Традиционная пресс-конференция под конец года не оставила у журналистов вопросов к генералу "КАМАЗа": раскрыты были и производственные показатели текущего года, и бизнес-план на будущий, и инвестиционные планы, включая интересы компании в легковом сегменте.
ФИНАНСЫ И ПРОИЗВОДСТВО
«Нам удалось стабильно отработать весь год, хотя нас первыми отключили от цепочки поставок, ввели против нас все возможные санкции и ударили по пятому поколению грузовиков», - такими словами открыл сегодня пресс-конференцию по итогам года генеральный директор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин. Он напомнил, как компания в течение пяти лет инвестировала в разработку тягача пятого поколения (К5), видя его международным проектом, но разворот партнеров на 180 градусов едва не свел на нет все усилия.
«Это было болезненно для нас, но силы коллектива позволили сделать за несколько месяцев то, что требует нескольких лет. Видимо, эффект «горящей платформы» сработал. В итоге мы завершим год значительно лучше 2021-го, который был самым удачным в нашей истории по финансовым показателям», - анонсировал спикер.
Производственные планы таковы: если в прошлом году в новом модельном ряде "КАМАЗ" выпустил 9957 автомобилей, то по итогам текущего ожидаемая цифра - 4193 машины: 2549 К4-х и 1644 К5-х. В следующем году по плану будут выпущены 10,6 тыс. машин новых поколений, из них 9,8 тыс. – на продажу. В основном речь идет о поколении К5, но подразумевается и небольшая доля К4, собранных из остатков комплектующих.
«Почему я говорю об ожиданиях? – решил пояснить Когогин неполную определенность по итогам нынешнего года, - Дело в том, что к собранным машинам подходит часть комплектующих, и мы их дооборудуем уже на складах перед отправкой потребителю. Сколько успеем провести таким образом – в сегодняшних условиях логистики трудно предсказать. Честно говоря, я и не ожидал больше 3,5 тысячи машин, но закупщики – молодцы, смогли надергать где-то на рынке запчастей. Потребители, которых в основном интересуют магистральные тягачи, проявляют терпение: сделали предоплату и к ожиданию в месяц-полтора относятся с пониманием».
За 11 месяцев "КАМАЗ" выпустил 39849 автомобилей, ожидаемый годовой результат – 43828 машин. Это практически уровень мирного 2021 года, с незначительной отрицательной разницей. Амбиции компании на следующий год Когогин оценил, как «довольно серьезные»: Совет директоров утвердил бизнес-план, опять же, на уровне текущего года, а гендиректор подчеркнул, что федеральный заказ в эти цифры не заложен.
«Госзаказчики пока не определились с объемом, четкого федерального заказа нет. Все, наверное, понимают, что ценообразование в этой сфере для нас пагубное, - отметил Когогин, - Объем госзаказа является государственной тайной, могу только сказать, что он и в этом году, и в прошлом уступал объему нашего производства за одни сутки. Но мы понимаем, что все изменится – стране скоро потребуется техника. Поэтому на Совете директоров мы поставили галочку в бизнес-плане: прирост собственных мощностей относительно уровня этого года мы в случае потребности, конечно, обеспечим».
Пока бизнес-план подразумевает годовую выручку выше 300 млрд рублей по МСФО, EBITDA – 24 млрд рублей, чистую прибыль – 5 миллиардов. Годовой финансовый отчет, кстати, "КАМАЗ" публиковать пока не планирует: правительство РФ разрешило компаниям не делиться статистикой до середины следующего года, и "КАМАЗ" такой возможностью воспользуется - по словам Когогина, к этому вынуждает санкционная политика коллективного Запада. «Любые наши публичные заявления о том, что мы нормально живем, приводят к дополнительным санкциям», - пояснил гендиректор.
Как таковой российский рынок магистральных тягачей в этом году сократился вдвое, хотя значительного спада грузоперевозок не наблюдалось – лишь замедлилось обновление автопарков. На 2023 год Когогин прогнозирует восстановление: в пользу такой версии говорит прежде всего состояние дорожного строительства, причем не только его объем.
«Хорошие дороги еще и повышают эффективность автоперевозок в сравнении с железной дорогой и другими видами транспорта, - пояснил спикер, - Я встречаюсь с руководителями многих крупных компаний и не вижу утраты интереса с их стороны. Кроме того, программа восстановления новых территорий потребовала огромного объема перевозок товаров».
