Пока большой футбол находится на каникулах, мы решили вспомнить о славных временах челнинского футбола, когда за ФК «КАМАЗ» выступали зарубежные игроки.
В 2006-м году ряды «автозаводцев» пополнили три серба и один босниец. С одним из этих легионеров пообщался корреспондент «Вестей КАМАЗа». Речь пойдет о бывшем нападающем «КАМАЗа» Николе Грубешиче, который перебрался в Челны из белградского «Партизана» - одного из самых успешных футбольных клубов Сербии. Кроме того, он успел поиграть в за молодежную национальную сборную вместе с такими звездами, как Милош Красич и Бранислав Иванович.
Грубешич провел в «КАМАЗе» из Набережных Челнов 3,5 года, затем поиграл в Израиле, Греции, Швеции, Венгрии и даже на Филиппинах. После чего повесил бутсы на гвоздь. Сейчас Никола живет в столице Сербии и работает тренером юношеской команды «Партизан» (до 13 лет).
В момент общения мы застали Николу за утренней пробежкой. По словам бывшего футболиста, после завершения игровой карьеры необходимо держать себя в форме. Кстати, наш герой неплохо говорит по-русски, несмотря на то, что уехал из России десять лет назад.
- Помните, как состоялся ваш переход в «КАМАЗ»?
- На тот момент я играл в молодежной сборной Сербии, попадал в основной состав в клубе. За 6 месяцев до переезда в Челны мной интересовались европейские клубы, звонили из «Порту» (Португалия), но потом в «Партизан» пришел новый тренер и я перестал играть. Тогда у меня не было агента, пришло предложение от «КАМАЗа», сначала я сказал, что не хочу, но в итоге все-таки подписал контракт с челнинским клубом.
- В «КАМАЗе» платили больше, чем в «Партизане»? Тяжело было адаптироваться к жизни в России? Сложно ли выучить русский язык?
- Да, зарплата была выше, но в «Партизане» всем молодым игрокам мало платили. Вначале было тяжело. Я был молодым футболистом, первое время было очень тяжело, но когда выучил язык и освоился, то стало легче - появились друзья в команде. Русский язык? Выучить не сложно. Сербский и русский очень похожи, например, «сунце» в переводе на русский «солнце». Русские и сербы почти как братья.
- Помогало ли вам то, что в «КАМАЗе» играли ваши соотечественники Бранимир Петрович и Иван Тодорович? С кем больше всего дружили в той команде?
- Конечно. Когда не знал язык, общался только с ними. Это очень помогало. А когда выучил русский, появились и друзья из России. Мы были все молодые, со всеми дружил.С Лешей Козловым - сидел со мной рядом в раздевалке, Спартаком Гогниевым, Владом Игнатьевым - молодой пацан был тогда хороший, Александром Алхазовым, Кареном Оганяном, Платоном Захарчуком. Со всеми там сдружился - все хорошие ребята были.
- Поддерживаете с кем-то общение сейчас?
- С Бранимиром Петровичем иногда, Мишей Комковым и Андреем Ложкиным переписываемся.
- Что можете сказать о жизни в Набережных Челнах?
- По сравнению с Белградом, где я жил, это маленький город, там не было места, где можно было выйти прогуляться, как в Белграде. Большую часть времени проводил в «Планете фитнес», ходил в несколько ресторанов и все. Тренировка, дом, фитнес - так время и проводил. Но за 3,5 года которые я там жил, было видно, что город развивается, стали появляться торговые центры, кинотеатры. Уже тогда было видно, что Россия и Набережные Челны растут.
- Как вам русская кухня? Ели пельмени, пили водку?
- Я полюбил русскую еду. Конечно, пельмени ел - с мясом, очень вкусно. Еще мне нравился борщ. Водку? Я пробовал, но алкоголь почти не пью.
- Иван Тодорович рассказывал, что вы Челнах ходили в русскую баню.
- Да. Я помню эту баню. После игры можно было хорошо отдохнуть - искупаться в холодном бассейне, посидеть в бане и сауне.
- Наверняка перед приездом в Татарстан были наслышаны о суровых русских морозах. Как вам зима в России?
- Про русскую зиму ничего не могу сказать, потому что приехал в Россию в конце марта - тогда не было очень холодно. В Сербии тоже бывает зимой и -10 и -15, так что морозы мне были не страшны.
- Что вам больше всего понравилось в России?
- Что понравилось? Что такая огромная страна с многими природными красотами. Я побывал на Байкале, в Сибири, в Харабовске - на Кавказе тоже очень красиво. Россия - очень красивая страна.
- Что помните о стадионе «КАМАЗ» и о болельщиках?
- Маленький стадион с хорошим газоном. Жалко болельщиков, что мы не вышли в Премьер-лигу. Я думаю, что с таким составом, который тогда играл у «КАМАЗа», мы заслуживали играть в высшей лиге. Тогда в клубе были амбициозные люди - город, тренер. В борьбе за повышение было очень тяжело обойти «Терек», «Кубань» - за ними власти регионов стояли и судьи им помогали.
- Судьи? Что имеете в виду? Договорные матчи? Как с этим обстоят дела в Сербии?
- Договорных матчей я в России не помню, но помню, что судейство ужасное - они нам не давали играть. С некоторыми судьями было очень тяжело. Помнится матч в Махачкале против «Динамо», судья вообще ничего не замечал - матч уходит на 2 метра за линию, а он не видит... В Сербии тоже проблемы с судейством. Сейчас это глобальная проблема во всем мире.
- Вы воспитанник «Партизана». Правда, что матч с «Црвеной Звездой» самый принципиальный? Порой на играх главного сербского дерби творится настоящие безумие - много полиции, драки с использованием ножей, бутылок и арматуры...
- Да, матч с «Црвеной Звездой» это вообще «крэйзи». Об этой игре начинают говорить за неделю. На стадионе «огненная» атмосфера. Я думаю, что самое эмоциональное дерби в Европе. Надо приехать в Сербию и прочувствовать все самому. Без столкновений фанатов тоже не обходится, но если ты знаешь на какую трибуну идти, то будет безопасно.
- Смогли бы вы когда-нибудь перейти в «Црвену Звезду»?
- Я об этом даже никогда не думал. Для меня это невозможно - это предательство. Был случай, когда воспитанник «Црвены Звезды» Владимир Стойкович после Европы вернулся в Сербию и подписал контракт с «Партизаном». Болельщикам это не понравилось, на него объявили охоту. Он несколько лет ходил с охраной.
- Следите за российским футболом сейчас? Знаете, как обстоят дела у «КАМАЗа»?
- Иногда читаю российскую спортивную прессу. Знаю, что «КАМАЗ» играет во втором дивизионе, пару лет назад играл в первом дивизионе. Знаю, что Леша Козлов играл за сборную, Влад Игнатьев играет сейчас в сборной, Спартак Гогниев тренер «Алании», Сослан Джанаев в «Сочи», тренер Газзаев в «Енисее».
- Что можете сказать о тренере Юрие Газзаеве?
- В «Партизане» я играл под руководством таких тренеров, как Лотар Маттеус и Владимир Вермезович. Это очень хорошие тренеры, которые проводили много тактических занятий. У Газзаева было меньше тактических знаний, но он человек, который любит работать над собой и учиться. Он очень любит футбол. Думаю, что он многому научился и сейчас отличный тренет и тогда был отличным. Он любит работать с молодыми футболистами, в «КАМАЗе» всегда были интересные тренировки, особенно беговые упражнения с мячом.
- Юрий Фарзунович в своих интервью рассказывал, что в раздевалке в моменты злости мог запустить какой-то предмет в игрока. Как-то прилетело Бранимиру Петровичу. С вами такое случалось?
- Не помню такую ситуацию, если честно. В большинстве случаев я был больше злым, чем он, потому что мало играл, редко доигрывал матч до конца. После замены я мог что-то сломать. Конечно, он ругался, но летающих предметов я не помню.
- На каком уровне был тогда Первый дивизион в России?
- Не очень, в тактическом смысле. Там очень много борьбы, игроки физически сильные, мощные. Для молодого игрока эта лига тяжела.
- Россия большая страна. Вам приходилось много летать из города в город на матчи. Удалось привыкнуть к долгим перелетам?
- Летать вообще не мог привыкнуть. В Сербии я любил летать, но когда приехал в Россию, мы летали на маленьких самолетах, это было ужасно. Помню, летели на игру в Пятигорск, у самолета что-то началось страшное, со мной рядом сидел Тодорович - он ударился головой о потолок, потому что не пристегивался. После этого вообще не люблю летать на самолетах, даже сейчас.
- В 2009 году вы уехали из Челнов. Как сложилась ваша карьера после ухода из «КАМАЗа»?
- В разных странах побывал. Я играл в Греции, Венгрии, Швеции, где у меня был самый успешный сезон. Также выступал в Израиле, а последние годы играл на Филиппинах.
- Филлипины? Круто! Расскажите, что там за футбол.
- Когда я приехал туда, то это был первый год основания профессиональной футбольной лиги. В основном там играют одни иностранцы. Красивая страна, всегда очень жарко, большинство полей с искусственным газоном.
- Вы завершили карьеру футболиста. Чем занимаетесь теперь?
- Сейчас работают тренером юношеской команды (до 13 лет)в «Партизане». Уже 1,5 года работаю с юниорами. С детьми нравится работать, в «Партизане» очень много талантливой молодежи.
- Планируете стать тренером взрослой команды?
- Да, конечно. Нужно закончить обучение, получить лицензию, а дальше будет видно.
- Как проводите свое время вне футбола?
- Я женат, у меня две дочки, вожу их на тренировки - они занимаются легкой атлетикой. Часто провожу время с семьей. У меня не так много свободного времени из-за спортивных дел, часто смотрю футбол - игры основной команды. Иногда с друзьями встречаемся.
- Что хотели бы пожелать болельщикам из Набережных Челнов, которые поддерживали вас тогда и до сих пор болеют за «КАМАЗ».
- Хочу сказать спасибо за поддержку во время моих игр в «КАМАЗе». Желаю вам быть всегда с командой, любить свой город и футбольный клуб. Я надеюсь, что когда-нибудь «КАМАЗ» будет играть в Премьер-лиге. Удачи вам!
Желаем Николе успехов в его тренерской работе!
Фото: ФК «КАМАЗ», ФК «Партизан», из личного архива Николы Грубешича.
При использовании материалов гиперссылка на источник обязательна.
Круто
Ответить (0)