Все ПИШ страны и ключевые вузы прислали своих делегатов на семинар-совещание с главой минобрнауки, организованный по инициативе "КАМАЗа". Собрав первых лиц от образования в Набережных Челнах, гендиректор автогиганта рассказал, как "КАМАЗ" погрузился в их отрасль и каких ответных шагов ждет промышленность от системы подготовки кадров.
НИ ОДИН ПРОЕКТ МЫ НЕ ПОЛОЖИЛИ НА ПОЛКУ…»
Около 150 человек составили аудиторию семинара-совещания с представителями всех российских Передовых инженерных школ (ПИШ) и ведущих российских вузов, основные дискуссии которого развернулись вчера в IT-парке Набережных Челнов.
Встреча состоялась именно в автограде благодаря успешному продвижению местной ПИШ, созданной на базе КФУ совместно с индустриальным партнером - градообразующей компанией «КАМАЗ», вложившей в проект порядка 600 млн рублей. Уровень инвестиций "КАМАЗа" в становление ПИШ отметил в своей речи и главный гость семинара – министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Кроме него на встречу приехали раис РТ Рустам Минниханов, руководители компаний-индустриальных партнеров других передовых школ, представители регионов – в частности, губернатор Томской области Владимир Мазур. Основным спикером панельной дискуссии семинара выступил гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, да и сам семинар был организован по инициативе "КАМАЗа", поддержанной Фальковым.
Поскольку главной темой встречи, как и целью самого проекта ПИШ является насыщение рынка труда квалифицированными инженерными кадрами, Когогин свою речь начал с рассказа о многолетних усилиях компании в сфере образования – о работе со школами, колледжами и вузами.
«Мы стремимся начинать эту работу еще на школьном уровне. Несколько лет назад мы организовали инженерные классы в школах, - напомнил Сергей Анатольевич, - В прошлом году был первый выпуск, и 85% выпускников поступили на технические специальности в вузы. Сегодня мы очень рассчитываем на движение Передовых инженерных школ. Мы, наверное, одни из первых в стране, кто активно поддержал это начинание. Общий объем финансирования, который по соглашению за нами – 600 миллионов рублей. Мы вложим и больше, если понадобится. Главное – чтобы школа развивалась и давала то, что мы сегодня хотим с точки зрения развития скорости проектирования, подготовки персонала».
По словам Когогина, крупная промышленная компания не может и не должна обеспечивать себя научной базой в отрыве от системы образования. Он отметил, что в НТЦ "КАМАЗа" в настоящее время работают 2,2 тыс. человек с учетом подразделений в Москве и Санкт-Петербурге. «Конечно, если мы будем консолидировать численность НТЦ и наращивать экспериментальную базу, нам это позволит как-то работать. Но срок жизни продукта в нашем бизнесе – примерно 15 лет. Мы не можем позволить себе содержать в НТЦ 6–8 тысяч человек, - подчеркнул Когогин, - Однако мы можем платить за разработки и очень рассчитываем на вузовскую науку. С МГТУ имени Баумана, например, мы имеем НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН». Построено хорошее здание, большой штат, мы ведем несколько серьезных проектов и очень довольны тем, как работает кафедра колесных машин. Мы проводим исследования, разбираемся в будущем совершенно нехарактерных для «КАМАЗа» продуктов, и я рад сказать, что у нас все получается - ни один проект мы не положили на полку. А без ресурсов университетов российская промышленность, не только «КАМАЗ», необходимой скорости разработок не достигнет».
ПОКАТАЛИСЬ НА «МОСКВИЧЕ 3Е», ПОСМОТРЕЛИ НА «АТОМ»
Когогин дал понять, что от ректоров вузов, присутствовавших на семинаре, промышленность ждет образования, основанного на современных методах управления производством, актуальных технологиях. Важно, чтобы выпускник вуза был способен работать сразу после получения диплома, а для этого студенты должны осваивать технологии, которые еще только готовятся к внедрению.
Фальков со своей стороны поддержал посыл о том, что динамика развития технологий требует опережающего образования. «Сегодня предприятия находятся в такой ситуации, что вопросы решать надо очень быстро, - сказал министр, - Мир очень динамичный, и нам нужны нетривиальные решения, неординарные ходы. Наши Передовые инженерные школы сегодня включены в решение актуальных задач, это сообщество правильных коллективов, способных ответить на вызовы промышленности».
По окончании дискуссионной части семинара Когогин показал Фалькову и другим делегатам производственные площадки автогиганта и Научно-технический центр, где гостям показали инновационную технику собственного производства. Они оценили водоробус КАМАЗ-6290, сочлененный автобус КАМАЗ-6299, беспилотник «Арго» (КАМАЗ-65119), бескабинный беспилотник «Юпитер 30» (КАМАЗ-6559) и другие модели.
В движении были продемонстрированы возможности электромобиля «Москвич 3е», магистрального тягача КАМАЗ-54901, карьерного самосвала «Геркулес» (КАМАЗ-6561) и других популярных на рынке грузовиков. Некоторые новинки гости смогли протестировать лично в формате тест-драйва перед тем, как им был представлен проект будущего легкового электромобиля «Атом», разработанного при участии «КАМАЗа».
Фото: "Вести КАМАЗа"