Вот уже десять лет, как автобусы, собранные на «НЕФАЗе» в Башкортостане, продаются из Набережных Челнов. Их реализует служба, специально созданная в структуре блока заместителя гендиректора ПАО "КАМАЗ" по продажам и сервису. Сколько автобусов за это время было куплено, какова динамика продаж и положение башкирского продукта на отечественном рынке, рассказал директор по пассажирскому транспорту ПАО "КАМАЗ" Самат Саттаров.
«2022-Й СТАЛ ГОДОМ ВЗРЫВНОГО РАСШИРЕНИЯ ГЕОГРАФИИ ПРОДАЖ»
С февраля 2013 года, когда функция продвижения и сбыта автобусов марки «НЕФАЗ» была передана в ведение специально созданной на "КАМАЗе" службы продаж, эта структура сумела реализовать 9,6 тыс. автобусов и 805 электробусов на общую сумму 96 млрд рублей. К настоящему времени, как обозначил директор по пассажирскому транспорту ПАО "КАМАЗ" Самат Саттаров, группа со своим башкирским продуктом занимает 28% отечественного рынка автобусов большой вместимости, будучи абсолютным лидером отрасли.
«По объему продаж мы опережаем ближайшего конкурента на 69 процентов. Таковы итоги прошлого года, - для большей убедительности предложил цифры Саттаров, - В сегменте электробусов дела обстоят совсем однозначно – за "КАМАЗом" остается 85 процентов российского рынка. Конкретно за прошлый год "КАМАЗ" поставил на отечественный рынок около полутора тысяч автобусов и 55 электробусов».
Приведенные Саттаровым цифры говорят о четырехкратном росте продаж НЕФАЗов, если сравнивать с 2013 годом, когда компания была лишь рядовым участником рынка больших автобусов. Основные продажи и репутацию продукта в последние годы делают, конечно, якорные потребители – Москва и Санкт-Петербург. В прошлом году на столицу пришлись два контракта – на поставку автобусов и электробусов – и в общей сложности столица купила у "КАМАЗа" 218 единиц пассажирской техники. Одновременно компания вошла в число участников транспортной реформы Питера, поставив на дороги Северной Пальмиры 364 газовых автобуса. Как отмечает Саттаров, из всех поставщиков пассажирского транспорта только "КАМАЗ" передал свои автобусы вовремя.
«2022-й вообще стал для нас годом взрывного расширения географии продаж, - добавляет директор по пассажирскому транспорту, - С крупными партиями автобусов мы вышли на рынки Кирова, Воронежа, Красноярска, Иркутска, Обнинска, Нижегородской области. Многие регионы параллельно заявили о своем интересе к нашей пассажирской технике, взяв ее на тестовую эксплуатацию. К примеру, электробус КАМАЗ-6282 успешно был протестирован в Белгороде, Сочи, Волгограде и Ростове-на-Дону. Троллейбус - в Санкт-Петербурге. Автобусы - в Мособласти, Костроме, и, опять же, в Санкт-Петербурге».
2022 год. Директор департамента пассажирского транспорта Данил Гинятуллин (справа) передает электробус на тестовую эксплуатацию в Ростов-на-Дону
Экспансию уже не остановить: если вслед за мэром Москвы Сергеем Собяниным в камазовский пассажирский транспорт, причем в любом его виде, поверил и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, то на кого же еще ориентироваться властям регионов? Сложно представить потребителя более требовательного, чем аудитория обеих столиц. Служба продаж, впрочем, этими победами не довольствуется: автобусы и электробусы, как и прежде, не пропускают престижных выставок, привозя с них премии и титулы. Так, в прошлом году продукция «КАМАЗа» оценивалась в Питере на SPbTransportFest и на международном газовом форуме, в Москве - на BW Expo. В последнем случае сразу три новинки автогиганта победили в номинации «Автобусы большого класса» по результатам Гран-при от журнала «За рулем».
ПРОДАЖИ ДОЛЖНЫ ПРИРАСТИ ЕЩЕ НА ЧЕТВЕРТЬ
По словам Саттарова, самым востребованным на рынке остается камазовский пассажирский флагман – городской рестайлинговый низкопольный автобус НЕФАЗ-5299, как в дизельном, так и в газовом исполнении. Модификация с улучшенными характеристиками НЕФАЗ-5299-31-52 для поездок в пригороде была презентована как раз на BW Expo, и по итогам выставки "КАМАЗ" заключил контракт с АО «Мострансавто». Крупнейший пассажирский перевозчик Мособласти выкупил сразу 329 таких автобусов.
«К преимуществам этого модельного ряда - помимо, собственно, качества исполнения, -стоит отнести продуманное водительское место и дизайн, современный как внутри, так и снаружи, - оценивает Саттаров, - Важно и то, что "КАМАЗ" развивает сервис комплексной поставки подвижного состава – то есть к автобусу мы прилагаем пакет оперативного гарантийного и постгарантийного сервиса в формате контракта жизненного цикла. Кроме того, мы запускаем сейчас проект «БаСтрим» - удаленный мониторинг и диагностику узлов. Этот наш продукт позволит автоматизировать сбор данных с подвижного состава в единое облачное хранилище. С ним клиенты получат не только экономию на содержании своих автопарков, но и изначально повышенную надежность техники. В системе будет реализован продуктовый портфель, который удовлетворит любые потребности владельца, от базовых до самых продвинутых.
Поставляя в регионы транспорт, отвечающий запросам современного пассажира, "КАМАЗ" тем самым содействует реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», как и решению стратегических задач отечественной промышленности – импортозамещения, технологического суверенитета, сокращения «углеродного следа». Поставки исключительно в установленные сроки дают уверенность в будущем отечественного автомобилестроения, как и тот факт, что западные санкции не смогли повлиять на возможности лидера рынка.
Сегодня на "КАМАЗе" под началом директора по пассажирскому транспорту трудятся 30 специалистов, в реализации техники участвуют 37 региональных дилерских компаний. В этом году работы им прибавится: производитель планирует вывести на рынок новые модели, которые в 2022-м были поставлены на паузу до перехода на альтернативные компоненты. Российским городам будут предложены новые автобусы среднего класса; дизельные и газомоторные «гармошки» - автобусы особо большой вместимости; троллейбус, как следующий этап развития линейки электротранспорта. По словам Саттарова, перед его службой поставлена задача увеличить общий объем продаж на 24% год к году с акцентом на прирост электротранспорта.
Фото: ПАО "КАМАЗ"