USD

78,3129

EUR

91,0821

Казань

+25

Наб.Челны

+25

USD

78,3129

EUR

91,0821

Казань

+25

Наб.Челны

+25
Поделиться Vk

РОЖДЕНИЕ ФЛАГМАНА. ЧАСТЬ 21

38
0
0
0

Страницы из книги Кузнецова Б.Л. «Рождение флагмана», 2001 год.

«Первая плавка чугуна.

…На 22 апреля назначалось представление с телевидением, прессой, большими гостями.

С утра 22 апреля в плавильный цех КСКЧ стали стягивать средства массовой информации, устанавливать освещение, юпитеры, штативы телевизионного оборудования.

Приезжали и уезжали большие начальники.

Собралось большое число зевак и участников события.

Чувствовалась большая нервозность.

Нервничали американские специалисты.

Сивитилло в белой куртке и резиновых сапогах непрерывно фланировал по плавильному пролёту.

Мы дружески поздоровались, и, выразив уверенность, что всё будет о’кей, разошлись по своим местам.

В районе 10 утра началась плавка.

У печи находился Прайс.

Ему помогали Игорь Кузеин и братья Несветаевы

Я с группой технологов стоял у акустической кабины.

Готовность к плавке казалась стопроцентной.

Сивитилло дал команду включить печь.

Прайс зашёл в акустическую кабину, последовательно выполнил все операции по включению печи.

Электроды стали опускаться.

Когда они коснулись шихты, раздался взрыв.

Это произошёл первый электрический разряд.

На лицах многих я увидел испуг.

Но Прайс был невозмутим.

Плавка началась.

В печи, как взрывы снарядов следовали электрические разряды.

При плавлении колодцев электрическая дуга нестабильна.

Акустический эффект был потрясающим.

Я десять лет до этого занимался плавкой чугуна в дуговых печах.

Я видел работу дуговых электропечей в Нижнем Тагиле, на Верхисетском заводе в Свердловске, в Минске… - но ничего подобного я не видел.

Психологический эффект работы мощной дуги превзошёл все мои ожидания.

Героем плавки был Прайс.

Он был оператором и сталеваром.

Он метался вокруг печи как будто вытанцовывал какой-то сложный танец.

Взгляды огромного количества присутствующих были прикованы к нему.

Получалось красиво.

Всё шло ладно.

И вдруг, когда металл уже был расплавлен и возник вопрос о его сливе в ковш, отказала термопара.

Прайс взревел.

Он по-чёрному ругался.

Он свирепел всё больше и больше.

Специалисты КИП не могли наладить термопару.

Тогда я велел Л.Карпову принесли из КСЛ оптический пирометр.

Л.Карпов побежал в КСЛ.

Скандал нарастал.

Кричал Прайс.

Кричал Сивитилло.

Кривил лицо Лутка.

Все замерли, что будет…

Прибежал Л.Карпов.

Принёс пирометр.

Я попросил Прайса открыть заслонку печи и стал мерить температуру оптическим пирометром.

Прайс удивлённо смотрел на меня.

Замычал Сивитилло.

Когда я замерил температуру, ко мне подскочил Прайс.

«Сколько?» - спросил он.

Я назвал температуру.

Было 1470 градусов С.

Договорились выпустить металл с температурой 1500 градусов.С.

Ещё на пять минут включили печь.

Потом печь отключили и начали выпуск металла.

Первый металл КамАЗа полился в ковш.

В печи было сорок тонн металла.

Сохранились кадры кино- и фотохроники, как первый металл стекал в ковш.

Но дальше события развивались не по плану.

Неожиданно отказал механизм наклона печи.

Металл ещё сливался в ковш, но печь с расплавленным металлом больше не наклонялась. Сработал какой-то «концевик» (конечный выключатель).

Печь застыла в наклонном состоянии.

Металл из печи больше не сливался.

Начались лихорадочные переговоры американских и камазовских специалистов.

Снова растерянность на лицах Прайса и Сивитилло.

Металл в печи начал остывать.

Нависла угроза «закозления» печи.

Ушатов принимает решение ковш с металлом убрать, конечники отключить, металл слить в приямок.

Я думаю, что часть этого металла находится в приямке первой печи до сих пор.

Так драматично прошла первая плавка чугуна на КамАЗе.

25 апреля плавка была повторена.

Всё было также помпезно.

Было много зевак и телевизионщиков.

Плавка прошла нормально.

Металл расплавили.

Передали в печь выдержки.

Двинули первую АФЛ.

Залили металл в форму.

Жена Л.Б.Васильева бросила в опоку бутылку шампанского.

Кричали «Ура!».

Первый блок цилиндра (правда бракованный) был получен.

Первая плавка выявила массу недоделок.

Была составлена обширная программа доработок.

И только в июне была предпринята следующая попытка получить блок цилиндров.

Промышленные поставки блоков цилиндров на завод двигателей начались в августе».

Продолжение следует….

0
0
38
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
А как дома (проект) то сдали, строители сэкономили, все жители города скидываются?
На Портовой улице в Чаллы Яре появится уличное освещение
18.07.2025 04:30
ЗнЗоТ
«Москвич 3е»: первые морозы… и первые проблемы с электробатареей
18.07.2025 03:45
Ну наконец-то!
На Портовой улице в Чаллы Яре появится уличное освещение
17.07.2025 14:31
Вопрос - прокат это сколько хотя быв процентах от общего? А главное - пешеходам все равно какой самокат на них наедет- прокатный , частный , марсианский, сатурненский - на тротуаре они хотят чувствовать себя в безопасности. Вывод -это решение не продумано вообще, почему - наверно власть считает свою паству круглыми дураками
Власти Елабуги запретили прокат элетросамокатов
17.07.2025 13:07
Комментарии

0

Ваш комментарий
Шестой этап «Шелкового пути»: Антон Шибалов сократил разрыв с белорусами до 30 секунд
В парке на ГЭСе оператор запустил карусель с непристегнутыми людьми
Четвертый этап «Шелкового пути»: монгольские степи перетасовали лидеров гонки
Челны планируют обзавестись еще 80 автобусами до конца года
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть