Кузнецов Борис Леонидович родился 13 июля 1939 года в посёлке Шаля, Шалинского района Свердловской области.
В 1956 году Борис Леонидович окончил Туринскую среднюю школу №1 (Свердловская область).
В 1961 году получил диплом Уральского политехнического института имени С.М. Кирова, при этом прошёл хорошую производственную практику, освоил профессии формовщика и сталевара.
В 1961-1974 годах работал технологом, мастером, старшим мастером на авиационном заводе в Каменск-Уральске.
В 28 лет стал начальником цеха, затем - главным металлургом Каменск-Уральского авиационного завода.
В 1974 году приехал в Набережные Челны.
С 1974 по 1980 годы работал главным металлургом, заместителем главного инженера Литейного завода.
Во время поставки и монтажа импортного оборудования на Литейный завод плотно работал с иностранными специалистами.
Внизу на фотографии Кузнецов Борис Леонидович (первый справа) во время рабочих встреч с Д.Данини – представителем итальянской фирмы (первый слева)
В 1974 году Борис Леонидович защитил кандидатскую и стал кандидатом технических наук.
Внизу на фотографии, сделанной в корпусе серого и ковкого чугуна Литейного завода Кузнецов Борис Леонидович третий слева.
Кстати, на этой редкой фотографии он запечатлен с Боровиковым Геннадием Петровичем (первый справа) – известным плавильщиком Литейного завода, Героем Социалистического Труда (1981)
Борис Леонидович принимал активное участие в научных конференциях и собраниях.
Внизу на фотографии 1979 года Кузнецов Борис Леонидович (первый слева) во время собрания городского общества краеведов.
Выступает Дубровский Анатолий Григорьевич – известный челнинский краевед.
Когда на КАМАЗе с 26 по 28 июня 1979 года проходила XXVIII Всесоюзная научно-практическая конференция «Автоматизация и механизация литейных процессов в массовом и крупносерийном производстве», Кузнецов Борис Леонидович выступал в качестве докладчика.
Внизу фотографии с этой конференции.
Вверху в президиуме третий слева Лобанов Аркадий Васильевич – директор Литейного завода.
.
Прочтите статью Кузнецова Б.Л., опубликованную в газете «Рабочий КАМАЗА» 23 июня 1979 года перед началом работы представительного научного собрания.
Версия в формате pdf здесь -
https://vestikamaza.ru/uploads/vestikamaza/filebox/item/file/1e76ba/1979_23_iyunya_rk___1_.pdf
С 1981 года Кузнецов Борис Леонидович - на научно-педагогической работе в Камском политехническом институте.
С 1990 года - доктор технических наук.
Кузнецов Борис Леонидович внёс заметный вклад в развитие металловедения, технологии литейного производства, технологии, организации, управления и экономики машиностроения, истории, философии, экономической теории и подготовки научных кадров России.
В цикле работ 1976-1990 годов и в монографии «Введение в литейное металловедение чугуна», он впервые в СССР разработал теорию выплавки чугуна в печах сверхвысокой мощности, технологию получения высокопрочных чугунов без применения сфероидизирующих модификаторов, сплавов Fe-C-Al, обладающих исключительными эксплуатационными свойствами.
Кузнецов Борис Леонидович внёс вклад в теорию жидких расплавов, кристаллизации и графитизации сплавов Fe-C, предложив синергетическую модель жидких расплавов.
Кузнецов Борис Леонидович - основоположник научного направления - экономическая синергетика.
С 1992 года Борис Леонидович - профессор и заведующий кафедрой экономики, организации и управления производством Камского политехнического института (с 2005 года - Камской государственной инженерно-экономической академии)
В 1992 году Кузнецов Борис Леонидович ввёл в научное обращение понятие «Экономическая синергетика».
.
Кузнецов Борис Леонидович является автором более 600 (!) опубликованных научных работ, 20 изобретений, 53 учебников и научных монографий.
Некоторые свои книги Борис Леонидович Кузнецов передал в Музей КАМАЗа.
Кузнецов Борис Леонидович - Заслуженный деятель науки и техники РТ, Заслуженный экономист РТ, Почетный работник профессионального образования РФ, Заслуженный деятель науки и образования России, Академик РАЕ, Академик Академии Проблем качества
.
А отрывки из книги «Рождение флагмана», выпущенной в издательстве КАМПИ в 2001 году, были опубликованы в блоге «Музей КАМАЗа».
Вы легко найдёте все части, набрав в поисковике «Рождение флагмана»
Предлагаю вашему вниманию послесловие Кузнецова Бориса Леонидовича к книге «Рождение флагмана», недавно переданное в музей Литейного завода:
"Сегодня уже 50 лет с начала строительства Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей (КАМАЗ) и более 40 лет функционирования входящего в состав КАМАЗа литейного завода.
Можно осмыслить судьбу крупного промышленного проекта.
Ушли от активной деятельности проектировщики и строители, пионеры проектирования технологии литейного производства для нужд массового автомобилестроения, и технологи, осваивающие новые технологии.
Уже не существует прототипа литейного завода Форда во Флет - Роке в штате Мичиган (США). Закончился жизненный путь многих ведущих специалистов, принимавших ответственные решения в области технологии, организации, управления основным и инфраструктурным производством.
Мало кто знает, с какими трудностями пришлось столкнуться коллективу при запуске завода.
А ведь это походило на пехотную атаку, в которой выживали далеко не все.
Уровень укомплектованности проектным оборудованием и технологической оснасткой на запуске в 1978-77гг. не превышал на многих участках 50%.
Опыта работы на сверхсложном оборудовании практически не было ни у кого.
Были дезертиры, побежавшие, увидев сложность и масштабность трудностей, бытового дискомфорта.
Были специалисты, которые не выдерживали физические нагрузки (ведущим специалистам при запуске приходилось работать с 7 утра до 12 часов ночи).
Люди, осваивавшие сложные технологии литейного производства не были особыми героями.
Многих из них привели на КАМАЗ банальные бытовые ситуации (отсутствие хорошей квартиры по месту жительства, развод, плохие климатические или экологические условия и т.д. по прежнему месту жительства), но они справились с задачей, создали коллективы, сплотились и рассказать как это было пятьдесят лет назад не менее трудная задача.
.
Для нормального функционирования завода требовалось материалов более 2 тысяч наименований. Особенно тяжёлые ситуации складывались с электродами, карбюризаторами, огнеупорами для высокоэнергетических печей плавки в КСКЧ, связующими в стержневых цехах.
В ходе освоения технологий литейного производства персонал строящегося завода, набранный из разных регионов Советского Союза, столкнулся с явлением, которое в науке получило название «Сложность».
Трудно давалась технология, но не менее трудно поддавались решения, связанные со сложностью организации труда и управления
Например, первую автоматическую линию в корпусе чугунного литья по проекту обслуживала бригада из 25 технологических рабочих, но чтобы они работали, нужны были «вспомогательные» службы не менее 20 профессий общим количеством более 100 человек.
Т.е. «вспомогательных» рабочих (электронщиков, электриков, сантехников, газовиков, наладчиков механических систем от микропроцессоров до сложных многотонных агрегатов) требовалось в 5 раз больше, чем технологических рабочих.
А это сложные взаимодействия и взаимоотношения, широкий уровень компетенций у лиц принимавших управленческие решения, бравших на себя ответственность организаторов (менеджеров) и исполнителей, способных быстро обучаться и вырабатывать новые формы организации труда.
«Вазовская система» управления, которую жёсткими методами внедряли на КАМАЗе, не приживалась как абсолютный прототип.
Конфликты интересов, столкновения характеров зачастую носили острый характер, нанося вред здоровью людей.
Но народ выстоял.
С потерями.
С приобретением новых качеств и способностью выживать в трудных условиях.
Освоение мощностей КАМАЗа не было маршем по Главной улице с оркестром.
И всё же поражала стойкость людей, случайным образом собранных из разных уголков Советского Союза, переносить трудности и браться за сложнейшие проблемы.
О строителях КАМАЗа написано много, поставлены памятники наиболее заслуженным.
Но о том, как преодолевались технологические трудности, сказано несправедливо мало.
КАМАЗ не был выведен на проектные показатели.
Это не вина работников комплекса.
Сейчас заводы КАМАЗа нуждаются в реинжиниринге, чтобы машиностроительное предприятие жило долго и успешно, конкурировало на рынке.
Заводы через каждые 12-15 лет должны полностью модернизироваться.
Модернизация литейного завода будет драматической и потребует не прототипирования, а решения проблем, связанных с технологическими, организационными, управленческими и инфраструктурными проблемами высочайшего уровня».
Помощь в подготовке материала оказала Бадертдинова Минзиля Биляловна.