USD

78,4685

EUR

92,2785

Казань

+19

Наб.Челны

+21

USD

78,4685

EUR

92,2785

Казань

+19

Наб.Челны

+21
Поделиться Vk

РОЖДЕНИЕ ФЛАГМАНА. ЧАСТЬ 1.

179
0
0
0

В Музее КАМАЗа хранится книга Кузнецова Бориса Леонидовича «Рождение флагмана» - впечатления участника становления Литейного завода КАМАЗа.

Эта книга издана в Набережных Челнах издательством КамПИ в 2001 году очень малым тиражом.

Всего 100 экземпляров.

Мало, кто её держал в руках и тем, более читал.

Но в книге «Рождение флагмана» содержатся интересные наблюдения Кузнецова Б.Л.

Музейные работники КАМАЗа решили познакомить вас с некоторыми страницами из этой книги.

Но сначала немного об авторе книги.

Кузнецов Борис Леонидович - действительный член Академии проблем качества (1998), Российской академии естествознания (2005), Заслуженный деятель науки и техники РТ (1995), Заслуженный деятель науки и техники РФ (2005), Заслуженный экономист РТ (2005).

В период с 1974 по1980 годы – заместитель главного металлурга, главный металлург Литейного завода.

В 1980–1990 годах – доцент, профессор, заведующий кафедрой Камской государственной инженерно-экономической академии, с 1992 года – профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» Камского политехнического института.

Разработал теорию плавки чугунов с заданными свойствами, технологию плавки чугунов в дуговых электропечах сверхвысокой мощности (процесс ИНР).

Разработал способ получения высокопрочных чугунов без применения сфероидизирующих модификаторов.

Имеет 20 авторских свидетельств на изобретения составов чугунов и сталей с особыми свойствами.

Автор 450 печатных работ.

Итак, страницы из книги «Рождение флагмана».

Не поленитесь, прочтите и вы увидите, что нам есть, чем гордиться!

«Впервые в мире… впервые в стране… впервые в Татарстане…

Эти выражения были едва ли не самыми ходовыми в период проектирования, строительства и пусконаладки технологических процессов КамАЗа.

Впервые в мире в таких масштабах было применено «параллельное строительство». Проектировался сам завод.

Одновременно проектировался объект производства – гамма автомобилей «КамАЗ», велось строительство промышленных зданий и сооружений, создавалась технология получения автомобиля, конструкция которого ещё не была известна.

По поводу «параллельного метода» строительства в американских газетах писали: «Русские поставили телегу впереди лошади. Ещё не создав объект производства, они ведут строительство промышленных объектов под неизвестно что».

Впервые в мире создавались производственные мощности таких масштабов как единый производственный комплекс.

На одной площадке 10х10 км развернулось строительство промышленных объектов и инфраструктуры обеспечения их деятельности.

В других городах страны «под КамАЗ» было начато строительство 14 крупных новых заводов, и осуществлена реконструкция десятков автомобильных, металлургических, электротехнических, станкостроительных, химических и других заводов, не говоря уже о создании мощностей базы строительной индустрии в городе Набережные Челны, где было создано крупнейшее в СССР строительное объединение – Камгэсэнергострой, количество работающих в котором достигало 80 тысяч человек.

Впервые в мире на строительстве крупных промышленных корпусов были применены свайные фундаменты.

Впервые в мире строился комплекс литейных заводов, который включал крупнейшее в мире производство чугунного литья, крупнейшее в мире производство точного стального литья, крупнейшее в мире производство цветного литья.

Впервые в мире для получения стального литья были использованы линии безопочной формовки.

Впервые в мире был построен комплекс литейного производства, включающий практически все виды литья (чугунное, стальное, алюминиевое, цинковое и литьё на основе меди), большинство специальных видов получения отливок (литьё в разовые песчаные формы опочной и безопочной формовки, литьё по выплавляемым моделям, литьё под давлением, литьё под низким давлением, литьё в кокиль, непрерывное литьё, литьё методом Автофордж и т.д.), всю инфраструктуру литейного производства, включая фабрику обогащения песка, беспрецедентный комплекс транспортно-складских сооружений, крупнейшую систему очистки газов и отсасываемого из корпусов воздуха; впервые в СССР был реализован процесс ИНР (Ultra high power) – плавка чугуна в режиме сверхвысокой мощности (электрическая мощность трансформатора на каждую тонну шихты в печи достигла 750 квт).

Впервые в СССР литьём под низким давлением получилась отливка массой 16 кг (картер венца маховика).

До этого литьем под низким давлением в СССР получались отливки массой только до 10 кг.

Впервые в СССР использовался метод литья «Автофордж», совмещающий литьё и ковку в одном агрегате.

Впервые в СССР отливался блок цилиндров двигателя внутреннего сгорания грузового автомобиля из чугуна с толщиной стенки 5,5 мм (лучшие в то время блоки цилиндров ЯМЗ имели толщину стенки более 10мм).

Впервые в СССР зачистка заусенцев и заливов на литьё под давлением осуществлялась в дробемётных камерах (до этого считалось, что дробеструйная обработка литья из алюминиевых сплавов недопустима, так как снимает защитный слой окислённой плёнки и это снижает коррозионную стойкость отливок).

Впервые в СССР удаление остатков литниковой системы на мелком стальном и чугунном литье осуществлялось в штампах на специальных прессах.

Впервые в СССР технологический цикл термической обработки при получении ковкого чугуна составил менее 20 часов.

Впервые в СССР при производстве крупного чугунного и стального литья на автоматических линиях использовались стержнеукладчики.

Впервые в СССР при производстве литья использовалось оборудование такой большой единичной мощности. Мощность первой автоматической линии формовки достигла 120 тысяч тонн литья в год, а каждая плавильная печь в КСКЧ имела годовую мощность по выплавке жидкого чугуна для отливок более 100 000 тонн.

Впервые в СССР проектный коэффициент использования автоматического формовочного оборудования составил 0,685 (при 0,3…0,4 тогда в стране).

Впервые в СССР жидкий чугун на линии заливки подавался с температурой более 1500 градусов С.

Впервые в СССР экспресс-анализ жидких расплавов осуществлялся по ходу плавки на самых быстродействующих в то время автоматических спектрометрах – «квантоваках»

Впервые в СССР в проект литейного завода входила автоматизированная система управления производством, включающая «АСУ ТП – плавка», «АСУП – производство» (вообще-то в проект включались ещё две системы АСУП, но они не были реализованы).

Впервые в СССР был реализован триплекс-процесс получения чугуна: дуговая электрическая печь плавки – индукционная печь выдержки – индукционный дозатор.

Впервые в СССР при получении алюминиевого литья в кокиль и под давлением использовали триплекс-процесс – «пламя–отражательная печь плавки – печь выдержки – электродозатор».

Впервые в СССР уровень автоматизации литейного производства достигал 85%.

Впервые в СССР для очистки отходящих газов от плавильных печей плавки чугуна и стали использовались установки «Бегхауз», дающие возможность очищать воздух до уровня 95% перед выбросом в окружающую атмосферу.

Впервые в СССР для защиты кровли зданий, выполненных из профнастила и пенолитерола, применялась сплинкерная защита, позволяющая в случае загорания кровли защитить от огня металлоконструкции зданий и оборудования.

Многие технические решения, использованные в проекте литейного завода КамАЗа стали классикой литейного производства и в дальнейшем стали использоваться как нормативная база при проектировке литейных заводов, цехов и участков.

Продолжение следует ...

0
0
179
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
в 45 м делали ремонт дворов и такие ужасные площадки поставили в 45/07, 45/13 и 45/01, позорище, детяи только играть не на чем, в 45/07 даже нет ни одной лазилки для детей
По итогам голосования в 2026 году в Челнах будут благоустроены набережная Табеева и 20 дворов
27.06.2025 16:03
А давайте мы вас ректором поставим... и делайте там что хотите. Можете преподов хоть все по увольнять по статье утрата доверия и студентов всех депортировать в Йемен пусть там доучиваются...
Вынесен приговор посреднику, который собирал деньги студентов НЧИ КФУ якобы для профессора Макарова
27.06.2025 15:33
Как там говорят не пойман не вор... студентов за руку ни кто не ловил, соответственно их вина не доказана. Может они деньги собирали на подарок на день рождение...?
Вынесен приговор посреднику, который собирал деньги студентов НЧИ КФУ якобы для профессора Макарова
27.06.2025 15:30
Открою вам большой секрет, мы и так уже за воздух платим...
ТЦ «Сити Молл» перешел на платную ночную парковку
27.06.2025 15:24
Комментарии

0

Ваш комментарий
По итогам голосования в 2026 году в Челнах будут благоустроены набережная Табеева и 20 дворов
Сводка СВО: Путин назвал конфликт на Ближнем Востоке завершенным; Словакия не пропустила 18-й пакет санкций
Сводка СВО: Иран и Израиль победили друг друга; на Зеленского все-таки надели костюм
«Адреналин Сервис» отреагировал на жалобы водителей: «Зарплата выплачивается всем, задолженностей нет»
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть