Галиуллин Наиль Фатыхович (подробнее о нем можно прочитать здесь
https://vestikamaza.ru/blogs/ChukhontsevAN/150.php
около 10 лет назад записал интервью с камазовцами.
Некоторое время назад Наиль Фатыхович передал эти рукописные тетради в Музей КАМАЗа.
Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Биляловна перепечатала для вас эти уникальные материалы.
Перед вами интервью с Ивановой Людмилой Николаевной – старшим инженером отдела технического образования КАМАЗа (октябрь 1970–ноябрь 1995).
Расскажите о себе…
Иванова Л.Н.:Родилась в Булгарах Куйбышевского района (ныне Спасский район) в 1939 году, училась в школе с удовольствием, была активна во всех отношениях, среднюю школу окончила более чем успешно.
Имея хороший аттестат и рекомендации директора школы начала работать в школе с нового учебного года в качестве учителя.
Тем не менее, колебалась и была не уверена - справлюсь ли я с обязанностями в школе.
Из-за этих колебаний я опоздала со сдачей документов в ВУЗ в Казани.
Но возвращаться в свой район не стала, решила остаться в Казани.
Думала, начну работать на заводе, но мне тогда не было и 18 лет, поэтому на завод не взяли.
Там мне посоветовали поступить в ПТУ при Казанском моторном заводе.
Это был 1957 год.
А поскольку у отца была машина и я всегда была рядом с ним, чем-то помогала ему и он поощрял мой интерес к технике, это и взяло верх в моём решении.
Так я стала учащейся профтехучилища по специальности станочник широкого профиля.
Какова же была моя радость, когда в той же группе оказались и мои давние однокашники, с которыми мы учились в Булгарах до седьмого класса, после чего наши пути разошлись, и вот теперь эта новая встреча в Казани – теперь уже в ПТУ.
Это время учёбы несу в себе как очень счастливое время.
У нас были отличные преподаватели, они были строги и требовательны к нам – ещё совсем юным девочкам и мальчикам.
И одновременно с требовательностью относились к нам, как к родным детям.
Они были всегда с нами, тратили немало своего личного времени, заполняя всё время необыкновенными содержательными программами вне учебных занятий.
Мы даже проводили ученические конференции по техническим проблемам, много занимались общественной работой, в том числе и художественной самодеятельностью.
И вся наша группа была необыкновенно дружной, ответственно относилась к учёбе, в ней было много отличников, медалистов, детей из интеллигентных семей.
Позже многие, как и я, работали на Казанском моторостроительном заводе, окончили ВУЗы, стали крупными руководителями.
И всем этим мы обязаны нашим учителям.
Я безмерна благодарна учителям той поры за то, что они привили нам ответственность и общественную активность.
Галиуллин Н.Ф. :Но вы не остались в Казани и переехали в Нижнекамск, где шло интенсивное строительство самого современного нефтехимического комплекса?
Иванова Л.Н.:На заводе и в том же техникуме, где училась, я повстречала своего будущего мужа, поженились, поскитались по частным квартирам, надеялись, что сумеем решить эту проблему, однако, всё было не так просто…
Тем временем, в конце 50-х годов в Нижнекамске началось освоение площадки под Нефтехимический комбинат.
Раз нет жилья в Казани, значит, оно будет на новостройке, решили мы с мужем – и перебрались туда в 1964 году.
И всё у нас там заладилось: и с работой, и с учёбой, и с квартирой, которую получили очень быстро.
Стала работать технологом в лаборатории в Профессионально-Технического Училища.
Работа на Казанском моторном заводе и на нефтехимкомбинате дала мне очень хорошее представление и о технологии в машиностроении и о технологии в нефтехимии.
Хорошо разобралась и в составе оборудования, применяемом в обеих отраслях.
И Нижнекамск, и нефтехимический комбинат уже несли в себе ту же энергетическую привлекательность и возможность во всей полноте проявить себя каждому, не говоря уже о молодёжи.
Но в то время стали говорить про КамАЗ.
КамАЗ пропагандировали так мощно и красиво, что устоять было очень сложно.
Каждый день газеты, радио и телевидение только и говорили о КамАЗе, о Набережных Челнах – каким крупным и красивым он будет, что в нём будут замечательные объекты культуры, спорта, народного образования и высшей школы…
А завод?
Самый крупный в Европе, оснащённый новейшим автоматизированным оборудованием…
И этому заводу потребуются образованные, профессиональные люди, причём молодые, инициативные.
И очень много!
Называли цифры превышающие сто и более тысяч.
Дух захватывало от масштабов!
И хотя всё нас устраивало в Нижнекамске: и атмосфера в строящемся городе, и замечательная работа, и отличные бытовые условия – квартиру мы получили там очень быстро.
Но меня и моего мужа всё-таки больше привлекало машиностроение.
И вот эта тяга собственно и определила нашу дальнейшую судьбу – КамАЗ перетянул нас навсегда и мы ни разу не пожалели об этом!
Более того, также, как в своё время вслед за нами в Нижнекамск переехало немало наших родственников, большая часть из них последовала по нашим стопам и в Набережные Челны.
Мы были для наших родственников и знакомых в каком-то смысле первопроходцами.
В Челнах мы бывали и раньше.
Более того, мой муж и два его брата здесь родились.
Его родители ещё до войны жили и работали в Набережных Челнах.
Отец, Захар Иванович Иванов, занимал видную должность, он работал заведующим районным отделом народного образования, отсюда уехал на фронт, отвоевал всю Отечественную и вернулся в Казань.
Вот у моего мужа, можно сказать, взыграли высокие патриотические чувства к родному городу.
Тем более, что ещё до объявления стройки мы бывали здесь, ходили по улице его детства – улице Центральной.
Руками трогали уже обветшалые шершавые стены того дома на самом берегу Камы, куда после рождения принесли его из роддома отец с матерью.
Теперь уже нет, к сожалению, того дома, как нет, впрочем в том виде и всей улицы Центральной.
А ведь было время, когда руководители города во всеуслышание горожан заверяли, что улицу Центральную сохранят как добрую память о старых Челнах, лишь немного реставрируют, облагородят и сделают мемориальной…
Увы, всё это оказалось не более чем пустые слова.
Галиуллин Н.Ф.:Как вы, всё-таки, принимали решение ехать на КамАЗ?
Иванова Л.Н.:Думаю, что также, как и вся молодёжь страны тех семидесятых годов.
Говорят, ехали на КамАЗ по разным причинам, кто за жильём, кто-то за карьерой.
Ни то, ни другое мне было не надо!
Если бы мне и хотелось подняться по служебной лестнице там в Нижнекамске, у меня бы это вполне получилось; я была ещё достаточно молода, у меня были знания, энергия.
Мы ехали на КамАЗ без всякой материальной выгоды, нас тянуло желание работать на большом КамАЗе, жить в красивом городе.
КамАЗ открывал дополнительные профессиональные возможности, стремление к новому, непознанному.
Открывались новые неизведанные горизонты.
И это манило.
И теперь могу сказать: что годы на КамАЗе были самыми интересными – несмотря на все сложности и трудности.
Мы приехали в Набережные Челны с мужем осенью 1970 года.
В отделе инженерных кадров КамАЗа, который располагался тогда в вагончиках между строящимся кинотеатром «Чулпан» и домом 4/2, на улице Гидростроителей, нас встретил Анатолий Иванович Данилов
(внизу на фотографии первый слева).Тогда он был заместителем начальника отдела, единственный руководитель в инженерных кадрах.
Через него проходили за редким исключением все специалисты и руководители трудоустраивающиеся на КамАЗ.
Не считая тех, кто трудился уже в Московской дирекции, в Набережных Челнах уже было 133 инженерно – технических работника.
И всех их он знал в лицо.
Он сказал тогда мне: «Будешь в Челнах 134-ой, твоё рабочее место в Казани – в отделе технического обучения, на улице Каюма Насыри (там располагалась казанская дирекция КамАЗа во главе с А.С.Усмановым - заместителем генерального директора по кадрам), езжай туда, там уже твой руководитель Гранин Александр Николаевич, он уже пятый месяц трудится».
Без проволочек, без всяких хождений по кабинетам, без требования лишних бумажек я была быстро оформлена на вакантную должность мастера производственного обучения.
Сказали, что временно, пока не внесут изменения в штатное расписание.
Встретилась с Граниным, переговорили.
Познакомилась с новыми работниками.
Внизу на фотографии сотрудники Отдела технического обучения на субботнике возле Казанской дирекции КАМАЗа.1971 год.
Закрепили за мной очень интересный для меня участок работы – запустить механизм и вести весь комплекс работ с молодыми специалистами, которых ещё не было, и ВУЗами, которые ещё надо было осмыслить и определиться, с какими и в какой форме выстраивать отношения.
Закрепили – это на словах, а на деле – оказалось по-другому.
В первый же день Усманов Абубакир Ситдикович пригласил меня к себе и тут же дал поручение – немедленно выехать в командировку на ВАЗ.
Он договорился со своим коллегой – заместителем генерального директора по кадрам Пастуховым, чтобы меня приняли на Автозаводе и ознакомили со всеми функциями и объёмом работ закреплёнными за отделом технического обучения, детально показали все имевшиеся к тому моменту на ВАЗе весь механизм организации и технологии подготовки кадров…
Сегодня, спустя уже годы, прошедшие с той поры, могу сказать, что это был подарок судьбы – с первых шагов погрузиться в неведомый для меня мир.
С одной стороны, своими глазами увидеть лучший и самый крупный в Советском Союзе автозавод, который даёт мне приблизительное представление о том, каким будет наш КамАЗ, а с другой – увидеть, понять и перенести на КамАЗ те формы и методы работы в подготовке кадров, которые уже были апробированы на ВАЗе.
Всё увиденное на Волжском автозаводе (а мне показали, рассказали и предоставили всё, ради чего я туда приехала), произвело на меня неизгладимое впечатление: громадные корпуса, оснащённые новейшим оборудованием, главный конвейер, с молодыми улыбающимися лицами, цеха, начинённые невидимыми ранее автоматическими линиями, которые, опять – таки, обслуживали рабочие со средне-техническим и даже высшим образованием.
Где бы я ни была – всюду высокая культура производства.
Я порадовалась за себя и всех тех, кто будет работать на КамАЗе, ведь он же будет ещё лучше того, что я вижу здесь, на ВАЗе.
А если учесть, что в дирекции по кадрам и в отделе техобучения ВАЗа я получила все копии документов , действовавших на тот момент на автозаводе по вопросам подготовки кадров, то возвращалась к себе в Челны счастливая, что получила больше, чем ожидала, и гордая от того, что я начинаю работать на КамАЗе, который по всем статьям обязательно будет лучше, чем Волжский Автозавод.
Позже я убедилась, сколько же денег и времени сэкономил КамАЗ, когда все эти документы с незначительными коррективами постепенно были переложены в руководящие материалы по подготовке кадров на нашем предприятии и положены в основу деятельности во всех без исключения подразделениях КамАЗа...
Всё, что я привезла с ВАЗа, легло в основу всей нашей работы.
За мной закрепили всё, что связано с планированием и направлением на КамАЗ молодых специалистов, введение их в профессию, адаптацию в условиях производства, вопросы последующей аттестации специалистов.
В марте 1971 года я стала старшим инженером.
До этого не было никакой специализации между сотрудниками и все были заняты только организацией подготовки молодых рабочих.
Внизу на фотографии Иванова Людмила Николаевна и Иванов Вячеслав Захарович.Мы с мужем всё ездили по районам ТАССР.
Я еду в один район, муж - в другой.
Ездили поездами, плавали метеорами и пароходами, летали на самолётах.
Мы всё время были в пути.
Галиуллин Н.Ф.:Расскажите подробнее всю содержательную работу ОТО тех первых месяцев первого года. Как это происходило?
Иванова Л.Н.:Все мастера отдела технического обучения находились в Набережных Челнах в двух точках: в вагончиках и в доме 7/8.
Я в 1970-1972 годах базировалась в Казани.
Мастера комплектовали группы, отвозили по городам, отдел кадров их оформлял.
Нам были известно, какие рабочие профессии были нужны КамАЗу в первую очередь.
Мастера ОТО хорошо знали необходимую численность рабочих по каждой профессии.
Вот по этим перечням профессий мы и набирали группы, каждая по 30 человек.
Отделы кадров принимали и оформляли молодых рабочих, затем их отправляли в ОТО. Мастера вносили в списки групп на обучение, для них уже были закреплены конкретные квартиры в общежитиях 6-7 комплексов поселка ГЭС.
Группы формировались очень быстро и тут же направлялись на учебные базы.
На комплектование уходило 1-2 дня.
А это же время на учебных базах уже готовились конкретные бригады и рабочие места, где они должны будут работать и обучаться.
Решался вопрос по местам в общежитиях, там где они имелись, а где их нет работники учебных баз обходили частный сектор в поисках места для проживания учеников, заключали с ними договора аренды на весь срок обучения и работы на учебной базе.
Это была очень муторная работа и я бы сказал деликатная.
На некоторых базах большую часть наших учеников поселяли именно в частном секторе.
И пока с учебных баз не были получены подтверждения, что места для поселения готовы, группа из Челнов не выезжала.
А если учесть, что нужно было скоординировать наличие свободных мест в общежитиях КамАЗа ещё и наличие билетов на поезда, отправляющиеся из Бугульмы в Ульяновск, а оттуда по более чем двадцати городам Советского Союза, то можете себе представить весь объем нашей работы.
Это требовало чёткой организации и взаимодействия ОТО в Набережных Челнах с другими городами, организациями и частным сектором.
Не всегда всё получалось, и это вызывало у учащихся нарекания.
Руководству дирекции по кадрам КамАЗа нужно было иметь добрую волю и солидное терпение, чтобы всё это вынести.
А мастера на учебных базах независимо от времени суток, были обязаны встречать группы учащихся и размещать на ночлег.
Самая интенсивная работа была в 1971-1973 годах.
Внизу на фотографии группа мастера Иванова Вячеслава Захаровича на субботнике1971 год.
Как-то анализировались в ОТО обучение первых групп? Кто это делал? Как это происходило?
Иванова Л.Н.:Во-первых, во главе учебных баз находились наши люди – начальники баз, в их подчинении был штат мастеров производственного обучения, у которых в свою очередь по 25-35 учеников, расставленных в разных бригадах и цехах.
На мастерах лежала вся ответственность за организацию теоретического и производственного обучения, за их качество, они взаимодействовали с ОТО тех предприятий, где действовали наши учебные базы.
Выявляющиеся отклонения становились предметом совместного обсуждения мастера, ОТО, предприятия и руководителей учебной базы, после которых принимались корректирующие воздействия на весь процесс обучения.
Кроме того мастера проводили с учениками ежемесячные собрания, они совместно намечали план совместных групповых культурно-массовых мероприятий или отдых.
Надо всё-таки помнить, что в первые годы при подготовке новых рабочих большая часть это была молодёжь сельская из районных центров Татарии.
Они впервые оказывались не просто на крупных автомобильных и машиностроительных заводах, а в крупных областных центрах, где возможности для формирования и развития личности были неизмеримо выше в сравнении с тем, что они имели на прежних местах, где они родились, учились и развивались.
Мастера ОТО стремились эти возможности в полную меру использовать.
И потом они впитывали новую для них психологическую атмосферу рабочих коллективов и культурных центров городов, где они обучались.
Все эти проблемы были предметом ежемесячных рассмотрений на совещаниях в ОТО КамАЗа в Набережных Челнах, где каждый начальник учебной базы привозил с собой подробный отчёт о ходе обучения и воспитания на учебной базе.
На них обобщали лучший опыт, выявляли узкие места и проблемы; руководители баз в свою очередь получали подробную информацию о ходе строительства КамАЗа, которая потом доносилась до всех обучающихся.
Это был очень интенсивный взаимный обмен, который был полезен с обеих сторон.
И потом каждый мастер за время обучения группы по нескольку раз приезжал в ОТО, чтобы продлить командировки.
Эти наезды тоже использовались с максимальной пользой и для мастера и для сотрудников ОТО КамАЗа.
Начальники баз ежемесячно встречались с заместителем генерального директора по кадрам и с генеральным директором КамАЗа.
Это были очень насыщенные по содержанию встречи, которые обогащали друг друга.
Помощь в подготовке данного материала оказал Пикмуллин Вячеслав Константинович.
Продолжение следует …