USD

74,0980

EUR

87,3171

Казань

+24

Наб.Челны

+22

USD

74,0980

EUR

87,3171

Казань

+24

Наб.Челны

+22
Поделиться FaceBook
Поделиться Google+
Поделиться OK
Поделиться Twitter
Поделиться Vk

Сергей Когогин: «Придет время и на экспортных рынках мы перестанем видеть конкурентов друг в друге»

1239
0
0
0

Какие меры финансовой поддержки нужны российским экспортерам высокотехнологичной продукции, чтобы обеспечить сервисное обслуживание своих товаров за рубежом? На круглом столе ОНФ представители ведущих машиностроительных компаний разбирались, на какие процессы пустить госсубсидии для скорейшего создания российских сервисных систем на внешних рынках.

ГОСУДАРСТВО ОБЕЩАЕТ ДО МИЛЛИАРДА КАЖДОМУ ОТВЕТСТВЕННОМУ ЭКСПОРТЕРУ

К концу июня ожидает экспертное сообщество вступления в силу нового постановления правительства, вместе с которым российские экспортеры высокотехнологичных товаров получат возможность частично компенсировать из бюджета РФ расходы на создание механизмов послепродажного обслуживания (ППО) своей продукции за рубежом. Проект постановления сейчас проходит финальную стадию согласований в правительстве, однако его еще можно дополнить – ради этого и собрались на площадке Общероссийского народного фронта топ-менеджеры компаний, занятых на экспортных рынках, и руководители ответственных ведомств. Вместе с модератором круглого стола – сопредседателем центрального штаба ОНФ Сергеем Когогиным эксперты определялись, как положения проекта можно доработать с учетом реальных барьеров, встающих перед игроками за рубежом.

Поясним сразу, что обсуждаемые меры господдержки войдут в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт», запущенного в России в 2018 году. С 2020 года, когда нацпроект был переосмыслен, он включает в себя три федеральных проекта: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Теперь нацпроект усиливается финансированием целевых инвестпроектов производителей, тем самым становясь все ближе к реальным интересам экспортеров. По общему мнению участников круглого стола, без сервисного обслуживания наукоемких товаров их продажа за рубеж невозможна, а таковой сервис малореально организовать собственными силами компаний.

Реальный бизнес на встрече представили исключительно машиностроители – производители грузовиков разных классов, судов, самолетов и поездов. Каждый из них обозначил проблематику ППО за рубежом по своей отрасли, но прежде перспективы готовящегося постановления обрисовал директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли минпромторга России Роман Чекушов. Он доложил о степени готовности документа и дал понять, что уже в июле минпромторг планирует приступить к отбору претендентов на субсидии. Именно поэтому, по словам Чекушова, так важно сделать господдержку эффективной – без этих мер реализовать поручение президента России и нарастить экспорт к 2030 году на 70% от показателей 2020-го маловероятно.

«Есть стандартный набор инструментов для экспортеров, - отметил Чекушов, - Это и льготное кредитование, и компенсация затрат по некоторым направлениям, но система послепродажного обслуживания позволит нам создать некую экспортопроводящую структуру. Отсутствие сервиса или доступных запчастей лишает экспортеров вторичных продаж. Поэтому наша задача – не просто субсидировать бизнес, а за счет этой поддержки сформировать целую систему ППО за рубежом». Кроме того, сервисная система на территории иностранных государств позволит продавать не только товары как таковые, но и запчасти к ним, увеличивая общую экспортную выручку.

Роман Чекушов рассказал аудитории, какие конкретно статьи расходов государство уже готово компенсировать

Как соучастник разработки документа, Чекушов рассказал аудитории, какие конкретно статьи расходов государство готово компенсировать согласно актуальной редакции проекта постановления. Вот эти позиции: аренда помещений, используемых для ППО – до 30%; лизинговые платежи за сервисное оборудование – до 15%; транспортные расходы предприятий на доставку запчастей для сервиса – до 50%; себестоимость запчастей – до 15%; подготовка персонала сервисных центров – до 50%.

