USD

88,1676

EUR

92,0152

Казань

-6

Наб.Челны

-7

USD

88,1676

EUR

92,0152

Казань

-6

Наб.Челны

-7
Поделиться Vk

ТЕТРАДИ ГАЛИУЛЛИНА НАИЛЯ ФАТЫХОВИЧА. ЧАСТЬ 17.

24
0
0
0

Галиуллин Наиль Фатыхович (подробнее о нем можно прочитать здесь

https://vestikamaza.ru/blogs/ChukhontsevAN/150.php

около 10 лет назад записал интервью с камазовцами.

Некоторое время назад Наиль Фатыхович передал эти рукописные тетради в Музей КАМАЗа.

Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Биляловна перепечатала для вас эти уникальные материалы.

Перед вами интервью с Ивановой Людмилой Николаевной – старшим инженером отдела технического образования КАМАЗа (октябрь 1970–ноябрь 1995).

Галиуллин Н.Ф.:

Расскажите о себе…

Иванова Л.Н.:

Родилась в Булгарах Куйбышевского района (ныне Спасский район) в 1939 году, училась в школе с удовольствием, была активна во всех отношениях, среднюю школу окончила более чем успешно.

Имея хороший аттестат и рекомендации директора школы начала работать в школе с нового учебного года в качестве учителя.

Тем не менее, колебалась и была не уверена - справлюсь ли я с обязанностями в школе.

Из-за этих колебаний я опоздала со сдачей документов в ВУЗ в Казани.

Но возвращаться в свой район не стала, решила остаться в Казани.

Думала, начну работать на заводе, но мне тогда не было и 18 лет, поэтому на завод не взяли.

Там мне посоветовали поступить в ПТУ при Казанском моторном заводе.

Это был 1957 год.

А поскольку у отца была машина и я всегда была рядом с ним, чем-то помогала ему и он поощрял мой интерес к технике, это и взяло верх в моём решении.

Так я стала учащейся профтехучилища по специальности станочник широкого профиля.

Какова же была моя радость, когда в той же группе оказались и мои давние однокашники, с которыми мы учились в Булгарах до седьмого класса, после чего наши пути разошлись, и вот теперь эта новая встреча в Казани – теперь уже в ПТУ.

Это время учёбы несу в себе как очень счастливое время.

У нас были отличные преподаватели, они были строги и требовательны к нам – ещё совсем юным девочкам и мальчикам.

И одновременно с требовательностью относились к нам, как к родным детям.

Они были всегда с нами, тратили немало своего личного времени, заполняя всё время необыкновенными содержательными программами вне учебных занятий.

Мы даже проводили ученические конференции по техническим проблемам, много занимались общественной работой, в том числе и художественной самодеятельностью.

И вся наша группа была необыкновенно дружной, ответственно относилась к учёбе, в ней было много отличников, медалистов, детей из интеллигентных семей.

Позже многие, как и я, работали на Казанском моторостроительном заводе, окончили ВУЗы, стали крупными руководителями.

И всем этим мы обязаны нашим учителям.

Я безмерна благодарна учителям той поры за то, что они привили нам ответственность и общественную активность.

Галиуллин Н.Ф. :

Но вы не остались в Казани и переехали в Нижнекамск, где шло интенсивное строительство самого современного нефтехимического комплекса?

Иванова Л.Н.:

На заводе и в том же техникуме, где училась, я повстречала своего будущего мужа, поженились, поскитались по частным квартирам, надеялись, что сумеем решить эту проблему, однако, всё было не так просто…

Тем временем, в конце 50-х годов в Нижнекамске началось освоение площадки под Нефтехимический комбинат.

Раз нет жилья в Казани, значит, оно будет на новостройке, решили мы с мужем – и перебрались туда в 1964 году.

И всё у нас там заладилось: и с работой, и с учёбой, и с квартирой, которую получили очень быстро.

Стала работать технологом в лаборатории в Профессионально-Технического Училища.

Работа на Казанском моторном заводе и на нефтехимкомбинате дала мне очень хорошее представление и о технологии в машиностроении и о технологии в нефтехимии.

Хорошо разобралась и в составе оборудования, применяемом в обеих отраслях.

И Нижнекамск, и нефтехимический комбинат уже несли в себе ту же энергетическую привлекательность и возможность во всей полноте проявить себя каждому, не говоря уже о молодёжи.

Но в то время стали говорить про КамАЗ.

КамАЗ пропагандировали так мощно и красиво, что устоять было очень сложно.

Каждый день газеты, радио и телевидение только и говорили о КамАЗе, о Набережных Челнах – каким крупным и красивым он будет, что в нём будут замечательные объекты культуры, спорта, народного образования и высшей школы…

А завод?

Самый крупный в Европе, оснащённый новейшим автоматизированным оборудованием…

И этому заводу потребуются образованные, профессиональные люди, причём молодые, инициативные.

И очень много!

Называли цифры превышающие сто и более тысяч.

Дух захватывало от масштабов!

И хотя всё нас устраивало в Нижнекамске: и атмосфера в строящемся городе, и замечательная работа, и отличные бытовые условия – квартиру мы получили там очень быстро.

Но меня и моего мужа всё-таки больше привлекало машиностроение.

И вот эта тяга собственно и определила нашу дальнейшую судьбу – КамАЗ перетянул нас навсегда и мы ни разу не пожалели об этом!

Более того, также, как в своё время вслед за нами в Нижнекамск переехало немало наших родственников, большая часть из них последовала по нашим стопам и в Набережные Челны.

Мы были для наших родственников и знакомых в каком-то смысле первопроходцами.

В Челнах мы бывали и раньше.

Более того, мой муж и два его брата здесь родились.

Его родители ещё до войны жили и работали в Набережных Челнах.

Отец, Захар Иванович Иванов, занимал видную должность, он работал заведующим районным отделом народного образования, отсюда уехал на фронт, отвоевал всю Отечественную и вернулся в Казань.

Вот у моего мужа, можно сказать, взыграли высокие патриотические чувства к родному городу.

Тем более, что ещё до объявления стройки мы бывали здесь, ходили по улице его детства – улице Центральной.

Руками трогали уже обветшалые шершавые стены того дома на самом берегу Камы, куда после рождения принесли его из роддома отец с матерью.

Теперь уже нет, к сожалению, того дома, как нет, впрочем в том виде и всей улицы Центральной.

А ведь было время, когда руководители города во всеуслышание горожан заверяли, что улицу Центральную сохранят как добрую память о старых Челнах, лишь немного реставрируют, облагородят и сделают мемориальной…

Увы, всё это оказалось не более чем пустые слова.

Галиуллин Н.Ф.:

Как вы, всё-таки, принимали решение ехать на КамАЗ?

Иванова Л.Н.:

Думаю, что также, как и вся молодёжь страны тех семидесятых годов.

Говорят, ехали на КамАЗ по разным причинам, кто за жильём, кто-то за карьерой.

Ни то, ни другое мне было не надо!

Если бы мне и хотелось подняться по служебной лестнице там в Нижнекамске, у меня бы это вполне получилось; я была ещё достаточно молода, у меня были знания, энергия.

Мы ехали на КамАЗ без всякой материальной выгоды, нас тянуло желание работать на большом КамАЗе, жить в красивом городе.

КамАЗ открывал дополнительные профессиональные возможности, стремление к новому, непознанному.

Открывались новые неизведанные горизонты.

И это манило.

И теперь могу сказать: что годы на КамАЗе были самыми интересными – несмотря на все сложности и трудности.

Мы приехали в Набережные Челны с мужем осенью 1970 года.

В отделе инженерных кадров КамАЗа, который располагался тогда в вагончиках между строящимся кинотеатром «Чулпан» и домом 4/2, на улице Гидростроителей, нас встретил Анатолий Иванович Данилов

(внизу на фотографии первый слева).

Тогда он был заместителем начальника отдела, единственный руководитель в инженерных кадрах.

Через него проходили за редким исключением все специалисты и руководители трудоустраивающиеся на КамАЗ.

Не считая тех, кто трудился уже в Московской дирекции, в Набережных Челнах уже было 133 инженерно – технических работника.

И всех их он знал в лицо.

Он сказал тогда мне: «Будешь в Челнах 134-ой, твоё рабочее место в Казани – в отделе технического обучения, на улице Каюма Насыри (там располагалась казанская дирекция КамАЗа во главе с А.С.Усмановым - заместителем генерального директора по кадрам), езжай туда, там уже твой руководитель Гранин Александр Николаевич, он уже пятый месяц трудится».

Без проволочек, без всяких хождений по кабинетам, без требования лишних бумажек я была быстро оформлена на вакантную должность мастера производственного обучения.

Сказали, что временно, пока не внесут изменения в штатное расписание.

Встретилась с Граниным, переговорили.

Познакомилась с новыми работниками.

Внизу на фотографии сотрудники Отдела технического обучения на субботнике возле Казанской дирекции КАМАЗа.
1971 год.

Закрепили за мной очень интересный для меня участок работы – запустить механизм и вести весь комплекс работ с молодыми специалистами, которых ещё не было, и ВУЗами, которые ещё надо было осмыслить и определиться, с какими и в какой форме выстраивать отношения.

Закрепили – это на словах, а на деле – оказалось по-другому.

В первый же день Усманов Абубакир Ситдикович пригласил меня к себе и тут же дал поручение – немедленно выехать в командировку на ВАЗ.

Он договорился со своим коллегой – заместителем генерального директора по кадрам Пастуховым, чтобы меня приняли на Автозаводе и ознакомили со всеми функциями и объёмом работ закреплёнными за отделом технического обучения, детально показали все имевшиеся к тому моменту на ВАЗе весь механизм организации и технологии подготовки кадров…

Сегодня, спустя уже годы, прошедшие с той поры, могу сказать, что это был подарок судьбы – с первых шагов погрузиться в неведомый для меня мир.

С одной стороны, своими глазами увидеть лучший и самый крупный в Советском Союзе автозавод, который даёт мне приблизительное представление о том, каким будет наш КамАЗ, а с другой – увидеть, понять и перенести на КамАЗ те формы и методы работы в подготовке кадров, которые уже были апробированы на ВАЗе.

Всё увиденное на Волжском автозаводе (а мне показали, рассказали и предоставили всё, ради чего я туда приехала), произвело на меня неизгладимое впечатление: громадные корпуса, оснащённые новейшим оборудованием, главный конвейер, с молодыми улыбающимися лицами, цеха, начинённые невидимыми ранее автоматическими линиями, которые, опять – таки, обслуживали рабочие со средне-техническим и даже высшим образованием.

Где бы я ни была – всюду высокая культура производства.

Я порадовалась за себя и всех тех, кто будет работать на КамАЗе, ведь он же будет ещё лучше того, что я вижу здесь, на ВАЗе.

А если учесть, что в дирекции по кадрам и в отделе техобучения ВАЗа я получила все копии документов , действовавших на тот момент на автозаводе по вопросам подготовки кадров, то возвращалась к себе в Челны счастливая, что получила больше, чем ожидала, и гордая от того, что я начинаю работать на КамАЗе, который по всем статьям обязательно будет лучше, чем Волжский Автозавод.

Позже я убедилась, сколько же денег и времени сэкономил КамАЗ, когда все эти документы с незначительными коррективами постепенно были переложены в руководящие материалы по подготовке кадров на нашем предприятии и положены в основу деятельности во всех без исключения подразделениях КамАЗа...

Всё, что я привезла с ВАЗа, легло в основу всей нашей работы.

За мной закрепили всё, что связано с планированием и направлением на КамАЗ молодых специалистов, введение их в профессию, адаптацию в условиях производства, вопросы последующей аттестации специалистов.

В марте 1971 года я стала старшим инженером.

До этого не было никакой специализации между сотрудниками и все были заняты только организацией подготовки молодых рабочих.

Внизу на фотографии Иванова Людмила Николаевна и Иванов Вячеслав Захарович.

Мы с мужем всё ездили по районам ТАССР.

Я еду в один район, муж - в другой.

Ездили поездами, плавали метеорами и пароходами, летали на самолётах.

Мы всё время были в пути.

Галиуллин Н.Ф.:

Расскажите подробнее всю содержательную работу ОТО тех первых месяцев первого года. Как это происходило?

Иванова Л.Н.:

Все мастера отдела технического обучения находились в Набережных Челнах в двух точках: в вагончиках и в доме 7/8.

Я в 1970-1972 годах базировалась в Казани.

Мастера комплектовали группы, отвозили по городам, отдел кадров их оформлял.

Нам были известно, какие рабочие профессии были нужны КамАЗу в первую очередь.

Мастера ОТО хорошо знали необходимую численность рабочих по каждой профессии.

Вот по этим перечням профессий мы и набирали группы, каждая по 30 человек.

Отделы кадров принимали и оформляли молодых рабочих, затем их отправляли в ОТО. Мастера вносили в списки групп на обучение, для них уже были закреплены конкретные квартиры в общежитиях 6-7 комплексов поселка ГЭС.

Группы формировались очень быстро и тут же направлялись на учебные базы.

На комплектование уходило 1-2 дня.

А это же время на учебных базах уже готовились конкретные бригады и рабочие места, где они должны будут работать и обучаться.

Решался вопрос по местам в общежитиях, там где они имелись, а где их нет работники учебных баз обходили частный сектор в поисках места для проживания учеников, заключали с ними договора аренды на весь срок обучения и работы на учебной базе.

Это была очень муторная работа и я бы сказал деликатная.

На некоторых базах большую часть наших учеников поселяли именно в частном секторе.

И пока с учебных баз не были получены подтверждения, что места для поселения готовы, группа из Челнов не выезжала.

А если учесть, что нужно было скоординировать наличие свободных мест в общежитиях КамАЗа ещё и наличие билетов на поезда, отправляющиеся из Бугульмы в Ульяновск, а оттуда по более чем двадцати городам Советского Союза, то можете себе представить весь объем нашей работы.

Это требовало чёткой организации и взаимодействия ОТО в Набережных Челнах с другими городами, организациями и частным сектором.

Не всегда всё получалось, и это вызывало у учащихся нарекания.

Руководству дирекции по кадрам КамАЗа нужно было иметь добрую волю и солидное терпение, чтобы всё это вынести.

А мастера на учебных базах независимо от времени суток, были обязаны встречать группы учащихся и размещать на ночлег.

Самая интенсивная работа была в 1971-1973 годах.

Внизу на фотографии группа мастера Иванова Вячеслава Захаровича на субботнике
1971 год.
Галиуллин Н.Ф.:

Как-то анализировались в ОТО обучение первых групп? Кто это делал? Как это происходило?

Иванова Л.Н.:

Во-первых, во главе учебных баз находились наши люди – начальники баз, в их подчинении был штат мастеров производственного обучения, у которых в свою очередь по 25-35 учеников, расставленных в разных бригадах и цехах.

На мастерах лежала вся ответственность за организацию теоретического и производственного обучения, за их качество, они взаимодействовали с ОТО тех предприятий, где действовали наши учебные базы.

Выявляющиеся отклонения становились предметом совместного обсуждения мастера, ОТО, предприятия и руководителей учебной базы, после которых принимались корректирующие воздействия на весь процесс обучения.

Кроме того мастера проводили с учениками ежемесячные собрания, они совместно намечали план совместных групповых культурно-массовых мероприятий или отдых.

Надо всё-таки помнить, что в первые годы при подготовке новых рабочих большая часть это была молодёжь сельская из районных центров Татарии.

Они впервые оказывались не просто на крупных автомобильных и машиностроительных заводах, а в крупных областных центрах, где возможности для формирования и развития личности были неизмеримо выше в сравнении с тем, что они имели на прежних местах, где они родились, учились и развивались.

Мастера ОТО стремились эти возможности в полную меру использовать.

И потом они впитывали новую для них психологическую атмосферу рабочих коллективов и культурных центров городов, где они обучались.

Все эти проблемы были предметом ежемесячных рассмотрений на совещаниях в ОТО КамАЗа в Набережных Челнах, где каждый начальник учебной базы привозил с собой подробный отчёт о ходе обучения и воспитания на учебной базе.

На них обобщали лучший опыт, выявляли узкие места и проблемы; руководители баз в свою очередь получали подробную информацию о ходе строительства КамАЗа, которая потом доносилась до всех обучающихся.

Это был очень интенсивный взаимный обмен, который был полезен с обеих сторон.

И потом каждый мастер за время обучения группы по нескольку раз приезжал в ОТО, чтобы продлить командировки.

Эти наезды тоже использовались с максимальной пользой и для мастера и для сотрудников ОТО КамАЗа.

Начальники баз ежемесячно встречались с заместителем генерального директора по кадрам и с генеральным директором КамАЗа.

Это были очень насыщенные по содержанию встречи, которые обогащали друг друга.

Помощь в подготовке данного материала оказал Пикмуллин Вячеслав Константинович.

Продолжение следует …

0
0
24
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Боулинг - нормальная вещь, только давно вышел из моды
Сария Сабурская рассказала о травле детей в школах Челнов и Нижнекамска
21.02.2025 15:58
Ты где то проспал последние 35 лет. Правами на Чебурашку владел его автор Успенский, потом продал их Союзмультфильму. Купи у Союзмультфильма и раздай бедным бизнесменам
«Союзмультфильм» засудил челнинского бизнесмена за контрафактных Чебурашек
21.02.2025 15:57
Мне кажется всегда это было и в СССР тоже, но об этом не говорили. Мы сами в школе между собой разбирались без привлечения взрослых. Вечно ходили в синяках и ссадинах, но никто толком на это внимания не обращал. Пацаны мол, что с них возьмешь.
Сария Сабурская рассказала о травле детей в школах Челнов и Нижнекамска
21.02.2025 15:53
Он же от туда ещё с большим количеством сувениров вернётся и это будут не магнитики... таких коллекционеров ни в коем случае к оружию и близко подпускать нельзя, а вы его на СВО. Решили напугать ежа голой пятой точкой...
ФСБ обнаружила в челнинской квартире склад оружия и взрывчатки
21.02.2025 15:33
Комментарии

0

Ваш комментарий
Заявки на «Цифровой километр»: сбор завершается вечером, собрать осталось 15%
Сводка СВО: США отказываются впредь называть Россию «агрессором»; ВСУ стягивают силы к Брянской области
Сводка СВО: бригада ВС РФ перешла границу Курской области; на импровизированных выборах Зеленский проиграл швабре со счетом 97:3
Сводка СВО: переговоры с США прошли позитивно; жителям Курской области, потерявшим имущество, будут выплачивать по 65 тысяч в месяц
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть