Галиуллин Наиль Фатыхович (подробнее о нем можно прочитать здесь
https://vestikamaza.ru/blogs/ChukhontsevAN/150.php)около 10 лет назад записал интервью с камазовцами.
Некоторое время назад Наиль Фатыхович передал эти рукописные тетради в Музей КАМАЗа.
Директор музея Литейного завода Бадертдинова Минзиля Биляловна перепечатала для вас эти уникальные материалы.
Перед вами интервью с Бариновым Владимиром Константиновичем – начальником ОТО КАМАЗа (1976 -1984).
Интервью состоялось 19 апреля 2007 года.
Галиуллин Н.Ф. :Как строились отношения руководителей учебных баз и руководителей кадрового блока КАМАЗа?
Баринов В.К.:Деятельность всех учебных баз на автозаводах страны находилась под пристальным вниманием не только ОТО КАМАЗа и его руководства, но и всего руководства кадрового блока и Л.Б.Васильева.
Мы все один раз в месяц приезжали в Челны: мастера – чтобы лично отчитаться и продлить командировку, руководители учебных баз – к конкретному времени на совещании в ОТО и к заместителю генерального директора по кадрам.
Внизу на фотографии отчёт заместителя начальника ОТО Аракчеева И.М. о проделанной работе.1972 год.
На этих совещаниях все мы детально отчитывались о том, как идёт процесс подготовки кадров, детально анализировали весь комплекс вопросов связанных с нашей работой через призму того, насколько количественно и качественно справляемся с поставленными перед нами задачами.
Особые акценты расставлялись на воспитательной работе с людьми.
Поскольку руководство ОТО после прихода Вашенкова ввело в практику комплексные проверки работы учебных баз, её итоги, зафиксированные в соответствующем итоговом документе, становились предметом заинтересованного рассмотрения на совещаниях у заместителя генерального директора по кадрам Равиля Ахатовича Латыпова.
Рассматривали базу одну, а участвовали в его обсуждении все мы.
Принятые решения касались каждого.
Это позволяло видеть собственные промахи и удачи, вносить коррективы в личную деятельность.
Нам всегда – и руководство кадрового блока и партком – внушали, что формирование коллектива КАМАЗа начинается у нас, на учебных базах, а потому и требовали, чтобы мы работали с каждым персонально, не оставляли без внимания ни одну проблему, вовлекали каждого камазовца в общественную работу, организовывали для групп коллективные акции – отдых, экскурсии, лекции и т.д.
И всё это мы , насколько хватало наших способностей, делали.
Особенно это было характерно после 1971 года.
В зависимости от того работники какого завода преобладают на учебной базе, к нам стали приезжать руководители администрации и общественных организаций этого завода, чтобы лично убедиться как обстоят дела на учебной базе, выступали перед обучающимися и стажирующимися с сообщениями о ходе строительства своего завода, КАМАЗа в целом, отвечали на многочисленные вопросы.
Эти встречи и общения с руководителями заводов всегда были ожидаемыми.
После них рассеивалось ощущение оторванности от КАМАЗа и Набережных Челнов.
Камазовцы видели,что их помнят, ждут их возвращения , чтобы делать ту работу, ради которой они оторвались от своих родных мест.
наете, выделение квартиры камазовцу, прошедшему обучение и работавшему на ГАЗе, и отзыв на КАМАЗ, моментально разлеталась среди остальных обитателей общежитий учебной базы.
Это лучше любых слов убеждало, что на КАМАЗе всё впереди, жильё строят, работники получают квартиры, значит, скоро наступит и очередь других.
И это как – то цементировало коллектив.
Учебные базы (в Тольятти, кстати, её закрыли последней только в 1974 году) дали КАМАЗу возможность, обучить не только почти весь персонал тех лет, но и ещё более важное приобрести бесценный опыт подготовки кадров тех автозаводов, на базе которых были созданы учебные базы.
Мы получили от них громадный объём документации по подготовке кадров, на самостоятельную разработку которых КАМАЗ потратил бы массу времени и ещё больше средств.
А фактически службы подготовки кадров КАМАЗа уже с пуском РИЗа начали создавать свою учебную базу и запускать учебные процессы.
И всё это обучение на основе программ, методик, экзаменационные билеты, формы документации, конспекты - это был опыт практически всех автозаводов страны.
Это бесценный интеллектуальный капитал.
И мы должны быть им благодарны за ту помощь.
Когда я стал начальником ОТО и мне нужно было разработать то или иное положение, программу, методику, я клал перед собой аналогичные документы ГАЗа, ВАЗа, ЯМЗа, ЗИЛа, МАЗа и т.д. и на их основе, но с учётом наших условий готовил документ КАМАЗа.
Со всей уверенностью могу сказать, что мы впитали лучший опыт предприятий Минавтопрома в подготовке кадров…
Пришло время, мы все встали в очередь на жильё.
Началась сдача жилья – всем нам стали предлагать.
Первые квартиры были в поселке ЗЯБ.
Женатые приезжали и достраивали жильё сами.
Вот эти первые дома пятиэтажные с горбатыми стенами достраивали многие из нас.
Потом стали предлагать малосемейки.
Мы отказались, сказали, что будем ждать квартиру.
И наконец на ОТО дали сразу двадцать две квартиры в доме 29/15 и уфимском доме.
Я получил в последнем.
Это было в июне 1973 года.
Вот так выглядел дом 29/15 в августе 1972 года.После меня учебную базу закрыли месяцев через восемь – девять.
А меня в том же месяце назначили начальником бюро ОТО.
Я занимался организацией повышения квалификации ИТР.
Моей задачей была организация стажировки всех категорий специалистов, в том числе подготовка молодых.
Тогда же начали постепенно заниматься повышением квалификации в ИПК Минавтопрома, но это были первые пробы.
В то же время в 1973 году наше бюро занималось всем комплексом вопросов организации обучения молодёжи в техникумах Минавтопрома.
Наш КАМТ всё ещё находился в стадии строительства.
Мы вместе с Людмилой Николаевной Ивановой вели эту работу, начиная от агитационно – массовой кампании в школах города и других районах республики до отбора кандидатов и организацией приёмных экзаменов и зачисление их на первый и третий курсы на базе 8-х и 10-х классов.
КАМАЗ имел договор с 14 автомеханическими техникумами Минавтопрома. Ежегодно мы направляли в них по 200 – 300 школьников.
К 1974 году в старой части города на въезде со стороны аэропорта были сданы три учебно – производственных комплекса профтехучилищ, один из которых и стал Камским автомеханическим техникумом.
Все они тогда начали работать на КАМАЗ.
И даже после его ввода мы продолжали направлять молодых людей и в другие техникумы, поскольку открывались специальности.
КАМТ не закрывали полной потребности КАМАЗа.
Аналогично шло направление и в ВУЗы страны камазовских стипендиатов.
Но основной базой КАМАЗа, всё-таки, был ВТУЗ ЗИЛа, с которым мы сотрудничали почти до конца 80-х годов.
Интересно, что часто квоты стипендиатов КАМАЗа по настоянию обкома КПСС были переданы в районы республики, чтобы оттуда отбирать лучших выпускников татарских школ, чтобы готовить для КАМАЗа национальные кадры.
И как показало время, это было дальновидным решением.
А условия обучения во ВТУЗе ЗИЛа достаточно сложные, студенты учились в режиме неделя учёба – неделя работы на производстве.
Это решало две проблемы.
ЗИЛ получал надёжные кадры, а студенты с первого курса углублялись в постижение особенностей производства и технологии всех процессов автомобильной промышленности.
Это была замечательная школа, выпускники ВТУЗа очень быстро адаптировались на заводах комплекса и быстро росли и как специалисты и как управленцы.
Закалка у этих ребят была хорошей – они умели работать не только головой, но и руками.
Мы обеспечивали очень жёсткий контроль за ходом обучения наших стипендиатов.
Мы постоянно отслеживали ход их обучения, контролировали успеваемость, дисциплину и т.д.
Вот уж с тех пор прошло много лет, но когда идёшь по какому - либо заводу, нет – нет, останавливают незнакомые тебе лица, за руку здороваются, улыбаются: «А помните, вы нас возили во ВТУЗ ЗИЛа в Москву?».
«Вроде, помню», - говорю.
До сих пор эти люди благодарны и КАМАЗу и тем, кто занимался этой работой конкретно…
Некоторые во ВТУЗе не выдерживали такого режима работы и учёбы.
Особенно избалованные сынки.
Вокруг этих кандидатов всегда были склоки .
В списках всегда кандидатов было больше, чем нужно.
Вот пришёл заместитель генерального директора по кадрам М.Р.Назыров.
Он решил эту проблему просто – записывай всех желающих, езжайте за свой счёт на экзамены и держите конкурс - конкурируйте между собой.
Лучших, с максимально высоким балом и отбирайте.
Вот тогда всё стало на свои места и нервный ажиотаж родителей с их мощной атакой на ОТО спал сам собой.
Это было удивительно верное решение.
Об этом мне даже однажды пришлось давать объяснения в Набережночелнинском исполкоме горсовета заместителю председателя Г.М.Хакимовой.
«Вы что нас сталкиваете с народом?», - с возмущением напала она на меня, - «На вас жалобы поступают, что вы не зачисляете хороших ребят в группы для обучения во ВТУЗ ЗИЛа».
«А вы, что не знаете, как это делается?», - вопросом на вопрос возражаю ей. – «Отбор кандидатов идёт в точном соответствие с действующим на КАМАЗе положением!»
И рассказал ей всё, как мы это делаем и закончил: «Ваша первая реакция свидетельствует об обратном: не мы вас сталкиваем с народом, а вы – нас».
С тем мы и разошлись.
К счастью, мы работали честно, никаких блатников среди вузовских стипендиатов не было.
Галиуллин Н.Ф. :
Когда вас назначили начальником ОТО?
Баринов В.К.:
В пусковое время ОТО достигал численности 120 человек.
Это была мощная профессиональная централизованная служба по подготовке кадров.
Но пришло время спада этой работы.
ОТО стало постепенно сворачивать свою деятельность в прежней форме.
Вступил в строй РИЗ, там стали создавать свою материальную базу.
Перед многими моими коллегами встал вопрос в каком направлении и где продолжать работу.
К тому времени многие ушли на заводы, в ПТУ, техникумы – причём ушли с повышением, на хорошие должности.
А я к этой кадровой работе прикипел и, несмотря на выбор из трёх вариантов, выбрал работу на Автомобильном заводе в качестве начальника бюро технического обучения, где я проработал до 1976 года.
В один из дней меня приглашает в себе Р.А. Латыпов, заместитель генерального директора по кадрам КАМАЗА, и предлагает работу начальника ОТО, которую в качестве и.о. вёл В.Г. Марченко.
У него в силу особенностей его характера не сложились взаимоотношения с руководителем управления кадров Баженовым Б.М.
Внизу на фотографии во время первомайской демонстрации 1978 года слева направо:
1. Баринов Владимир Константинович - начальник отдела технического обучения (ОТО)
2. Иващенок Леонид Трофимович - начальник отдела оформления загранкомандировок и наградных дел Управления кадров КАМАЗа.
3. Аржанцев Анатолий Петрович - заместитель начальника управления – начальник отдела рабочих кадров Управления кадров КАМАЗа.
4. Баженов Борис Михайлович - начальник Управления кадров КАМАЗа.
В общем, Баженов и Аржанцев его задвинули.
Не скрою, эту должность я принял с колебаниями.
Одно время у меня даже было желание вернуться на завод.
К этому времени начали звать на Литейный завод.
Но Латыпов меня уговорил и я шесть лет проработал начальником ОТО.
Галиуллин Н.Ф. :Этот период с 1976 по 1984г. чем отличается от того первого периода работы ОТО?
Баринов В.К.:Ожидалось постоянно, что КАМАЗ вот – вот начнёт строительство учебного центра.
Я даже принимал участие в существенной корректировке этого проекта вместе с проектным институтом.
Но у КАМАЗа было столько первоочередных потребностей в самых различных объектах, что до учебного центра не доходили руки, а если на каком-то этапе и удавалось внести его в проект титульного списка, то на самом последнем этапе его всегда исключали из титула.
Но потребность в повышении квалификации кадров никогда не иссякает, кадры всё время находятся в движении, численность коллектива КАМАЗа продолжала сильно расти, сохранялась текучесть кадров.
В этих условиях естественно вышла на первое место проблема острой нехватки учебных классов, другой материальной базы.
Создание её и стало головной болью ОТО КАМАЗа и соответствующих служб на заводах.
К тому моменту, когда я принял ОТО на КАМАЗе было два или три учебных класса.
А к тому моменту, когда к руководству Управления подготовки кадров пришли вы, на КАМАЗе было уже сорок шесть учебных классов по разным профессиям, все они имели соответствующее оснащение учебно – наглядными пособиями, приборами, макетами, раздаточными материалами.
Каждое новое помещение приходилось выбивать с боем, с большой нервотрёпкой.
Но зато разрушали в одночасье.
Сколько раз нас отбрасывало назад, трудно сосчитать.
На эти же годы падает и отстраивание всей системы подготовки кадров на КАМАЗе, её содержательной части процессов организации управления этой функцией – на всех заводах создали соответствующие подразделения, их деятельностью также руководил ОТО КАМАЗа.
Характерно, что в этот период началось очень тесное взаимодействие со службами главных инженеров заводов и технического директора.
Содержание учебных программ по всем основным профессиям были приведены в точное соответствие с содержанием и технологией производства, значительное место в них отводилось изучению особенностей устройства и наладки оборудования, вопросам повышения качества продукции…
Внизу на фотографии слушатели Народного Университета Технологического Прогресса КАМАЗа.Поскольку КАМАЗ изначально оснащался самым современным оборудованием, в нём были заложены самые передовые научно – технические решения, то резко повышалась ответственность рабочих за обеспечение работоспособности крупных автоматических, автоматизированных и поточных линий вот во всех технологических цепочках литейного, кузнечного, прессово-рамного, дизельного и автомобильного заводов.
Перед нами была поставлена чрезвычайно важная задача – обеспечить максимально возможный охват молодёжи до тридцати лет вечерним средним и средне-техническим профессиональным образованием – как основой высокого общеобразовательного, технического и культурного уровня работающих.
В эту работу были вовлечены все бригадиры, мастера, начальники цехов, службы кадров и технического обучения, все общественные организации КАМАЗа.
Ежегодно к середине лета повсеместно в цехах формировались списки молодых рабочих не имеющих среднего образования.
Начиналась массовая организационно – разъяснительная работа среди этой категории работающих по вовлечению в Школы Рабочей Молодёжи или вечерние техникумы.
Ход комплектования этих учебных заведений находился под неослабным вниманием комиссии содействия Школам Рабочей Молодёжи, которую возглавили заместитель генерального директора по кадрам, секретарь парткома, председатель профкома и секретарь комитета ВЛКСМ КАМАЗа.
Не оставались в стороне воспитатели общежитий – а их в пиковое время в объединении было более восьмидесяти.
На всех заводах были созданы сменные Школы Рабочей Молодёжи.
Чтобы стимулировать этот процесс, на уровне КАМАЗа в действующие условия социалистического соревнования бригад, участков и цехов были включены показатели, характеризующие уровень охвата молодёжи обучением в ШРМ.
По итогам же учебного года лучшим из лучших учащихся вручались дипломы «Передовик производства – отличник учёбы» и денежные премии.
Но самое главное, с подачи ОТО на КАМАЗе было утверждено положение, по которому преимущественное право на обучение на курсы повышения квалификации молодых рабочих получали, как правило, выпускники школы рабочей молодёжи.
Это акция, как правило, была завершающей во всей этой системной работе.
Занимался я строительством Учебного центра.
Большую помощь в этом оказывал нам Виктор Васильевич Перцев – заместитель генерального директора по капитальному строительству.
Его благосклонность по отношению к нам определялась ещё и тем, что его супруга – Нина Архиповна работала у нас в ОТО.
Взаимодействуя с ним по Учебному центру, он нередко говорил:
«Я же принимаю тебя как родственника, ведь у тебя работает жена моя.
Ну как я могу его за раз построить, ведь из него нельзя выделить пусковую часть.
А раз нельзя, то на его строительство надо выделить сразу 4,5 миллиона рублей.Его надо перепроектировать».
И мы подготовили на это полное обоснование, чтобы его перепроектировать, а это, если я не ошибаюсь 10% от сметной стоимости объекта.
Но к сожалению всё рухнуло в одночасье…
Уже позже, работая на Литейном заводе, проезжая мимо, я заметил, что напротив НТЦ начали забивать сваи.
Это было в начале 90-х годов прошлого века.
И только спустя месяцы, когда корпуса начали расти, я понял, что это поднимается наш Учебный центр, в перепроектировании которого , на уровне технического задания мне пришлось в своё время участвовать…
Это была большая радость: ведь потенциал этого учебного центра нёс в себе громадные возможности, в нём заложены все самые лучшие технологии получения профессионального образования…
Но, увы, надеждам не суждено было сбыться: после пожара на заводе двигателей вновь всё заглохло.
Галиуллин Н.Ф.:Какой период для вас был самый удачный?
Баринов В.К.:Я работал с несколькими заместителями генерального директора по кадрам – с Латыповым, Назыровым, Кирилловым, Кудимовым.
С Усмановым я мало работал.
Самое приятное впечатление осталось от Латыпова – вежливый, интеллигентный, никогда не повысит голоса, очень выдержанный, приятный в общении.
О нём у меня самые лучшие впечатления сохранились.
Была одна беда – у него не сложились отношения с Л.Б.Васильевым, он его не воспринимал, его манеру – уравновешенного человека.
Если бы Равиль Ахатович был человеком более резким, поступательным, как сам Васильев, вероятно он бы устраивал генерального директора.
Лев Борисович был очень жёсткий, он не мог позволить себе быть мягким, на нём лежала огромная ответственность. А Латыпов Равиль Ахатович был абсолютно убеждён, что можно отлично делать своё дело без шума, крика, жёсткости, без давления на сотрудников.
Но с Латыповым во всех отношениях было приятно работать.
С Назыровым было приятно работать – человек очень доброжелательный, с юмором, приятный.
Он на всё смотрел проще, чем все остальные.
Никогда не драматизировал, в экстремальных ситуациях он всегда как-то оставался уравновешенным.
По содержанию работы, всё – таки, был глубже Латыпов.
Он и по образованию технарь, плюс его громадный опыт работ и на КМЗ и в органах Советской власти.
У Кириллова вообще никакого опыта кадровой работы не было.
Он пришёл и начал с разноса работников ОТО.
У него была коронная фраза на совещании: «Я ещё не знаю, чем вы там занимаетесь, но я узнаю».
А потом прошло какое-то время.
Он увидел, что аппарат работает, аппарат грамотный, квалифицированный, делает то, что надо.
И всё встало на свои места.
С Кудимовым в первый раз я столкнулся ещё работая на Автомобильном заводе, когда я был начальником бюро ТО.
За мной был закреплён один вагончик – единственное место для обучения. Его однажды в часы для обучения и заняли для проведения совещания.
Я их выставил и дал возможность проводить обучение преподавателю.
Тут появляется Кудимов и возмутился: «Это кто здесь командует?».
Всех обучающихся выгнал и впустил своих.
Ну мы и пошли, не солоно хлебавши, сорвав занятие плановой группы.
Ну что тут скажешь?
На этом интервью с Бариновым В.К. заканчивается.
В заключение небольшая справка о Баринове Владимире Константиновиче из книги «История кадровой службы ПАО «КАМАЗ», написанной Панариным Борисом Егоровичем и Пикмуллиным Вячеславом Константиновичем:
«Баринов В. К. на КамАЗе отработал свыше 30 лет, из них более 22 лет в службе технического обучения генеральной дирекции КамАЗа и более 8 лет в службе кадров Литейного завода КамАЗа.
Образование высшее.
На КамАЗе начал работать с 3 октября 1970 года старшим мастером в Отделе технического обучения.
В апреле 1973 года был назначен на должность начальника бюро в этом же отделе.
Зарекомендовал себя грамотным, трудолюбивым специалистом.
Является одним из активных создателей системы подготовки и стажировки специалистов КамАЗа на иногородних учебных базах.
Творческая, активная работа Баринова В.К. послужила основанием для дальнейшего продвижения его по службе.
В августе 1976 года он был назначен исполняющим обязанности начальника Отдела технического обучения, а в марте 1977 года – начальником Отдела технического обучения.
Работая в этой должности, Баринов В.К. привнес большой, неоценимый вклад в создание учебных классов для подготовки новых рабочих на всех заводах КамАЗа, а также в дело улучшения учебного процесса в системе технического обучения персонала на производстве.
В 1984 году на базе Отдела технического обучения было создано Управление подготовки кадров (УПК).
22 мая 1984 года Баринов В.К. был назначен на должность заместителя начальника УПК.
В 1991 году на базе Управления подготовки кадров был создан Центр обучения персонала.
31 мая 1991 года Баринов В.К. был назначен заместителем директором этого Центра.
В связи с дальнейшей реорганизацией службы технического обучения КамАЗа Баринов В.К. перешел работать на Литейный завод.
На этом заводе он успешно трудился с1 декабря 1992 года по 4 мая 2001 года начальником Отдела подготовки кадров, заместителем и начальником Отдела кадров, заместителем директора Литейного завода по управлению персоналом.
Деловые и личные качества Баринова В.К.: добросовестное отношение к делу, глубокие профессиональные знания, отличные организаторские способности, принципиальность, целеустремленность.
Энергичный, отзывчивый человек».
В настоящее время Баринов Владимир Константинович - преподаватель ГАПОУ "Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б.Васильева".
Общий стаж на 1 января 2019 года составляет 60 лет, из них 17 лет в техникуме.
Баринов В.К. за ввод в эксплуатацию II очереди КамАЗа был награждён медалью за трудовую доблесть (1981).
Имеет звания «Ветеран труда» (1998) и «Заслуженный работник КамАЗа».
В следующей части вас ждёт интервью с новым героем.
Продолжение следует ...