Стоит отметить сразу – все что написано ниже это всего лишь субъективное мнение, основанное на наблюдении со стороны.
Спасская ярмарка – одно из ключевых событий, которое происходит в Елабуге, было возрождено в 2008 году, после почти полувекового перерыва. И задумывалась эта ярмарка, в том числе и как инструмент возрождения народных промыслов. От лица одного из таких мастеров я и расскажу о своих наблюдениях – как о положительных моментах, так и о резко негативных, из-за которых я вероятнее всего не буду участвовать в XI Спасской ярмарке. Но обо всем по порядку.
Любое мероприятие начинается с организации. А так как помимо людей, изготавливающих самые разнообразные изделия ручной работы, в ярмарке так же участвуют представители сферы общественного питания, сферы развлечений и сферы розничной торговли, то все участники были поделены на соответствующие категории. В зависимости от категории участник платил ту или иную сумму – от 500 рублей за 1 место у мастеров , и до 7000 за каждые 10 метров занятого пространства у представителей сферы общественного питания. Один мой знакомый бухгалтер прикинул, что только с «Города мастеров» организационных сборов должно быть около 1000000 рублей.
Но вернемся к организации ярмарки. Если говорить о первой стадии – подача заявки, регистрация мастера и прочее – то тут все было сделано довольно удобно. Заявку можно было подать по электронной почте чуть ли не за 2 месяца до проведения ярмарки. Заполняешь нужную форму , пишешь контактные данные, и ждешь подтверждения. Получив его, ждешь дня регистрации, чтобы выбрать место, где ты будешь продавать то, что кропотливо делал зимними вечерами. И вот тут возникает первая странность: официально заявки принимаются с 03.08.17. Но разговаривая с другими мастерами, я узнал, что многие начали регистрироваться чуть ли не с 01.08.17 , иначе «нормальных мест не останется». К чему это таинство, и почему бы тогда не открыть регистрацию официально с 01.08, а там уже действовать по принципу «кто первый встал, того и тапки» остается загадкой. Ну да это мелочи, даже при регистрации 03.08.17 оставалось много свободных мест, можно было постоять и поразмыслить, где торговля будет бойче.
При регистрации выдают вот такие талончики, которые показывают, какие столы были зарезервированы за вами. На протяжении всей ярмарки талончики должны быть под рукой – может прийти один из организаторов, и вежливо попросить показать их. Если совершенно случайно у вас их съела собака, или вы их забыли дома, оргработник может так же вежливо попросить свернуть торговлю и покинуть ярмарку, пока вы не разживетесь в регистрационном зале заветной бумажкой. Если вы особенно упрямы, то тогда позовут в качестве весомого аргумента пару сотрудников полиции, чтобы они помогли вам быстро собрать ваш нехитрый скарб.
К слову сказать – иногда бывает так, что приходя на свое место, ты видишь другого мастера, который уже разложил свои изделия на твоих столах. Как говорится «Пришел я с войны, а в моей хате сидит чужой казак, и ест мое сало». И вот тогда талончик особенно полезен: ты показываешь его любому организатору/волонтеру , из числа тех что постоянно прохаживаются мимо рядов, и организатор, все так же вежливо просит мастера освободить столы. Если мастер отказывается это делать (на одной из прошлых ярмарок произошел подобный инцидент, и я был его свидетелем) то люди в форме всегда готовы прийти ему на помощь.
Если долгими зимними вечерами мастер успел сделать достаточно много вещей на продажу, или же он специализируется на чем-то масштабном, то прямо к «Городу мастеров» можно подъехать на машине. Но убрать свою механизированную телегу ремесленник XXI века должен еще до начала ярмарки – иначе машину просто увезут на эвакуаторе.
На ночевку можно было остановиться в общежитии университета (педагогического, насколько я помню) , либо снимать квартиру/комнату в городе. За 1 койко-место в общаге нужно было платить по 400 рублей за каждую ночь, цены на съемные квартиры начинались от 800 рублей. Но есть так же и третий вариант – ночевать в палатке прямо возле столов, на которых днем раскладываешь товар.
Этот способ хорош своей экономичностью, а так же тем, что не надо тащить тяжеленные сумки от общежития (по моим прикидкам, от общежития до «Города мастеров» около 2 км пешим ходом). Из минусов – палатку надо собирать каждое утро, да и не каждый человек согласится на такие условия. Но я, человек любящий походы, отнесся к этому варианту как к еще одному выезду на природу. Главное – заранее предупредить организаторов, и внимательно приглядывать за своими сумками – деньги, документы и особо ценные изделия лучше вообще положить в палатку, рядом с собой. Конечно же, ночью площадь патрулируют полицейские, но береженого, как говорится, и Бог бережет.
Для того, чтобы привести себя после сна в порядок рядом с палатками мастеров стояли платные душевые кабинки. Цена – 100 рублей за 15 минут. Так же в свободном доступе были и туалеты – 10 рублей за 1 посещение. Все тот же мой знакомый бухгалтер предположил, что основная выручка делалась именно здесь – частенько бывали достаточно длинные очереди.
Что касается питания – то тут у каждого мастера так же был выбор: либо сходить на «улицу», где стояли работники питания; либо купить пару пирожков у пышущих здоровьем тетушек, регулярно дефилирующих между рядами(если конечно мастер любит рисковать); либо сходить пообедать в город; либо же приготовить еду самому. Костры разводить категорически запретили, но пользоваться портативными газовыми горелками и примусами – сколько угодно.
Я выбрал именно последний вариант: во первых, так экономичнее, во вторых я не питаю особого доверия к еде, готовящейся на ярмарке (я не хочу возводить напраслину, просто нет никакого желания пополнить статистику пищевых отравлений своим личным примером). Про тетушек с пирожками я вообще молчу, как по мне – те люди, которые спокойно покупают у них еду или имеют луженый желудок, или же их жизненное кредо «Один раз живем».
Так что , если ваши финансовые возможности не позволяют вам снимать квартиру в городе, и в городе же обедать – палатка и газовая горелка спасут вас. Воду можно было брать в роднике неподалеку, либо же покупать в городе.
На этом моменте я завершаю первую запись в своем блоге, продолжение, в котором будет содержаться основная критика Спасской ярмарки будет совсем скоро.