-то…

На КАМАЗ пришел протокол, что строительство целесообразно по статье «непредвиденные расходы».

Вот так и решили вопрос с финансированием…

Когда закончили стройку, нужно было получить разрешение на эксплуатацию.

Решили очень просто – разрешить КАМАЗу временную эксплуатацию системы «Алтай» и все.

И ни слова о передаче в Казань.

Были, правда, попытки со стороны Казани отобрать у нас станцию, но у нас разрешение было на временное использование, а временно - это 20 лет, нормативы есть, что такое временно, и все проблемы были решены».

Внизу на фотографии радиоаппаратная РТС «Алтай».
1976 год.
Стоит Мифтахов Алексей - инженер, сидит Голотенко Александр Дорофеевич- радиомеханик.
Внизу Усачева Валентина Андреевна
Внизу Гладушевский … - радиомеханик

Остается добавить, что РТС «Алтай» работала в нашем городе с 1976 по 2007 год

И в период с 1975 по 2004 год руководил станцией Топорков Олег Александрович.

0
0
37
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Современная ярманка- это когда нечистые на руку торгаваны пытаются впарить под видом собственных поделок никому не нужное барахло , купленное на интернет плейсах. Такую чушь продают, а некоторые даже ленятся китайские бирочки оторвать
Схема Спасской ярмарки на новом месте
30.05.2025 16:00
Игра нашенских ребят напоминает полёт буревестника- никогда не знаешь где и когда они обоср- ся. Может им лучше улицы поподметать, товары на складе поперемещать, всё лучше былоб
Состав ХК «Челны» в новом сезоне усилят игроки «Адмирала» из Владивостока
30.05.2025 15:26
Ага, а то что в нижнекамске дымит химич это какбэ ниочом. За то машины ой как вредны. Всех чинуш на велосипеды пересадить и экология поправится
Власти Нижнекамска и Казани смогут ограничивать движение транспорта ради чистоты воздуха
30.05.2025 15:17
В замелекесье не давайте вообще горячую воду, в этой дыре она не нужна
НЧТС изменил график: на третий этап опрессовки ремонтники останутся в Новом городе
30.05.2025 15:14
Комментарии

0

Ваш комментарий
«КАМАЗхит»: голосуем за стихи о компании (выпуск 7)
Сводка СВО: Киев не определился с участием в переговорах 2 июля; первый замглавы Ставрополя стал жертвой взрыва
Жесткая развязка: Ильшата Гафурова приговорили к 22 годам строгого режима
Сводка СВО: Лавров предложил Киеву встречу в Стамбуле в понедельник; семье Мединского поступили угрозы с Украины
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть