USD

74,4275

EUR

88,9334

Казань

-10

Наб.Челны

-9

USD

74,4275

EUR

88,9334

Казань

-10

Наб.Челны

-9
Поделиться FaceBook
Поделиться Google+
Поделиться OK
Поделиться Twitter
Поделиться Vk
Тетради Наиля Фатыховича Галиуллина. Часть 22.
10
0
0
0

Галиуллин Наиль Фатыхович более 10 лет назад записал интервью с камазовцами.

Некоторое время назад Наиль Фатыхович передал эти рукописные тетради в Музей КАМАЗа.

.

Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Биляловна перепечатала для вас эти уникальные материалы.

.

Перед вами интервью с Ивановой Элеонорой Максимовной – старшим инженером отдела инженерно-технических кадров Управления кадров КАМАЗа.

Интервью записано в 2007 году.

Иванова Э.М.:

Так уж получилось, что с самого начала работы в отделе, я была и по возрасту, хоть и не на много, но старше других, и опять же 15-летний стаж кадровой работы, да и по должности – старшим инженером, многие оперативные вопросы замыкались на мне.

И если, скажем, заместителю генерального директора сначала А.С. Усманову, а потом и Р.А. Латыпову что-то нужно было срочно выяснить, они в целях экономии времени прямо выходили на меня, минуя моих руководителей, а это бывало их нервировало.

Особенно А.И.Данилова (внизу на фотографии).

Прямое обращение первого руководителя блока, конечно, предполагало постоянное соответствие моего профессионального уровня их ожиданиям.

А это требовало от меня многого – и больших знаний, и большего времени.

Потому и рабочий день, как правило, длился по двенадцать и более часов. Благо, семейная обстановка позволяла мне такой режим, муж всегда встречал меня с работы в дверях нашего отдела: когда уже бывало очень темно, кругом рвы, грязь, можно было и провалиться в какой-либо котлован строящегося дома.

Конечно, и коллеги мои всегда были рядом.

Запомнился случай при Латыпове Равиле Ахатовиче.

В тот вечер я ушла действительно раньше обычного – в восемь вечера, никого не предупредив из своих руководителей, но оставила в отделе Котову.

Звонит прямой телефон Равиля Ахатовича, спрашивает меня.

Котова отвечает: «Её нет, она ушла».

«Так рано», - говорит Латыпов.

И это, обратите внимание, в восемь часов вечера.

Пришлось вернуться и делать срочную оперативную работу.

И это не был случай далеко не исключительный.

Галиуллин Н.Ф.:

Чем запомнился вам этот период, до 1974 года?

Иванова Э.М.:

Динамичностью и новизной решаемых задач, необыкновенным напряжением, которое испытывали практически все сотрудники кадрового блока КамАЗа : от заместителя генерального директора до рядового инженера или курьера.

Сначала два этажа дома 4/2 на улице Гидростроителей (внизу на фотографии), а потом в доме 8/31 на проспекте Мусы Джалиля, где на первых порах размещалась дирекция по кадрам КамАЗа, были похожи на улей, где всё двигалось и гудело.

Можете себе представить, что значит изо дня в день в течение нескольких лет принимать на работу до 300 человек и более, а если учесть, что была и текучесть кадров.

Вот эти два потока – один на КамАЗ, другой с КамАЗа нужно было технологизировать.

Рабочие – отдельно, ИТР – отдельно, по вызову - отдельно, молодые специалисты – отдельно.

Конечно, от этого голова кругом шла.

Для аналитической работы оставались только вечера и поздние вечера, включая и воскресные.

До 1971 года всё было в общем-то несколько сумбурно, более чётко была поставлена работа с письмами.

Они тогда приходили мешками.

И все просились работать на КамАЗ.

В систему наша работа стала складываться в 1972 году, с приходом Равиля Ахатовича Латыпова.

Он был руководителем очень организованным и, постепенно выстроил всё в чёткую систему.

При нём был поставлен чёткий внутренний документооборот, взаимодействие между отделами кадров заводов и управлений с ОРК и ОИТК, система согласований при приёме на работу руководителей высшего, среднего и нижнего звена, линейного персонала.

Такой порядок позволял максимально специализироваться работникам кадрового блока и исключить ошибки, особенно грубые.

Хотя технические огрехи и допускались.

Перед нами была поставлена задача «не засорять трудовые коллективы КамАЗа» уголовниками, пьяницами, нарушителями трудовой и общественной дисциплины…

Чтобы справиться с этим нужна была кроме квалификации ещё и интуиция, способность видеть за внешностью, за разговором с кандидатом на работу на КамАЗ ещё и внутренний мир, гражданские качества…

Мне кажется, нам в своей основе удавалось справляться с этой задачей.

Если трудовая книжка позволяла нам в динамике видеть стаж и какого качества работник перед нами, то все остальные способы – угадывать, какой он человек, гражданин.

Если у сотрудника появлялись сомнения, в отношении того или иного кандидата, то сомнительный кандидат передавался для более глубокой беседы руководителю.

Так мы исключали пропуск на КамАЗ недостойным кандидатам, хотя формально это и было нарушением КЗОТа.

Бывало, что руководитель вопреки мнению рядового кадровика давал добро на приём, подтверждая своё решение второй личной подписью.

Это означало, что ответственность лежит на руководителе.

Галиуллин Н.Ф.:

Какие качества для кадровика являются с вашей точки зрения самыми важными, особенно в условиях такого крупного строящегося предприятия?

Иванова Э.М.:

Нужно очень большое терпение.

Нужно любить людей.

Очень важно для кадровика, чтобы он умел встать на место того человека , который пришёл трудоустраиваться…

Галиуллин Н.Ф.:

Вам это удавалось?

Иванова Э.М.:

Да, удавалось.

У меня эти качества от моей мамы, которая всегда, при каждом удобном случае, повторяла, поступай с людьми так, как ты хотела бы, чтобы они поступали с тобой.

И я этому следовала всю жизнь – и в школе, и в общественной работе – учкоме, комсомоле, партии, и в профсоюзах тоже поработала, кстати, здесь же в кадрах была председателем профкома.

Галиуллин Н.Ф.:

Кто за годы работы на КамАЗе оставил у Вас самое яркое впечатление?

Иванова Э.М.:

Много таких…

Конечно, Р.А.Латыпов.

Культурнейший человек, обходительный.

Он нередко после бесед, особенно когда работала в профкоме, говорил мне: «Тебе надо было работать сестрой милосердия».

Латыпов, по-моему, был полной противоположностью жёсткого Васильева.

Видимо, эта противоположность характера и стиль работы вынудили Р.А. уйти с КамАЗа и вернуться в 1977 году в Казань.

Мне кажется, он просто не выдержал.

Тем более, что в отделе инженерных кадров за короткое время сменились два начальника, а заместитель. начальника отдела – А.И. Данилов – полагаю, был просто не способен к глубокой системной работе в этой роли и нагрузка ложилась на Латыпова.

Огрехи, связанные с комплектованием руководящих кадров всегда были на острие и Латыпову доставалось больше всего.

А Данилова можно, наверное, назвать посланником по поручениям.

И он по сути единственный, который всё время работы в кадровом блоке КамАЗа оставался все годы на одной и той же должности – заместитель начальника отдела.

Это была не вина его, а беда.

Рядом со мной работали удивительно работящие сотрудники – Котова Ида Ивановна, Бокатина Людмила Тимофеевна, Роза Лутфулловна Ганеева.

О Ганеевой скажу особо – это человек душевный, мягкий, ответственный, о таких можно говорить – «только к ранам прикладывать».

Она проработала на КамАЗе очень долго.

Сейчас она вернулась в Казань, работает в самом крупном банке Татарстана. Отличный человек, отличный работник.

Начинала со Стёпиным (внизу на фотографии) с нуля.

Первые три месяца работала на КамАЗе бесплатно: не отпускали с прежней работы на хлебозаводе.

Так она у Стёпина эти три месяца работала во вторую смену – и всё успевала.

Все в отделе работали с большим удовольствием, в том числе и Кошкина.

Все, с кем мы начинали тогда, продолжаем дружить и по сей день, постоянно находимся в общении, встречаемся у каждого на дне рождения.

Сейчас осталось нас 6 человек, а когда уходила из кадров – было 13.

Самые добрые воспоминания сохранились о Рашиде Гайнуллине.

Внизу на фотографии Гайнуллин Рашид Гареевич, рядом с ним Фёдорова Евгения Ивановна.

Хотя он был очень эмоциональным человеком, но как организатор и как работник был просто отличным, ведь у занимавшихся с рабочими кадрами в сравнении с нашим отделом всё было значительно сложнее.

