Посвящается 45-летию выпуска первого автомобиля КАМАЗ, которое будет отмечаться в феврале 2021 года.
Сегодня речь пойдёт о седельном тягаче КАМАЗ-54112.
Этот автомобиль был предназначен для магистральных перевозок грузов по дорогам, допускающим нагрузку на ось 8 тонн и более.
Основным полуприцепом для магистрального тягача являлся ОдАЗ-9385 грузоподъемностью 20 тонн.
Но применялись и другие, в том числе прицепы Красноярского завода.
Благодаря повышенной грузоподъемности, производительность автопоезда с тягачом КАМАЗ-54112 выросла на 30% по сравнению с тягачом КАМАЗ-5410.
Посмотрите, какой восторг у участников выставки «Молмаш-81» вызвал молоковоз-гигант, где применялся в качестве тягача КАМАЗ-54112.
Заметка из газеты «Московская Правда» от 28 января 1981 года.
Новая машина более чем на 90% была унифицирована с такими моделями, как КАМАЗ-5320, КАМАЗ-5410, КАМАЗ-5511, КАМАЗ-53212.
Но были и конструктивные отличия.
Так, для изготовления лонжеронов была применена легированная сталь марки 22Г2ТЮ.
Были усилены ступицы колёс, балки ведущих мостов.
В систему рулевого управления был установлен модернизированный гидроусилитель.
Передняя подвеска была снабжена более эффективными амортизаторами, стабилизаторами поперечной устойчивости и 16-листовыми рессорами.
Большое внимание было уделено тормозам: ширина барабанов и фрикционных накладок передних и задних тормозов была увеличена со 120 до 140 мм, и суммарная площадь накладок, таким образом, стала на 20% больше, чем у автомобиля КАМАЗ-5410.
Водители тех лет, рассказывали, что тормоза зачастую отказывали из-за проблем с пневматикой: при торможении из сжатого воздуха выделялись пары воды.
А надёжность пневмопривода в автомобиле КАМАЗ-54112 была повышена введением в систему так называемого мокрого ресивера, где конденсат выделялся и оседал.
Водителю лишь время от времени приходилось сливать его.
Какие ещё были изменения?
Воздушный фильтр крепился теперь на левой задней опоре двигателя.
Держатель запасного колеса с подъёмным механизмом был перемещён на правый лонжерон, колесо располагалось под рамой.
Было упрощено крепление соединительных шлангов пневматического привода шлангов полуприцепа.
Вместо имевшихся на прежних моделях 2 топливных баков по 125 литров на левом лонжероне был установлен 1 бак ёмкостью 250 литров.
В 1979 году в Набережных Челнах собрали первую опытно-промышленную партию седельного тягача КАМАЗ-54112.
Эта партия включала в себя 7 грузовиков.
Но союзные и республиканские газеты проявили интерес к тягачу осенью 1980 года, когда страна готовилась к XXVI съезду КПСС и трудовые коллективы рапортовали о своих достижениях.
КАМАЗ также докладывал съезду.
Внизу статья, посвящённая выпуску камазовского грузовика в газете «Труд» от 23 сентября 1980 года.
А вот так о новой камазовской модели рассказывает Азаматов Рамиль Абдреевич – главный конструктор по автомобилям УГК КАМАЗа.
Материал был опубликован в специальном выпуске газеты «Рабочий КАМАЗа», приуроченном к проведению IV отчётно-выборной партийной конференции КАМАЗа в октябре 1980 года.
Итак, после того, как в 1979 и 1980-х года были выпущены первые опытно-промышленные автомобили КАМАЗ-54112, в 1981 году на КАМАЗе началось их полноценное серийное производство.
Выпускали их на второй нитке главного сборочного конвейера Автосборочного завода.
В 1981 году было выпущено 1 168 грузовиков.
Самое большое количество автомобилей было произведено в 1988 году – 5 351.
Всего за всю историю производства было изготовлено 43 036 автомобилей.
В интернете гуляет информация, что серийное производство этих автомобилей было прекращено в начале 2000-х годов.
Однако, Музей КАМАЗа располагает данными, что их производство продолжалось вплоть до 2009 года, когда было выпущено 173 грузовика.
Конечно, в XXI веке автомобиль КАМАЗ-54112 выпускался не тысячами, как раньше.
Например, в 2003 году было выпущено 77 автомобилей, в 2006 – 76, а в 2007 – 208.
Но ведь, выпуск после 2000 года не прекратился, как ошибочно пишут некоторые авторы.
КАМАЗ-54122 благодаря своей безопасности, надёжности, удобству и экономичности вошёл в историю советского и российского автомобилестроения, как высокопроизводительный грузовик.
Внизу статья «Полюбившийся автомобиль», опубликованная в газете «Кабардино-Балкарская Правда» (г.Нальчик) от 18 ноября 1980 года.