Галиуллин Наиль Фатыхович более 10 лет назад записал интервью с камазовцами.
Некоторое время назад Наиль Фатыхович передал эти рукописные тетради в Музей КАМАЗа.
.
Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Биляловна перепечатала для вас эти уникальные материалы.
.
Перед вами интервью с Ивановой Элеонорой Максимовной – старшим инженером отдела инженерно-технических кадров Управления кадров КАМАЗа.
Интервью записано в 2007 году.
Иванова Э.М.:
До КамАЗа наша семья (муж, сын и дочь) жили и работали в Омске.
Быт был достаточно обустроен, жили в собственном добротном доме, работа вполне устраивала.
Уж очень всё было размеренно в нашей жизни, а мы с мужем с юности очень были подвижны и мобильны.
До этой спокойной тихой жизни десять лет поднимали целину с нуля в Кокчетавской области Казахстана.
Как-то в 1970 году услышали по радио, что, мол, в Татарстане начато строительство КамАЗа.
И как-то само собой решили поехать.
Первым, естественно, в марте выехал муж, он у меня был классным водителем, трудоустроили в КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ сразу, а я написала на КамАЗ и предложила свои услуги кадровика, ведь до того уже имела стаж почти десять лет по этой профессии.
Вызов пришёл к концу того же года, сразу позвонила мужу, что получила предложение работать на КамАЗе.
А он мне и говорит, прежде всего, купи резиновые сапоги себе и детям. Думаю, зачем они?
Ведь в Омске во все времена года чисто и мы без сапог обходимся.
Я совершенно не представляла ни условий, в каких придётся жить и работать, ни масштабов строительства.
Собрались с детьми и приехали.
Дочка в том году десятилетку окончила, начала трудиться, сын в пятом классе учился.
Галиуллин Н.Ф.:
А что вас заставило сорваться?
Иванова Э.М.:
Вот натура у нас с мужем была такая, надо делать что-то большое, важное. Мы ничего не боялись, никаких неожиданностей.
У мужа в общежитии уже была малосемейка, перед отъездом он прихватил с собой мужа моей сестрёнки, они и жили вместе и работали в одной организации – в ПУАТе КамГЭСа .
Мы с детьми поселились в этой же комнате в доме 6/09 на ГЭСе.
Правда, в ней был прописан ещё один мужчина из Грузии, но он всегда работал по ночам – чтобы ему пока мы на работе можно было спокойно днём выспаться, а нам – ночью.
Вот такой была взаимоподдержка первостроителей камазовцев.
Такой хороший был человек.
Правда, вскоре после оформления на работу меня вместе с Розой Ганеевой (она была самым первым кадровиком КамАЗа и пришла на завод вместе со Стёпиным) отправили в длительную командировку в Москву, чтобы вместе с другими кадровиками выполнять очень ответственную работу – предварительный расчёт потребности рабочих и инженерно-технических работников Камского автозавода на пусковой период 1971-1974 годов.
Для всех нас это была сложная работа.
До того никто из участников такую работу не выполнял.
Нужных и полных исходных данных для расчёта нам не дали.
Сказали только, что численность коллектива КамАЗа на полную мощность составит приблизительно 120 тысяч человек вместе с ИТР (они назвали 8-10% ИТР).
Потом к нам на помощь приехали ещё человек пять, в том числе: В.В.Земцев – начальник ОРК, А.И. Данилов, Б.Е. Панарин, а также руководители кадровых служб Ярославского моторного завода, Горьковского автомобильного и Завода имени Лихачёва.
Руководил работой А.С.Усманов – заместитель генерального директора по кадрам КамАЗа, если так можно назвать его роль, потому что он до КамАЗа кадровой работой не занимался.
В дирекции КамАЗа для нас рабочего места не нашлось, им самим негде было сидеть.
И вся наша делегация поселилась на двух этажах в гостинице «Урал».
Там мы и спали, и ели, и работали.
Причём привычного режима работы как такового не было – от утреннего просыпания до ночного бдения всё было отдано работе.
И никто нам такого режима не устанавливал, получилось само собой.
Все мы хотели одного – справиться с этой работой как можно лучше. Отношения, как в группе, так и с руководителями и со специалистами с производств, привлекаемых к работе, складывались очень тёплые, дружеские, никто не выпячивал себя, какую бы высокую должность он не занимал, была взаимная поддержка.
Наиболее продуктивно, мне кажется, работали Войтенко - заместитель начальника отдела инженерных кадров по Московской дирекции, кадровик с Ярославского моторного завода , Гайнуллин Рашид Гареевич - заместитель начальника отдела рабочих кадров КамАЗа, Панарин Борис Егорович (внизу на фотографии).
Тогда он был ещё старшим инженером управления главного энергетика (УГЭ) КАМАЗа
Все помогали друг другу, за недостающей информацией звонили на автомобильные заводы страны и нигде мы не получали отказа.
Это была очень добропорядочная атмосфера.
И всегда, когда была необходимость, вовлекался в наш процесс и заместитель начальника управления кадров Минавтопрома А.Балушкин.
В конце третьего квартала 1971 года работу мы завершили, отпечатали, подписали её у Усманова, а затем все наши расчёты и планы были утверждены Львом Борисовичем Васильевым.
Этот документ лёг в основу деятельности всего кадрового блока КамАЗа, на него ориентировались все первые лица производств и управлений.
Он был положен также в основу планирования всей системы подготовки и повышения квалификации кадров вплоть до пуска КамАЗа.
Очень много времени и хлопот для сотрудников отдела инженерно-технических кадров доставила работа по своевременному комплектованию заводов и структурных подразделений руководящими кадрами и другим инженерно-техническими работниками.
Министерство автомобильной промышленности СССР сделало всё, чтобы на все ведущие должности КамАЗа пришли кадры, имеющие большой опыт работы в массовом автостроении.
Для этого в 1969 – 71 годах были изданы несколько приказов министра о первоочередных мероприятиях по укомплектованию руководящими кадрами и специалистами.
Особенно запомнились два из них – это №400 от 16 декабря 1969 года и №56 от 16 февраля 1971 года.
По первому приказу двадцать самых крупных автозаводов страны должны были откомандировать 260 специалистов с их согласия для постоянной работы на 70 должностях на строящемся Камском автомобильном заводе.
По второму – ещё 3 500 инженерно- технических работников.
Самая большая нагрузка выпала на долю Горьковского автомобильного завода.
Внизу вы можете подробно познакомиться с приказом №56 «О комплектовании и подготовке кадров для КамАЗа».
Но, с одной стороны, легко написать в приказе – «откомандировать в соответствии с разнарядкой».
Но, с другой стороны, какой нормальный руководитель предприятия с лёгкостью готов отдать свои лучшие кадры чужому дяде.
Тем более, что совсем недавно им также пришлось поделиться с Волжским автозаводом, который уже тогда запустил свои сборочные конвейера.
Нам вместе с заводскими кадровиками пришлось проявить и настойчивость и недюжинную смекалку, чтобы обойти все видимые и невидимые препоны возникшие перед нами почти на всех заводах.
Хотя формальных преград перед КамАЗом никто и не выставлял, везде нас встречали очень даже доброжелательно.
Вот скажем, приезжаю я на ГАЗ, там меня встретят, разместят в гостинице, в кадрах определят рабочее место, где я смогу работать с документами потенциальных кандидатов на отбор и вызов на КамАЗ.
Все очень доброжелательно, но документы нужных нам специалистов спрячут, или скажут, что он в отъезде, лишь бы не произошла личная встреча с кадровиком КамАЗа.
Но ведь и мы же не новички, готовимся перед командировкой.
И вот здесь нам помогали те руководители и специалисты, которые уже перевелись на КамАЗ.
Они и наводили нас на самых толковых, с которыми нам обязательно необходимо было переговорить лично, давали нам телефоны, домашние адреса.
Приходилось проводить конспиративные встречи за пределами завода – или дома или где-то в городе.
Всё это срабатывало.
Мы привозили на КамАЗ по несколько личных листков по учёту кадров, обрабатывали их, согласовывали на различных уровнях и открывали вызов на работу.
Причём большая часть кандидатов на работу на КамАЗе не ставили нам никаких условий – ни по зарплате, ни по квартире.
Многие были готовы ждать своей очереди, лишь бы иметь возможность трудиться на самом современном заводе, оснащённом новейшей техникой.
Сложнее было с теми, кто имел для жизни всё на своих предприятиях.
Тут шли от нас обещания, которые КамАЗ готов был выполнить, лишь бы нужный ведущий специалист дал своё согласие трудиться на КамАЗе.
И гарантии были солидные – и персональные надбавки, большие квартиры, более высокие должности и особенно – возможность выезда за рубеж в длительные командировки – на учёбу, проектирование или на приёмку оборудования.
Тем не менее, проблема отбора и вызова специалистов с заводов Минавтопрома не сходила с повестки дня всех кадровых совещаний, которые лично проводил Л.Б.Васильев, вплоть до пуска второй очереди КамАЗа.
.
Продолжение следует …