Почти каждый рабочий проходил через ОТО – обучение, стажировку, переподготовку и т.д.

У них всё было интенсивнее, чем у нас – и по приёму, и по увольнениям, и по отвлечениям на другие работы, прямо не связанные с основной деятельностью.

На этой интенсивности, невероятных нагрузках можно сказать почти сгорело первое поколение кадровиков.

Одни не выдержали, других попросили уступить места другим – более собранным, более мобильным, ну а третьи, хоть и имели и хорошую квалификацию и своё понимание на комплектование кадрами, которое они аргументированно отстаивали на совещаниях у Васильева, но вступали с ним в противоречия.

Нередко это заканчивалось вынужденным уходом с КамАЗа.

Так было с Шагиахметовым Ильдаром Салиховичем – очень профессиональным кадровиком.

Уходили вынужденно и другие руководители кадровых блоков заводов.

Видимо, это были неизбежные издержки такого масштабного дела, каким и было комплектование кадрами Камского автозавода.

Галиуллин Н.Ф.:

По источникам комплектования, письма, как была поставлена эта работа?

Иванова Э.М.:

На письмах была занята целая группа из не менее 10 специалистов – разных профессий и должностей.

В неё вошли не только кадровики, но и специалисты с разных производств и инженерных управлений – технологи, конструкторы, инструментальщики, механообработчики, литейщики, кузнецы, механики, термисты и т.д.

Начали эту работу ещё при Усманове, и она продолжалась почти до пуска второй очереди КамАЗа.

Поскольку поток писем был настолько большим, что приходилось работать этой группе и в выходные.

Уже через короткое время работа с письмами выстроилась в очень чёткую систему – они все регистрировались в специальный журнал, им присваивался номер.

Письма группировались по рабочим и инженерам, по каждой профессии и специальности отдельно.

Таких папок были сотни.

Для замещения должностей действующих штатных расписаний тут же принимали решение – приглашали на собеседование, запрашивали дополнительную информацию и делались вызовы на работу.

Другие ждали своего часа, но ответы получали все.

По мере появления новых штатных расписаний и открывшихся вакансиях кадровики заводов немедленно погружались в эти папки с письмами и оттуда выуживали нужных специалистов – рабочих, инженерно-технических работников, так что в вагончиках, где работали с письмами всегда было очень много народа.

Словом, это был надёжный и эффективный источник комплектования кадрами практически всех структурных подразделений КамАЗа.

Но наиболее активно с письмами работали кадровики ремонтно-инструментального завода, поскольку они пускались первые, прессово-рамного и литейного завода – Леознова, Булыгина, Сиванов, Мозжаков.

Галиуллин Н.Ф.:

Как Вы думаете, почему Усманов, Латыпов проработали на КамАЗе недолго?

Иванова Э.М.:

Усманов, всё-таки не очень хотел пускать корни на КамАЗе и, видимо, тяготел к Казани, где он до Челнов работал секретарём райкома партии, да и близкий родственник был председателю Правительства республики.

А по характеру с Васильевым они были одинаковыми, оба жёсткие и волевые – коса на камень.

Всё вместе не способствовало к спокойной работе, потому, я думаю, Усманов и не задержался.

Говоря о первых руководителях кадрового блока КамАЗа – Усманове и Латыпове – я бы, всё таки, отметила главное: и по характеру, и по стилю работы они были очень разные.

Первый был сумбурным, не очень организованным руководителем, второй – очень интеллигентным, собранным, системным лидером.

Скорее всего это результат всей прежней работы Равиля Ахатовича, особенно последней – в Казани он работал председателем райисполкома, где всё конкретно и ясно, всё нацелено на жизнь человека.

Я бы сказала, что на обоих решающее воздействие оказала прежняя работа, у одного – общее политическое руководство, у другого – большое хозяйство, один давал политические указания, другой руководил конкретным многопрофильным хозяйством и нёс за каждый участок персональную ответственность.

И, конечно же, самым сильным из трёх руководителей кадрового блока, с кем мне пришлось работать, это без всяких сомнений, был Равиль Ахатович Латыпов.

Он выстроил всю работу по комплектованию КамАЗа кадрами и формированию его коллектива как единого целого, он задавал все содержательные алгоритмы действий по работе с кадрами, он выстроил её чёткую систему, которая пронизывала работу от дирекции до цеха.

Все последующие руководители её развивали и шлифовали.

Этому способствовали и личные качества Равиля Ахатовича: его широкая эрудиция, доступность, спокойный взвешенный характер.

Не припомню, чтобы когда-либо он вышел из равновесия, повысил голос.

Он никогда не приказывал подчинённым, а просил их сделать то, что необходимо.

Вот скажем, к концу дня он вызывает к себе и даёт конкретное поручение.

Спрашиваю: «Когда это необходимо?»

Он смотрит на тебя с лёгким открытым взглядом и говорит, что было бы совсем хорошо сегодня.

Этого всегда оказывалось достаточно, чтобы оставить нужных сотрудников и подготовить необходимые материалы и справки.

Эта срочность вытекала нередко из требований Л.Б.Васильева, партийных органов города или республики, но он никогда не обнаруживал этого перед своими подчинёнными.

Для нас было неважно, куда пойдёт эта информация, мы просто не могли и не хотели подводить своего руководителя.

Он был очень честен перед работой и сотрудниками, и предан делу, которому он служил.

Мы чувствовали его настроение после еженедельных совещаний по кадрам у Генерального директора.

Очень переживали за него, когда Латыпову на них доставалось, но он никогда не переносил этого давления на своих подчинённых.

Кадровики, а значит Латыпов, несправедливо оказывались крайними.

Всё валилось на него, даже если это происходило на заводе, где, конечно же, был и директор, и заместитель по кадрам.

Возможно, в тех условиях не было иных способов повышать ответственность.

.

Внизу сотрудницы ОТО КАМАЗа.

30 мая 2005 года.

Сидят слева направо:

1. Иванова Элеонора Максимовна

2. Иванова Людмила Николаевна

3. Жигулева Лидия Ефимовна

4. Чермашенцева Резеда Хайрутдиновна – бухгалтер

5. Стробыкина Александра Владимировна – секретарь

6. Заболотских Лидия Васильевна -

7. … Венера ...

.

Стоят слева направо:

1. Брылева Т.С.

2. Аверкина Татьяна Кирилловна

3. Шагиахметова Валентина Бернхардовна

4. …

5. Вишнякова В.А.

6. Трушкова Юлия Павловна

7. Федорова Евгения Ивановна

8. …

9. Ермакова Б.

10. Кузнецова А.

.

В следующей части вас ждёт интервью с новым героем.

Все коментарии (42581)
- Автор статьи

Владислав Калинин

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии42581
С деньгами дают и свой проект, кота в мешке. Если кто желает, может попробовать воспользоваться пешеходным переходом на остановке Орловка. Тот, кто перейдет его на зеленый свет за одно загорание, может смело претендовать на место в олимпийской сборной по легкой атлетике. Что-то подобное было бы и в этом проекте. Слишком много рамок, для того чтобы вот так, не глядя и не обсуждая, соглашаться на это.
Как Набережные Челны проехали мимо «Моей дороги»
06.03.2021 08:22
Да, были люди в наше время. Не то что нынешнее племя. Все ноет, плачет , все не так. То им зарплаты стало мало, то за бугор не улетишь. Машину им поставить негде, и с колбасой не угодишь... Да, были ЛЮДИ в наше время!
В этот день 45 лет назад.
06.03.2021 08:13
"Маленький ребёнок сходил в туалет" - я понимаю, что он уже ходил, так что это за мамаша, которая не могла воспитать ребёнка, маленький котёнок уже через неделю ходит в свой лоток.
«Эй, пацан, принеси 43-й размер»: будни челнинского продавца обуви
05.03.2021 20:26
Так родители в это время на работе, а бабулькам в радость сходить на утренник к внукам.
Ильгизяр Бариев объяснил, почему родителей на утренники пустят, а бабушек и дедушек - нет
05.03.2021 20:17
Новости СМИ2
Комментарии

0

Ваш комментарий
Весна на камазовской улице: в органном зале сотрудниц автогиганта поздравили с 8 марта (+ фото)
«Эй, пацан, принеси 43-й размер»: будни челнинского продавца обуви
Сергей Когогин и Кирилл Пузырьков поздравили сотрудниц «КАМАЗа» с 8 Марта
В торговых центрах Набережных Челнов могут появиться пункты для вакцинации от COVID-19 (+опрос)
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть
© 2019 ВЕСТИ КАМАЗА | Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter