Страницы из книги Кузнецова Б.Л. «Рождение флагмана», 2001 год.
«Параллельное» строительство вызвало ряд особенностей.
Проектировщики не могли в 1974 году знать, как будет монтироваться оборудование, поскольку рабочей документации на него ещё не было.
Поэтому перекрытия на отметке +8,4 монтировалось без технологической планировки оборудования, плиты при этом к балкам приваривались через одну.
Проёмы под оборудования выполнялись позже.
Для координации действий, решения проектных вопросов и согласования сроков сдачи чертежей и графиков работ на стройплощадку ежемесячно приглашались первые руководители многочисленных проектных, строительных и монтажных организаций и главные инженеры проектов.
Оперативное руководство строительством литейного завода взял на себя заказчик в лице генерального директора КамАЗа Л.Б.Васильева.
Оформление поступающего оборудования, растаривание, уборка тары (в 1974 – 1980гг. домики на садовых участках вокруг города в основном строились из тары, в которой поступало на КамАЗ оборудование), расконсервирование оборудования проводилось силами литейного завода.
Внизу на фотографии деревянная тара, о которой говорит автор.Монтаж и пусконаладка осуществлялись силами, как специализированных монтажных организаций, так и заводчан, которых было занято на этих работах более 5 тысяч человек.
В результате в течение 1975-76гг. было смонтировано 3420 единиц оборудования на сумму 276 млн. рублей (более 300 млн. долларов).
1975 год
Монтаж самой крупной автоматической формовочной линии в КСКЧ был начат 20 августа 1975 года и закончен к 15 апреля 1976 года (по нормативам изготовителя линии фирмы «Си – каст» на монтаж должно уходить 12 – 14 месяцев).
Внизу на фотографии монтаж автоматической формовочной линии 1975 года.Корпуса литейного завода КамАЗа – сложные строительные сооружения.
На каждый квадратный метр производственных зданий основных корпусов завода приходится в среднем 500 тонн металла – строительных конструкций и оборудования.
Внизу на фотографии строительная площадка. Бекхаус. 1973 год.В истории литейного производства таких грандиозных сооружений до этого не возводилось.
Можно найти какие-то изъяны в проектных решениях, в качестве строительных работ, но то, что было сделано на строительной площадке литейного завода в 1971 -1976гг. это такая работа, которой строители и заводчане могут гордиться.
Кто-то из американских специалистов назвал строительную площадку КамАЗа «восьмым чудом света».
Даже если это и преувеличение, то оно передаёт впечатление современника от увиденного на этой площадке.
Говоря о периоде строительства, необходимо особо отметить роль Аркадия Васильевича Лобанова и его заместителя по капитальному строительству Владимира Степановича Высоцкого.
Меня постоянно поражало, как литейщик А.В.Лобанов так хорошо ориентируется в сложной строительной проблематике.
На многочисленных совещаниях, партийных штабах по строительству он держался уверенно и везде и всегда демонстрировал высокую компетентность.
Внизу приказ о назначении Лобанова А.В. директором Литейного завода.В его лице литейный завод имел прекрасного организатора и такого человека, который умел достойно представлять литейный завод на всех уровнях.
Владимир Степанович Высоцкий в 1971 – 1980гг. был едва ли не главным героем строительства литейного завода.
Строитель высочайшей квалификации, он как человек отличался простотой, доступностью, желанием идти на сотрудничество со всеми, кто был полезен в строительстве завода.
Его отличительной чертой был принцип – держать слово.
Внизу на фотографии с трибуны выступает Перцев Виктор Васильевич – заместитель генерального директора КАМАЗа по капитальному строительству. Лозунг - вот, по какой причине размещена здесь эта фотографияОн работал без пафоса, без показухи.
На него и его службу – отдел капитального строительства – возлагалась задача бесперебойного обеспечения рабочими чертежами строителей.
Это была нервная и сложная работа, учитывая, что рабочие чертежи на строительство выпускали сорок две проектные организации, расположенные в разных городах СССР. ОКС литейного завода до 1980 года был одним из главных отделов завода.
Ему в 1971 -1975гг. передавались специалисты из других служб, в том числе большая группа технологов.
Владимир Степанович Высоцкий, крупный, симпатичный мужчина, на своём «газике» метался по объектам, совещаясь, уговаривая, обещая, в общем делая то, что приходится делать строителям.
Неувязок и неразберих у них всегда много.
Внизу на фотографии идёт строительство Корпуса Серого Ковкого Чугуна.Апрель 1973 года.
Но я никогда не видел, чтобы он ругался, угрожал или грубил, что у строителей обычное дело.
Видимо, тяжесть работ по строительству он спрятал глубоко внутри себя.
Он умер как-то неожиданно, когда ему не исполнилось и пятидесяти лет.
Мне он запомнился как неутомимый работяга, симпатичный, улыбающийся мужчина, человек, у которого слово и дело были слиты, как сплав».
Продолжение следует...