Традиционно "КАМАЗ" просчитал три сценария развития рынка. В худшем случае за 2023 год будут проданы 60 тыс. грузовых автомобилей массой от 14 до 40 тонн; в лучшем – 79 тысяч. Компания ориентируется на усредненный вариант – 65-68 тысяч. Из них порядка 40 тыс. автомобилей рассчитывает продать сам "КАМАЗ". Тягачам в общем объеме грузового рынка Когогин отвел долю примерно в 20 тыс. машин, из которых "КАМАЗ" намерен продать порядка 8,5 тысячи. «Практически весь портфель уже имеет своих клиентов», - отметил спикер. Таким образом, с нынешней доли рынка 44% в следующем году "КАМАЗ" хочет выйти на 45-50%.
Заметных потерь не прогнозируется и на экспортных направлениях – ежегодно компания из Набережных Челнов продает за рубеж порядка 4 тыс. машин, и примерно такая же цифра заложена в бизнес-план. Покупают традиционно страны СНГ, Африки, Юго-Восточной Азии.
Как и предсказывал Когогин после начала СВО, многие потребители в новых экономических условиях вынуждены были избавляться от избыточных автопарков и затоваривать вторичный рынок. Практика показала, что объем возвратов лизинговой техники действительно вырос, но обеспечили его преимущественно тягачи КАМАЗ-5490 – грузовики четвертого поколения. В общей сложности в лизинговую компанию вернулись порядка 600 автопоездов. «Учитывая, что общий парк – под 20 тысяч автопоездов, это никакая не катастрофа. Мы их перепродаем примерно по 200 штук в месяц. Что характерно – К5 не сдают, и о чем это говорит? О том, что потребитель делает все, чтобы заплатить и сохранить у себя автомобиль», - обратил внимание спикер.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА
На инвестиционной программе "КАМАЗа" санкции тоже не отразились – по крайней мере в цифрах. В этом году она потребовала порядка 15 млрд рублей, на следующий год в бизнес-плане заложены 20 млрд рублей.
«Мы инвестпрограмму не останавливали, – добавил Когогин, - Компания подошла к финишу основных инвестиций: по большому счету осталось только локализовать мосты. Проект сформирован, финансирование понятно. Остальные вложения связаны исключительно с расширением мощностей – к примеру, нынешнего объема производства двигателя Р6 достаточно для планов 2023 года и почти на весь 2024-й, но к концу 2024-го мы должны будем увеличить объем выпуска. Сомнений в качестве мотора у нас нет. Когда мы думали о рестарте производства К5, перед нами стоял вопрос: локализовать то, что уже наработано, или сразу ориентироваться на улучшенную версию. По финансам разницы большой не было, и мы решили доработать автомобиль в части удельного расхода топлива, шумовых характеристик и межсервисного интервала. По последнему параметру удалось добиться очень существенной разницы – межсервисный интервал увеличен со 120 тысяч километров до 150-ти тысяч, это подтверждено реальной эксплуатацией. Серийное производство К5 Neo, напомню, будет запущено в марте. Помимо сказанного, в нем улучшена конструкция, с 12-литрового мотора мы перешли на 13 литров. Старую версию тоже будем выпускать в течение 2023 года на базе имеющегося задела, а Neo будет выпускаться параллельно, и во втором полугодии станет основным продуктом».
Как уточнили у спикера "Вести КАМАЗа", в общей сложности автогиганту пришлось локализовать 2,3 тыс. деталей и узлов, которые прежде поставлялись из ныне недружественных стран. Часть номенклатуры "КАМАЗ" локализовал сам, часть выполнили новые партнеры. «Ряд технологий в нашей стране отсутствовал – в частности, горячая штамповка, - пояснил Когогин, - Мы с металлургами и нашими партнерами вынуждены были заниматься тем металлом, который позволит выпускать нужные детали по технологии холодной штамповки. Сомнения были, но все получилось. К настоящему времени К5 локализован на 70-80 процентов».
Электробусное производство "КАМАЗа" тоже отражено в инвестпрограмме будущего года. Уход от европейской компонентной базы тяжело сказался и на этом сегменте, но все задачи решены, образец уже прошел тестовые испытания и «докатает» этой зимой. Серийное производство стартует в феврале, и в очередном московском тендере "КАМАЗ" будет участвовать уже с новым электробусом. Как отметил Когогин, смена компонентной базы повлекла за собой частичное изменение характеристик, а поскольку Москва – заказчик требовательный, их согласование затянулось. Сейчас процедуры завершены, однако раньше января «Мосгортранс» объявить тендер уже не сможет. В целом город планирует закупать не меньше 500 электробусов в год. По текущему году "КАМАЗ" контракт закрыл, передав Москве на прошлой неделе последние 33 электробуса.
На четвертый квартал 2023-го года запланирован и выпуск самосвалов с кабиной К5. Чьи перспективы отодвинулись к дальним горизонтам, так это водоробуса – в потенциале водородного топлива у Когогина по-прежнему нет сомнений, и подразделение из 30 с лишним специалистов, занятых водородной темой, на "КАМАЗе" создано, однако к прорывам в этой сфере компания в нынешних условиях не стремится. Водоробус, представленный автогигантом ранее, продолжает испытания.
Вопросы, связанные с выходом из бизнеса зарубежных партнеров, "КАМАЗом" решены, по оценке Когогина, на 99% – на данный момент только Daimler остается «спящим акционером», как его обозначили журналисты.
«Для нас основная тема с Daimler – это его выход из совместного предприятия «ДК Рус», - отметил спикер, - Когда все начиналось, партнеры рассуждали так: давайте подождем, разберемся позже, если все быстро закончится. Теперь все понимают, что санкции надолго и присутствие на российском рынке стало очень серьезным риском. Они ищут способ выйти из установок. Если партнер ставит условие о своем возвращении по окончании конфликта, мы подписываем опцион, но у него есть свой срок жизни. Нынешнее присутствие Daimler в акционерном капитале нас никак не беспокоит. Акции на бирже котируются, периодически бывают всплески».
ЛЕГКОВОЙ СЕГМЕНТ
Поскольку в этом году "КАМАЗ" закрепился в новом для себя легковом автопроме, речь на пресс-конференции зашла и о нем. В настоящее время компания, напомним, выступает технологическим партнером завода «Москвич» и вложила 360 млн рублей в новый проект «Атом», который уже к концу следующего года намерен официально представить прототип нового электромобиля. Когогин вложился в «Атом» и лично – 30 миллионами рублей.
«Лично мне этот проект очень нравится, собранная нами международная команда весьма активна, - оценил спикер, - Мы работаем с «Росатомом», у которого есть серьезные претензии на производство батарей, и который готов их изготовление финансировать. Мы «Росатому» интересны знанием рынка и конечным продуктом. Когда «Росатом» начинал этот проект, он собирался производить батареи сегодняшнего дня, но наши технологи объяснили, что пока все будет организовано, продукт устареет. «Росатом» скорректировал инвестпрограмму и сейчас разрабатывает батареи, которые будут актуальны через 3-5 лет. Вкладывают очень серьезно».
По словам Когогина, столь крупный проект не может ориентироваться только на отечественный рынок, однако преимущества будущего автомобиля, по мнению соинвестора, позволяют рассчитывать на его экспортный потенциал. Вполне реальна и зарубежная сборка «Атома» в будущем.
Что касается «Москвича», то стратегическая цель проекта, напомним, заключается не только в выводе на рынок новых моделей, но и в создании универсальной платформы легкового электромобиля. Отвечая на вопрос "Вестей КАМАЗа" о ее будущей роли в российском легковом автопроме, Когогин отметил, что на сегодняшний день консолидации отечественных производителей в этом вопросе не наблюдается.
«Для покрытия потребностей нашей будущей группы легкового дивизиона объема будет недостаточно, - добавил спикер, - Если «АвтоВАЗ» и другие производители сочтут нужным, будем консолидироваться».
Новых производственных активов "КАМАЗ" приобретать пока не планирует – Когогин высказался в том духе, что и своих хватает. Бывшим ЗМА, на площадях которого сторонние наблюдатели в перспективе видели производство «Камы-1», сейчас занимается республика, но возможен вариант размещения на нем очередной площадки КИП "Мастер". В связи с консолидацией капиталов бывших совместных предприятий и другими сделками 2022-го у компании и так вырос штат: если в начале года среднесписочная численность персонала по группе равнялась 55 тыс. человек, то сейчас на "КАМАЗ" работают уже 59 тыс. россиян. «Я всегда был сторонником сжатия компании, но сейчас та ситуация, когда «надо брать», потому что так дешево потом уже никогда ничего не купишь», - прокомментировал спикер.
Добавим, что стратегия "КАМАЗа" в области легкового транспорта, включая структуру собственности актуальных проектов, будет сформирована к июньскому собранию акционеров.
«Но вообще-то легковой бизнес для меня – это полтора часа в неделю, больше времени я ему не уделяю», - резюмировал тему Когогин.
Фото: ПАО "КАМАЗ"
Здорово конечно, что даже при таких трудностях наш КАМАЗ продолжает не только держаться, но и двигаться вперед. Нам бы еще денежек бы немного к Новому Году, в виде премии, вот бы радость просияла на наших лицах.
Ответить (0)