Каждый зарубежный сервисный проект, по словам Чекушова, может рассчитывать на получение из бюджета до 350 млн рублей в течение 3 лет, но ограничиваться одним проектом производитель не обязан. Максимум, что может выжать из субсидий одна компания с несколькими заявками – миллиард. Отбираться участники будут по объему экспортной выручки и по успешности ранее реализованных проектов.

В этом году на описанные цели минфин зарезервировал только 300 млн рублей, не рассчитывая на быстрое включение экспортеров в программу, ведь создание сервисного центра в чужой стране – дело хлопотное, а постановление еще даже не заработало. Однако Чекушов добавил, что при необходимости всегда можно выйти на минфин и увеличить лимит. На следующий год предварительно зарезервировано 700 млн рублей, на 2023 и 2024 годы – по миллиарду.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЭКСПОРТЕРАМ НА ЧУЖИХ ТЕРРИТОРИЯХ

Гендиректор Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) Никита Гусаков поделился наблюдениями: нередко отечественная техника выходит из строя после окончания гарантийного периода и это подрывает желание покупателя оплачивать взятый на нее кредит. По этой причине ЭКСАР теперь требует от российского продавца либо продлевать срок гарантии, либо заключать с иностранцами сервисные контракты. ЭКСАР со своей стороны готов в дополнение к новому постановлению поддерживать экспортеров льготными кредитами и под строительство сервисных центров, и под поставки запчастей, и под локализацию производства за рубежом. Приоритет локализации Гусаков выделил особо, указав, что сегодня все страны стремятся максимально поддерживать локализацию иностранных производств на своих территориях. «Меры поддержки для техники, собранной из российских машинокомплектов на территориях иностранных государств – это критически важная история, - подчеркнул Гусаков, - При этом мы понимаем, что где бы ни была собрана эта техника, процент комплектующих российского производства в ней начинается от 70 процентов». По этой причине ЭКСАР поддерживает субсидирование не только экспортеров, но и конечных покупателей-иностранцев продукции, собранной в России.

Заместитель гендиректора АО «Трансмашхолдинг» Артем Леденев, как потенциальный адресат господдержки, обозначил ее актуальность для своей отрасли - железнодорожного машиностроения. ТМХ сегодня обеспечивает послепродажный сервис не только для своей продукции, но и для чужой – сервисный сегмент, по его словам, стал самостоятельном конкурентным рынком. Так, российский холдинг сегодня обслуживает технику конкурентов у немецкого покупателя, 12-летний контракт стоит 250 млн евро. В Аргентине ТМХ ремонтирует китайские поезда за $850 миллионов. В Казахстане наклевывается сервисный контракт на $2 миллиарда. Срок жизни подобной продукции составляет примерно 40 лет - следовательно, на ремонте и комплектующих можно зарабатывать очень долго, наращивая несырьевой экспорт России и выручку отечественных поставщиков запчастей.

От авиастроения выступил директор департамента организации обеспечивающих процессов послепродажного обслуживания ПАО «Корпорация «Иркут» Игорь Яценко. «Иркут» сейчас продает самолеты преимущественно в страны третьего мира, у которых зачастую просто не хватает средств на постгарантийное обслуживание, зато развит протекционизм. Изучение нюансов таможенного и налогового законодательств, сертификация за рубежом, логистика доставки запчастей, перевод технической документации на экзотические языки – все это замедляет реакцию сервисных служб авиастроителей. Яценко обратил внимание на потребность отрасли в субсидировании сертификации и экспортного кредитования, оцифровки документов, регистрации зарубежной собственности. Также он попросил поддержать мелкосерийное производство, поскольку игроки рынка стараются разукрупнять свои поставки, чтобы удешевить их для небогатого потребителя из стран 2-го и 3-го дивизионов.

Как выяснилось со слов директора по работе с госструктурами и общественностью ПАО «Соллерс» Ивана Пушмина, ППО уже финансово поддерживалось государством в 2018 году, когда запускался нацпроект, и эта поддержка очень «Соллерсу» помогла. Компания тогда перевела свои электронные каталоги запчастей на ряд языков и благодаря этому смогла открыть 16 дилерских центров. Пушмин предложил включить развитие каталогизации продуктов и в новое постановление, а также поддержать создание хабов запчастей и субсидировать лизинг диагностического оборудования для сервисных центров за рубежом.

«МЫ БУДЕМ СОЗДАВАТЬ ЕДИНЫЕ СЕРВИСНЫЕ ЦЕНТРЫ»

От цеха производителей сельхозтехники выступил гендиректор группы «Ростсельмаш» Валерий Мальцев – он похвастался экспортной выручкой холдинга, которая в этом году должна дорасти до 12 млрд рублей, и 27 сервисными центрами в Европе, хотя и не собственными. Сервис техники «Ростсельмаша» берут на себя зарубежные коммерческие партнеры, но холдинг за свой счет держит в Европе три хаба запчастей и предоставляет новым дилерам их гарантийный комплект. Невостребованные запчасти партнеры со временем возвращают, но за их импорт «Ростсельмашу» снова приходится платить таможенные пошлины. В этой связи Мальцев попросил рассмотреть и возможность субсидирования импорта запчастей. Мнение вице-президента по корпоративным продажам группы «ГАЗ» Николая Одинцова свелось к тому, что на сегодня важнее поскорей запустить субсидирование, чем доработать его целевые параметры.

Резюмировал встречу Когогин. По мнению сопредседателя центрального штаба ОНФ, сервисная политика машиностроителей за рубежом так или иначе придет к формату контрактов полного жизненного цикла – по-другому конкурировать с иностранцами не получится.

«Я уверен, что придет время, когда мы перестанем на экспортных рынках видеть конкурентов друг в друге. Мы будем объединяться, создавая единые центры сервиса. Правительство целенаправленно подталкивает нас к этому. Нам нужно будет договариваться между собой - идти вместе намного легче, ведь рынков в мире много».

Как гендиректор ПАО "КАМАЗ", Когогин внес и свои предложения в доработку постановления правительства. Распространение зеленой идеологии, по мнению модератора круглого стола, диктует свою экономико-производственную политику, в которой важнейшее место занимает НИОКР. Европейские и американские производители инвестируют в экологичные технологии сотни миллиардов, и чтобы не отставать, отечественные игроки пользуются услугами мировых инжиниринговых компаний.

«Возникает интересный вопрос по таможенным пошлинам, - подвел к проблеме Когогин, - Купив за рубежом, к примеру, коробку передач, мы ввозим ее в страну с пошлиной 5 процентов. Но если мы ее адаптировали под наш транспорт вместе с нашим зарубежным партнером и оплатили сервисные услуги, то и это облагается высокой таможенной пошлиной. Этот вид деятельности, видимо, тоже необходимо выводить из-под налогообложения».

Фото: "Вести КАМАЗа", onf.ru

0
0
1239
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Ну да.... Шумел камыш деревья гнулись и ночка тёмная была( и мы упали в камыши...) кругом помятая трава...)))
Покоряли сцены заводов, фестивалей и телепередач: история камазовского вокального ансамбля «Калинушка»
27.07.2021 08:11
Какой курс нынче серебра? Мы б тоже не отказались 25т.р. серебром.
История автограда: сколько платили рабочим на челнинской пристани за погрузку хлеба в 19 веке
27.07.2021 08:03
И какая цена этой машины?
Проект «Кортеж»: какие перспективы перед литейщиками открывает новое направление
27.07.2021 08:00
Ну всё пиши пропала карьера. Если теперь только заплатят энную сумму, чтоб их оставили.
В Челнах старшеклассники кадетской школы угнали машину у сотрудницы детсада
27.07.2021 07:58
Новости СМИ2
Комментарии

0

Ваш комментарий
«Кубок КАМАЗа-2021»: Петр Иванов стал лучшим на конкурсе профмастерства среди водителей грузовиков (+фото)
Проект «Кортеж»: какие перспективы перед литейщиками открывает новое направление
«Работа была чудовищно трудной, но очень интересной»: Геннадий Патока о внедрении в производство двигателей от «Евро-0» до «Евро-4»
Покоряли сцены заводов, фестивалей и телепередач: история камазовского вокального ансамбля «Калинушка»
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть
© 2019 ВЕСТИ КАМАЗА | Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter