Вот такой слоган на сайте налоговой инспекции : Скажи мне кто твой контрагент, я скажу кто ты!
В работе мы сталкиваемся с понятием неблагонадежный контрагент, добросовестный контрагент, контрагент с высоким комплаенс риском. Кто же ты?
На смену концепции необоснованной налоговой выгоды, введенной Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, пришла норма налогового законодательства, ограничивающая право налогоплательщиков на уменьшение налога. Налоговая инспекция руководствуется ст. 54.1 НК РФ, при установлении обстоятельств, свидетельствующих, что основной целью заключения налогоплательщиком сделки являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.
Налоговые органы оценивают сделки с точки зрения того – имеют ли они под собой какое-либо разумное объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, или же имеют своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств с помощью недобросовестных контрагентов.
Риски работы с недобросовестными контрагентами состоят не только в том, что вам не поставят товар, не окажут услуги или не заплатят. Если юридическое лицо ведет дела с теми, кто на плохом счету у налоговой, привлек внимание ФАС (антимонопольная служба) или Роспотребнадзора, то у него могут возникнуть проблемы.
К сожалению, презумпция невиновности, которой придерживается отечественное законодательство, в данном случае превращается в принцип бумеранга. Часть ответственности за нарушения законодательства может быть переложена на Компанию. Не всегда. Вероятно — удастся доказать невиновность. Но попасть на карандаш к налоговой и испортить деловую репутацию в этой ситуации легко.
Поэтому очень важно знать своего контрагента.
Напоминаю, что одним из требований Комплаенс программы ПАО «КАМАЗ» является проверка и мониторинг деловых партнеров. Общество проводит надлежащие, основанные на оценке рисков, проверки контрагентов до вступление в договорные отношения.