Дружить с высшей геометрией, уметь считать в уме синусы и тангенсы, обладать терпением и хорошей памятью рекомендует мастер цеха режущего инструмента Ильнур Бадретдинов тем, кто претендует на специальность шлицешлифовщика. Это одна из редких профессий, востребованных на ремонтно-инструментальном заводе "КАМАЗа".
Мастер цеха демонстрирует премудрости на практике, шлифуя каждую впадинку протяжки – инструмента для создания шлицевых отверстий на металлических заготовках. На таком инструменте могут иметься от 10 до 79 шлицев, и каждый требует шлифовки. Сложнее всего, когда их вообще нет, и нарезать пазы приходится с нуля.
Рабочий аккуратно проворачивает ручки станка, следя за абразивным кругом, высекающим золотистые искры. Важно обработать протяжку так, чтобы все шлицы были одинаковыми, учитывая при этом, что зубья у инструментов бывают разных размеров.

Егор Старцев работает на РИЗе пять лет: начинал с плоской шлифовки на соседнем участке и недавно перешел на обработку шлицев. Стаж его наставника Ивана Крюкова – около 40 лет. Егору шлифовка шлиц приносит больше заработка, чем прежнее место, но и сложностей в новой работе больше.
«Здесь много тонкостей. Например, там опорой был стол, а тут обрабатываемый инструмент находится фактически на весу. Изделие может прогибаться, поэтому необходимо правильно установить его на станок», – сравнивает Егор.
Для контрольных замеров используются микрометры и индикаторы. Шлиц должен проходить по середине инструмента с погрешностью до 0,01 миллиметра. Зубья после обработки тоже сравниваются - по высоте, и, если соседние друг другу не соответствуют, значит и шлиц не на месте.
Шлифовщиков цеху сейчас не хватает. Бадретдинов оценивает подготовку специалиста с нуля примерно в два года, однако, если кто готов освоить профессию, помощь опытных наставников начальник цеха гарантирует.
Текст: Кирилл Свиридов
Фото: Виталий Зудин