В 2019-м КАМАЗы обзаведутся интеллектом: «умные» автомобили будут контролировать расход топлива, рекомендовать лучшие заправки, а в дальнейшем даже предсказывать поломку. На автогиганте уже приступили к оснащению грузовиков интеллектуальной транспортной информационной системой (ИТИС).
ИТИС-KAMAZ разработали специалисты НТЦ совместно с компанией «Квантор». Небольшое устройство встраивается в бортовую систему электрооборудования, подключается к общей диагностической линии. В дальнейшем трекер считывает с неё состояние эксплуатационных параметров и передаёт собранные данные по сотовой связи в сервисный центр. Помимо этого, в топливный бак устанавливается датчик уровня топлива (ДУТ) – для предотвращения несанкционированных сливов.
В январе-феврале планируется начать установку ИТИС на автомобили КАМАЗ в качестве дополнительной опции – по желанию покупателей. А новое семейство 54901 будет выпускаться с уже предустановленной системой.
Стоит отметить, что установка ИТИС почти не отразится на цене автомобиля. «Внедрение системы на автомобили КАМАЗ связано не с желанием заработать на дополнительной опции, а наоборот – помочь сэкономить потребителю. И это не только контроль над сливом топлива, которым часто грешат водители. Автомобили сейчас становятся всё сложнее, а потребитель – требовательнее. С выходом на рынок 5490 мы поняли, что необходимо контролировать также параметры эксплуатации, чтобы продлить срок службы узлов и агрегатов, исключить непредвиденные поломки», – пояснил руководитель группы интеллектуальных транспортно-информационных систем Виталий Черных.
Один из тягачей КАМАЗ-5490 уже получил интеллектуальную начинку
В первую очередь, система позаботится о качестве эксплуатации автомобиля. Она проследит, правильно ли водитель выбирает передачу, не давит ли педаль газа в условиях, когда двигатель не может выдать желаемую мощность. Экономичное вождение продлевает срок службы узлов и агрегатов, а также позволяет сэкономить до 10-15% топлива. Снизить расход поможет соблюдение скоростного режима (до 80 км/ч), не говоря уже о снижении риска ДТП и штрафов.
ИТИС проконтролирует даже качество топлива – указав на карте места заправок. Это исключит случаи заезда на сомнительные АЗС за дешёвым горючим и сохранит ресурс автомобиля, считают разработчики.
Немаловажный показатель – нагрузка на ось. Увидев перевес, оператор может дать сигнал водителю перераспределить груз. Это поможет не только избежать штрафа, но и не допустить чрезмерного износа оборудования.
Одно из преимуществ камазовской разработки – льготный роуминг по странам СНГ. Бортовое оборудование используется не только для отправки данных в сервисный центр, но и для связи с водителем.
В этой маленькой коробочке спрятан большой функционал
В будущем ИТИС-KAMAZ получит новые возможности: удалённой диагностики и оценки остаточного ресурса автомобиля. При поломке в дороге система оценит степень неисправности и даст рекомендации водителю: ждать эвакуатор, самостоятельно отправляться на ремонт или сначала закончить маршрут, а потом уже ехать в сервис. При этом ещё и подскажет, в каком из ближайших автоцентров имеется требующая замены деталь. Впрочем, как известно, профилактика лучше лечения, поэтому систему планируется научить прогнозировать момент выхода из строя того или иного узла. В НТЦ рассчитывают, что этот функционал будет доступен через два-три года.
В начале 2019 года трекером и ДУТ обзавёлся любимец школьников и студентов, без которого не обходятся «Дни КАМАЗа» в образовательных учреждениях, тягач 5490 Т5. Процедура установки была записана на видео. Обучающие фильмы направят в сервисные центры «КАМАЗа». Дилеры смогут устанавливать систему по желанию клиентов на любые модели.
«Первое обучение по установке и настройке ИТИС пройдёт в декабре в РИПТиБе. В качестве пилотной группы выступят специалисты «КАМАЗа». А уже в следующем году по направлениям «ИТИС. Инсталляция и настройка системы» и «ИТИС. Обучение продукту и его продажам» предусмотрено обучение в ТФК и ресурсных центрах: как очно, так и дистанционно», – сообщил руководитель лаборатории «Электронные системы управления автотехники КАМАЗ» ЧОУ ДПО «РИПТиБ» Вячеслав Токарев.
Татьяна ИВАНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН