USD

99,0180

EUR

104,5016

Казань

+1

Наб.Челны

0

USD

99,0180

EUR

104,5016

Казань

+1

Наб.Челны

0
Поделиться Vk

ТЕТРАДИ ГАЛИУЛЛИНА НАИЛЯ ФАТЫХОВИЧА. ЧАСТЬ 2.

88
0
0
0

Галиуллин Наиль Фатыхович (подробнее о нем можно прочитать здесь

https://vestikamaza.ru/blogs/ChukhontsevAN/150.php)

около 10 лет назад записал интервью с известными и не очень всем известными камазовцами.

Некоторое время назад Наиль Фатыхович передал эти рукописные тетради в Музей КАМАЗа.

Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Биляловна  перепечатала для вас эти уникальные материалы.

Перед вами стенограмма интервью Латыпова Равиля Ахатовича – заместителя генерального директора ПО «КАМАЗ» по кадрам (1971 – 1977)

Интервью состоялось 27 января  2007 года в Казани.

Галиуллин Н.Ф.:

- Вы были знакомы со своим предшественником на КамАЗе?

Латыпов Р. А.:

- С Усмановым я был знаком ещё задолго до КамАЗа ,в одном Ленинском районе Казани работали, он вторым секретарём парткома, я – заместителем председателя райисполкома.

Внизу на фотографии Усманов Абубакир Сытдикович.

Участвовали в работе одних и тех же совещаний, пересекались и наши общие дела, есть даже фотография общая – на праздничной демонстрации.

Но мне он как человек был не очень близок.


В первый приезд в Набережные Челны Васильева Льва Борисовича я не застал.

Тогда основное время он пребывал в Москве – там была большая часть содержательной работы всех служб заводов и КамАЗа.

Туда я выехал и для встречи с ним, уже после той первой встречи в обкоме партии.

Странно, но детали той московской беседы со Львом Борисовичем Васильевым стёрлись из памяти.

Внизу на фотографии Васильев Лев Борисович – генеральный директор КАМАЗа

(1969-1981)

Я был для него человек новый, он – тем более.

Но главное в той беседе, кроме информации о КамАЗе, его место в Автопроме и будущим значением его для экономики СССР, было всё – таки содержание моей будущей работы.

Он познакомил меня с куратором КамАЗа по кадрам в Министерстве – заместителем министра Горевым и заместителем начальника управления по кадрам и учебным заведениям.

Вместе с ними я плотно пообщался относительно будущей работы, там же к концу недели я набросал свой первый план первоначальных действий на КамАЗе – они охватывали, пожалуй, основные направления подбора и комплектования заводов кадрами, источники их комплектования, подготовки и повышения квалификации кадров, организация и управление учебными базами и т.д.

С этим багажом я вернулся на КамАЗ, близко познакомился с секретарём парткома Аркадием Андреевичем Родыгиным

(внизу на фотографии)

Родыгин тепло меня принял и стал лично знакомить с руководителями структурных подразделений КамАЗа, заместителями  генерального директора Сабировым, Шинкаревым, Перцевым, Париновым и другими.

Когда в горкоме партии зашли в кабинет к  Беляеву Р.К.,то Раис Киямовичобрадовался мне, как старому другу, стал рассказывать о тех трудностях с которыми сталкивались стройка, город, КамАЗ.

Вдохновлял меня, чтобы я не боялся современной жизни.

Внизу на фотографии Беляев Раис Киямович – первый секретарь Набережночелнинского горкома КПСС.

Первая встреча с кадровиками началась с того, что я их не собрал вместе в своём кабинете, а с сопровождающим от управления кадров пошёл к известной для всех стайке вагончиков, расположенных сзади и справа от кинотеатра Чулпан, где разместились все основные отделы кадров заводов и управления КамАЗа.

Здесь – отдел рабочих кадров.

Вот тут у нас – инженерно – технические кадры, там – группа по работе с письмами, а тут – ОТО.

Со всеми перездоровался, перезнакомился.

Тут же снуют бесконечно люди, везде идёт работа, доброжелательные люди, открытые лица – одни уходят, другие приходят…

Затем за мной закрепили постоянную персональную машину – проехал по всем заводам КамАЗа и получил общее впечатление о стройке.

У меня за всё время водитель был всего один – с первого до последнего дня работы на КамАЗе.

Менять людей – это было не по моему характеру, я работал с теми, кто есть, нажимая на их человеческие качества, работал на доверии, на советах.

А так, чтобы убрать человека – нет, у меня такого не было, чтобы я сам убирал кого-либо.

Срабатывался со всеми, все были довольны.

Это было моим правилом.

И не Казань была, как у моего предшественника, моим рабочим местом.

Именно Набережные Челны, а в Казани я бывал очень редко.

Дали мне в Набережных Челнах  коттедж с казённой мебелью, это в первый же день приезда.

По натуре я человек очень привязанный к семье; имел такой грех – каждую субботу я улетал после 16-00 часов  домой в Казань, в воскресенье – следующим вечером уже был в Челнах.

Это Васильеву Л.Б. очень не нравилось.

А я что сделаю, для меня семья была дороже, чем его отношение ко мне.

Впечатления от КамАЗа?

Вспоминается асфальтированная дорога от ГЭСа  до стройплощадок заводов.

Непролазная грязь к первому высотному дому в новой части города и кто-то из барахтающихся за пределами деревянных мостков  по колено в грязи, и пытающийся из него выбраться.

В памяти осталось то, что первые в новой части города дома отданы под общежития и заселены строителями и камазовцами.

Одно ощущение ношу до сих пор в себе – это ощущение энтузиазма, которое выражалось в отношении людей к работе, неподдельной атмосфере молодости, деловитости, жизнерадостности.

На КамАЗе я сразу ввёл в систему проведения регулярных оперативок в выделенном мне кабинете в доме 4/2 по различным направлениям кадровой работы.

Это опыт у меня сложился ещё на прежней работе в советских органах, - там был неизмеримо больший комплекс вопросов, и чтобы поддерживать порядок и чувствовать живой пульс работы на каждом участке, нужно было выстраивать внутренний механизм организации работы по всем основным направлениям.

Был стабильный график проведения совещания, почти стабильный состав его участников, все его знали, к нему готовились и люди впустую не дёргались.

Также я решил строить свою работу и на КамАЗе: начальники отделов отчитывались, выявлялись проблемы, много вносилось коррективов в оперативную работу, ставились задачи, принимались конкретные решения и т.д.

Даже по внешним приметам в Набережных Челнах той поры было абсолютное ощущение, что здесь делается что-то очень масштабное и очень важное, то, чего в Казани я не видел за всю свою предыдущую жизнь.

Это было заметно всюду – и в новой части города, где, куда ни кинь взгляд – увидишь горизонт и тут же поднимаются несколько высотных домов, то же самое и на подъезде к заводам – всюду снуют машины, частоколом встают колонны и рядом буровые установки.

И так на десятках квадратных километрах.

Это была удивительная картина!

Потом после тех первых впечатлений я бывал на строительной площадке несметное количество раз – и с каждой новой поездкой всё менялось на глазах, причём на таких громадных территориях почти не видно было строителей, хотя фактически, их было несколько десятков тысяч.

Даже то, что люди дирекции КамАЗа работали в вагончиках – это тоже было для меня ново.

С такими условиями работы тысяч людей я встретился впервые.

Было особенно показательно то, что  люди не ждут, пока всё будет построено до последнего вагончика,  а сами в этих условиях, невзирая на все трудности, шаг за шагом делают своё дело, причём с хорошим настроением.

Как передать вам вот ту атмосферу, которая меня тогда просто поразила?

Это была, во-первых, атмосфера всеобщего внимания к КамАЗу – она чувствовалась на каждом шагу.

Во-вторых, когда я пришёл на КамАЗ, численность КамАЗа не превышала 3,5 тысяч человек.

В то время более интенсивно рос Камгэсэнергострой.

И это было оправдано: строительство  разворачивалось на всех фронтах, и им просто катастрофически не хватало людей.

Кадровая служба Камгэсэнергострояиспытывала большие трудности и на неё ложилась громадная нагрузка  - и психологическая, и фактическая.

Чем дальше, тем больше.

И наш кадровый блок, принимая в штат  КамАЗа людей, тем не менее значительную часть передавал в Камгэсэнергострой на помощь строителям – сначала на жилищное строительство, позже – на всё остальное.

Причём это были не сотни, а тысячи камазовцев вливались в бригады строителей.

В пусковое время в Камгэсэнергострое трудилось более 10 тысяч рабочих КамАЗа, не считая тех, кого заводы направляли на строительство жилых домов, которые за ним закреплялись в порядке шефства.

А что значит это шефство?

Это когда к одному  профессиональному строителю КамАЗ приставлял два – три заводчанина, причем почти все они к этому времени уже прошли обучение, переподготовку, или повышение квалификации или стажировки на учебных базах на многих заводах Советского Союза.

Галиуллин Н.Ф.:

- А чем были наполнены ваши первые 2 -3 месяца работы, ведь Васильев Л.Б. предыдущим заместителм генерального директора был не очень то удовлетворён.

Латыпов Р. А.:

- Лев Борисоич о своем неудовольствии предшественником при мне напрямую не высказывал, но в отдельных репликах, которые он высказывал, его отношение к нему было вполне ясно, а для меня это означало, как не следует повторять ошибки прежнего руководства.

Задача, которую Васильев Л.Б. поставил передо мной, состояла в том, чтобы ускорить формирование руководящего состава и ведущих главных и иных специалистов Генеральной дирекции и его звеньев, структурных подразделений заводов и управлений.

И в этом он нацелил меня на плотное взаимодействие с кадровиками Министерства автомобильной промышленности СССР.

С их помощью мы могли бы обеспечить выполнение приказа Министра, который обязывал около 30 ведущих предприятий отрасли подобрать и направить с их согласия конкретное число директоров заводов, и главных специалистов, начальников корпусов, цехов и отделов.

В то же время Васильев Л.Б. особо настаивал, чтобы большую часть кадров и руководителей и рабочих мы всё-таки отбирали на месте – в Татарстане, поскольку в республике хорошо развита промышленность.

Но здесь замечу – это целиком противоречило политике, которую вели татарские власти, которые  совсем не хотели оголять свои собственные предприятия и настаивали на том, чтобы больше привлекать из других регионов Совестского Союза и как можно меньше с Татарстана.

Галиуллин Н.Ф.:

- И это несмотря на то, что ФикрятАхметджановичТабеев среди аргументов, которые он настойчиво приводил руководству СССР в пользу размещения КамАЗа в Татарии, было утверждение, что республика располагает для этого свободными трудовыми ресурсами.

Латыпов Р. А.:

- Да, да! (смеётся).

Это если иметь в виду, что аграрный сектор Татарии действительно имел излишек трудовых ресурсов.

Но ведь для КамАЗа-то требовались прежде всего профессионалы – высококлассные квалифицированные управленцы, специалисты и рабочие.

Вот мы и напирали по этим кадрам на другие регионы страны, а из Татарии мы брали  - с сельских районов, прежде всего тех, кого нужно было обучать конкретным профессиям.

Или рабочих с нуля, или отбирали из числа выпускников школ тех, кого мы направляли на учёбу в различные техникумы или стипендиатами в различные ВУЗы страны, но прежде всего во ВТУЗ Завода имени Лихачёва или автомобильный факультет Казанского авиационного института.

Это тоже была целая система.

А управленцев, главных специалистов и рабочих – высококвалифицированных специалистов мы отбирали в соответствии с приказами Министра автомобильной промышленности  СССР Тарасова  Александра Михайловича на предприятиях отрасли.

Вместе с Бакушкиным - заместителем начальника управления кадров Министерства автомобильной промышленности СССР мы объездили лично много автомобильных заводов страны.

С самого начала дирекция по кадрам и общественные организации КамАЗа неформально на полном понимании масштабности и значимости предстоящей работы договорились между собой, что именно формирование коллектива является для всех нас ключевой задачей на ближайшее десятилетие.  

К руководству первых двух органов пришли очень толковые руководители.

Секретарём парткома стал выпускник Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат экономических наук Аркадий Андреевич Родыгин, к этому времени уже имевший опыт партийной работы.

А председателем профкома был избран Ильдус Борисович Закирзянов - начальник одного из инструментальных цехов РИЗа, тоже имевший опыт работы по руководству цехом  на одном из оборонных заводов Казани.

Неформальная договорённость между нами сводилась к тому, что кадровики концентрировали всё своё внимание на внешней стороне дела, то есть на большом комплексе вопросов связанных с источниками комплектования КамАЗа кадрами, на их подготовке, повышении квалификации и стажировке, а масштаб этой работы - вся территория Советского Союза.

Партком и его первичные и цеховые организации взялись за всю внутреннюю работу с людьми в трудовых коллективах, а профком с его финансовыми и организационными возможностями развернул масштабную работу по решению проблем, связанных с бытом, организацией достойного досуга, спортивной и культурно – массовой работы и т.д.

Галиуллин Н.Ф.:

- При Вас родился первый комплексный план мероприятий по формированию коллектива КамАЗа. Это чья была инициатива? Ваша или предложено сверху?

Латыпов Р. А.:

- Это всё получилось как-то естественно.

Все мы, и кадровый блок и общественные организации в 1972 – 73 годах по результатам наших неформальных договорённостей, вытекающих из единства понимания значения и места формирования коллектива КамАЗа пришли к тому, что вместо разрозненных планов каждого, будет лучше, создать единый, скоординированный по формам работы и срокам исполнения комплексный план работы по формированию коллектива КамАЗа на 1974 – 76 годы.

Общий тон, последовательность и настойчивость в работе с кадрами исходила всё-таки от Льва Борисовича Васильева.

С его приездом в Набережные Челны в 1973 году он завёл железный распорядок проведения совещаний с руководителями структурных подразделений КамАЗа по основным направлениям деятельности комплекса.

Был установлен график еженедельных совещаний.

Точный день недели, время и место проведения таких совещаний был и у кадрового блока.

В нём участвовали все заинтересованные руководители генеральной дирекции, заводов и производственных управлений.

Основной упор ставился на первых порах на комплектовании кадров, состоянии подготовки и повышении  квалификации на учебных базах и конечно же на качестве подбора – особенно высококвалифицированных рабочих и рабочих особо важных профессий.

Эти совещания были ценны не столько тем, что на них рассматривалась динамика приёма рабочих, ИТР и руководящих работников и их подготовка, и как выполнялись контрольные цифры  в разрезе каждого завода.

На совещаниях вырабатывалась единая политика, требования и общекамазовские стандарты работы с персоналом, главными идеологическими носителями которых становились не только кадровики, но и высший командный состав КамАЗа, его заводов и управлений.

Таким образом, каждый заместитель генерального директора  по функциям ещё и осознанно нёс ответственность за то как шло комплектование и обучение кадров в подразделениях подчинённых его блоку.

Такое понимание пронизывало все руководящие звенья подразделений вплоть до конкретных цехов и отделов.

А это бесспорно расширяло возможности для ускорения темпов набора численности кадров в сравнении, скажем только с ресурсами и потенциалом кадровиков.

Вот так двойной, тройной тягой шёл набор кадров.

Это одновременно и повышало качественный состав работников каждого функционального подразделения.  

В таких условиях работать кадровикам КамАЗа стало одновременно и легче и труднее, особенно заводским отделам кадров.

К набору начальников участков и мастеров подключились начальники цехов, а инженеров – начальники отделов и т.д.

Были нередки случаи, когда отобрав на ГАЗе начальника цеха, он через какое-то время привозил с того же завода личные листки по учёту кадров ещё нескольких квалифицированных рабочих.

Но самую важную роль в наборе кадров на КамАЗе я бы всё-таки назвал системные публикации в газетах и журналах, вещании по радио и ТV различных материалов – очерков, репортажей о ходе строительства КамАЗа и Нового  города.

Посмотрите на одну из таких статей, опубликованную в газете «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского Автозавода» 17 февраля 1972 года.
Версия в формате pdf здесь -
https://vestikamaza.ru/upload/iblock/731/73115959765cef2ca0843e59283e7e79.pdf

Эти публикации, радийные  и телевизионные репортажи не могли оставить равнодушными никого, кто жаждал испытать себя, кто не видел перспективы на своём предприятии, кто потерял надежду решить свои жилищные  проблемы в своём городе.

Все эти и многие другие возможности открывал новый комплекс заводов и новый город на Каме.

Галиуллин Н.Ф.:

- В вашей памяти не сохранилось, кто из руководителей более целеустремлённо занимался кадрами?

Латыпов Р. А.:

- Литейщики мне очень нравились.

Аркадий Васильевич Лобанов вместе со своим кадровиком  - Мозжаковым Владимиром Петровичем объехали очень много металлургических и литейных заводов в СССР, где сумели привлечь очень много высококвалифицированных специалистов – и рабочих и инженеров и линейных работников.

Внизу на фотографии Лобанов Аркадий Петрович – директор Литейного завода (1971-1980)
Внизу на фотографии Мозжаков Владимир Петрович - заместитель директора Литейного завода по кадрам и режиму (1971-1992)

Они во всей полноте воспользовались этой возможностью.

Затем я бы выделил Поташова Виктора Денисовича с его командой.

Особенно после прихода на кадровую работу Шалкина Михаила Васильевича очень настойчиво и целеустремлённо действовали на Заводе двигателей.

Внизу на фотографии Поташов Виктор Денисович – директор Завода двигателей (1972-1984)

Продолжение следует…

0
0
88
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Я не понимаю в чём может быть снисхождение??? Присяжные белены что ли объелись...? Она совершила преступление осознанно и намеренно, какое может быть снисхождение??? Погибли ни в чём не повинные дети... а тут присяжные решили пожалеть бедную женщину, которая хладнокровно убила 7 человек. О каком правосудие может идти речь??? Если бы мужчина совершил это жуткое преступление, ни о каком снисхождении речь бы не шла, получил бы пожизненное без права на помилование...
Многодетная мать, которая сожгла свою семью, получила 13 лет колонии
15.11.2024 08:54
В лес сходите, "наказатели", там сейчас бардак валежников, "джунгли" - не пройти. Напринимали законов - ничего нельзя, потом еще оказывается детей не "заводим". Все равно люди виноваты - странные устои.
Экс-начальник отдела Госкомитета РТ по биоресурсам ответит в суде за незаконную вырубку леса
15.11.2024 08:44
Помню времена, когда Булгарпиво радовало своим качественным, вкусным напитком. Сейчас - это не мой выбор, впрочем, как и Балтика
СМИ: «Балтика» может выкупить челнинское «Булгарпиво»
15.11.2024 08:36
надо Белорусского производства брать - они понадёжнее
В конце месяца Haier откроет в Челнах завод водонагревателей
15.11.2024 08:32
Комментарии

0

Ваш комментарий
Экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев вышел из СИЗО, заключив сделку со следствием
Владелице сухогруза «Аякс» не удалось оспорить его конфискацию в суде
Пять штурманов и все заблудились: забавный случай с командой «КАМАЗ-мастер» в Ульяновске
«Челны-Хлеб» полностью перешел под контроль уфимской предпринимательницы
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть