Страницы из книги Кузнецова Б.Л. «Рождение флагмана», 2001 год.
«О тех, кто создавал технологию литейного завода.
…Тяжёлым было освоение блока цилиндров.
Внизу на фотографии выпуск первого блока цилиндров в Корпусе серого ковкого чугуна Литейного Завода.
1976 год.
31 января 1976 года.
Уже в октябре 1976 года появился брак – «трещина».
Она обнаружилась после механической обработки.
Пришлось проанализировать весь технологический процесс получения блока цилиндров, включая технологию плавки металла, режим отжига.
Развернулась дискуссия с конструкторами, технологами, обработчиками.
Причина трещин была не ясна.
Обработчики обвиняли во всём литейщиков.
Мы не находили у себя крупных изъянов в технологии.
Подозревали, что отливка бьётся на выбивной решётке.
Меняли условия падения отливки на выбивную решётку.
Подозревали, что «отливка не вылёживается» в «коме» до выбивки.
Меняли режим движения АФЛ.
Возникло подозрение, что вообще толщина блока цилиндров в 6 мм – это ошибка.
По поручению Л.Б. Васильева я подготовил письмо Г. Форду-младшему с просьбой высказать мнение о возможности получения блока цилиндров с толщиной стенки 6 мм.
В ответе Г. Форд, ссылаясь на мнение своих металлургов и конструкторов, сообщил, что есть предел уменьшения толщины стенки блока цилиндров.
Внизу на фотографии, сделанной на фирме «Аутомотив Паттерн», идёт приёмка блока цилиндров.Слева направо:
1. Седов Александр Александрович – начальник конструкторского бюро модельной оснастки КАМАЗа2. Лавров Валентин Антонович – начальник бюро серого чугуна
Но 6 мм при высоком уровне технологии – это допустимая толщина.
На заводах Форда получали блок цилиндров с толщиной стенки 4,5 мм.
По причинам появления трещин на блоке цилиндров технологами литейного завода и конструкторами во главе с Азаматовым и Храмцовым была проведена большая исследовательская работа.
Внизу на фотографии Азаматов Рамиль Абдреевич – заместитель главного конструктора по автомобилям.Были осуществлены конструкторские изменения в чертеже детали.
Литейщикам соответственно пришлось доработать оснастку.
В конечном счёте проблема была решена.
Внизу директор Литейного завода Лобанов Аркадий Васильевич (в центре справа) показывает блок цилиндров Андрею Павловичу Кириленко ( в центре)- члену Политбюро ЦК КПСС (1962—1982), секретарю ЦК КПСС (1966—1982) во время его пребывания на КАМАЗе.Настоящими профессорами по технологии получения блока цилиндров стали технологи Слава Ракитин и Владимир Лавров».
Продолжение следует…