Аэропорт «Бегишево» - наша небесная пристань, от которой мы отчаливаем в сторону лазурных берегов или в деловые поездки. Так же в аэропорту находится практическая площадка учебных полетов для курсантов гражданской авиации.
В глазах их - небо голубое...
Иногда получается так близко подкрасться к детской мечте, что можешь ухватиться за неё. Вот и мне посчастливилось пообщаться с ребятами, которые учатся летать. Договорился о встрече за несколько дней. Начал выяснять, как происходит летная практика у курсантов. Вспомнилось, как учил билеты в автошколе и первые поездки по площадке.
Утро пасмурного сентябрьского дня. Всю ночь моросил дождь. Небо начало проясняться. В голове один вопрос «летная погода сегодня для курсантов?». Добрался до «Бегишево». Меня встретил инструктор Александр.
-Здравствуйте! Сегодня летная погода? - задаю свой первый вопрос, который не давал мне покоя.
- Ветер конечно сильный, болтанка будет. – Получаю не самый утешительный ответ.
Пока проходил досмотр, ребята уже прошли утренний медосмотр, и штудируют какие-то талмуды. Поинтересовался их утренним чтивом, ответили - летное задание сегодняшнего маршрута. Звучит, конечно, громко. По-простому - штудируют карту местности, координаты маршрута и какие маневры должны выполнить в полете).
Дальше подымаемся в кабинет инструкторов. Знакомлюсь с руководителем Александром Анатольевичем. Сразу задает вопросы: Хотите полетать с курсантом? – Да. Как организм переносит полеты? – Вроде нормально. Смотрите, сегодня погода не солнечная, ветер. Во мне идёт внутренняя борьба. Желание подняться в небо уговаривает разум. В итоге отвечаю - конечно Да.
- Хорошо тогда будете с самым опытным инструктором. После полета поговорим.
Заходим с инструктором в класс предполетной подготовки, он называет курсанта.
За столом Александр задает вопросы по маршруту. Курсант называет цифры, помогая себе руками рассказать о предстоящем полете. Хочу сразу сказать, с этого момента все стали серьезные и собранные, перестали обращать внимание на мое присутствие.
Берут документы на борт и аптечку. Идем к самолетам. По дороге Александр дает инструкции и последние наставления..
Выкатывают самолет на позицию.
Начинается осмотр D42.
- Визуальную проверку всегда начинай слева на право. Винт должен быть без малейших трещин и сколов.
- Все на своих местах. Клепки, крепления, так же все подвижные части крыла, шасси. Обращай внимание на все детали.
Визуально самолет исправен, инструктор разрешает курсанту занять место пилота.
Из – за пасмурной погоды наш полет проходит в облаках. Как говорится, летели по приборам.
В небе Андрей дает курсанты советы, наставления: « Борись с ветром, держи курс».
Подходим к «Бегишево», курсант рулит воздушное судно на взлетную полосу. Теперь я понимаю слова инструктора «борись с ветром». Самолетик все время сносило ветром в сторону. Александр командует: «Смотри на приборы, делай поправки, держи направление». Не коснувшись полосы, мы снова взмыли в верх. При этом маневре адреналинчику я хапнул сполна. Хотя, когда стоишь на земле, со стороны это всё выглядит так красиво... Вновь поднялись до облаков и снова встали на курс. Андрей, улыбаясь, поворачивается ко мне и интересуется самочувствием. Отвечаю, что не очень. Укачало.
- Хорошо идем на посадку, держись.
Я только и мог, что улыбнуться в ответ.
Совершаем разворот и летим в сторону полосы.
Нас продолжает болтать, при снижении высоты это стало ещё ощутимее. Подходя ближе к полосе, самолётик летел буквально боком. Визуально казалось, что мы идём мимо полосы. Болтанка не прекращается. Не прекращается и лёгкий озноб, изредка сменяющийся приступами потливости. Подлетели уже к самой полосе, а самолет все равно несёт боком на землю. В этот момент я был близок к непроизвольным родам пары ежей и слоника. Андрей, видя моё сине-зеленое лицо, спокойно констатирует:
- Сильный боковой ветер, сейчас сядем.
Взлётная полоса
На удивление, посадка была очень – очень мягкой. Как-будто легли на пуховую подушку. Выехали на рулёжную дорожку - и к стоянке. По моим ощущениям полет длился около тридцати минут, а на самом дели мы были в небе целых полтора часа. Полученные впечатления и адреналин можно грузить вагонами.
Инструктор объявляет курсанту перерыв на 20 минут и уходит. Только после этого на лице студента появилась улыбка, и он поинтересовался, как я себя чувствую. Сказал правду. Что не очень. Стою на земле, а организм словно продолжает лететь, тщательно перестирывая все внутренние органы. Знакомимся. Моего пилота зовут Баходур, он из Самарканда. Сколько себя помнит, всегда жил рядом с аэропортом. Взлетающие самолеты всегда завораживали. Как оказалось, это его первый полет на самолете такого класса, только были на тренажоре. В этот момент чувствую, что на мне вспотела, не только рубашка, но и куртка. Тем не менее, недрогнувшим голосом благодарю за прекрасный полёт. Баходу оказался общительным и веселым парнишкой из семьи авиаторов. Решил идти по стопам отца и после школы, не раздумывая, поехал поступать в авиационное. Планирует вернуться домой и работать вместе с отцом.
- Как Вы оказались в «Бегишево»?
-Здесь наши студенты проходят практику. Аэропорт предоставил хорошие условия для учебного заведения и студентов.
- Как набираете студентов в университет?
- Честно говоря, я этим аспектом вообще не занимаюсь, потом интересуюсь у студентов, как поступали. Получается, что также как и в любое другое учебное заведение страны - на основании ЕГЭ. Конечно, на первом месте стоит медицинская комиссия. Так было и тогда, когда я поступал, так и сейчас. Потом комиссия психологического отбора - паникеры в небе не нужны. Затем сдача физической подготовки и проверка теоретических знаний.
- По глазам ребят можете сказать, кто будет пилотом, а кто нет? Говорят, что некоторые и после 4 курса уходят.
- Это конечно громко сказано, что по глазам, да есть и поговорка такая: «По одежки встречают, по уму провожают». По внешнему виду трудно сказать, а вот после первых полетов многое становится ясно. Можно сказать, легко ему будет даваться или тяжело, сколько инструктору придется с ним работать и как. Летать можно научить любого. В цирке и медведи на велосипеде ездят. Но грамотно летать - это уже посложнее. Единицы, конечно, не пригодны для полетов. В гражданской авиации такого не бывает, чтобы списывали за не пригодность. Просто говорят, что будешь вечно правым летчиком, командир есть командир.
- Что вы можете сказать о ребятах, которые у вас сейчас?
- У них сейчас финальная практика, они налетывают 25 часов приборных полетов. На этом у них летная подготовка заканчивается. До этого они 2 года летали на других типах самолетов, где у них проходила подготовка «взлет-посадка», визуальное ориентирование, общее пилотирование, а сейчас у них приборное пилотирование. Обучаются уже тому, чем будут заниматься всю свою летную деятельность. После этого они доучиваются и получают «права» и могут устраиваться на работу.
- Как и чему обучаете студентов здесь в классах?
Сюда они приходят уже подготовленные в университете. Студенты уже переучены на этот тип самолета, изучали его конструкцию, эксплуатацию, отлетали на тренажёре программу. В классе здесь занимаемся всего пару часов наземной подготовки. Чтобы рассказать об аэродроме, порядке выполнения полетов, познакомить с самолетом. Хотя кабина тренажера ничем не отличается от настоящей, но вживую есть вживую. Ещё и подготовка перед ночными полетами. Дневная нагрузка на курсанта составляет 3 часа в день. Этого времени в полнее достаточно, чтобы он отработал поставленную задачу во время учебного вылета. Вся практика у студента будет проходить 3 недели. Это при условии, что есть самолет, инструктор и погода позволяет нам летать.
- Сколько у вас на данный момент инструкторов?
- Инструкторов сейчас 13 человек, плюс командно-летный состав из 4 сотрудников.
- Вы Андрея, назвали самым опытным инструктором. Как это определяется?
- У каждого пилота есть пилотная биография, куда заносятся все его полеты, подтверждения квалификации и на каких самолетах у него есть право летать. Все очень строго, а тем более - к инструкторам. В авиации все руководства и инструкции пишутся кровью. Несоблюдение может привести к сложным последствиям.
У студентов тоже есть книга, где отмечается прохождение программ на тренажере и полеты.
- У нас в стране обучается достаточно пилотов?
- Я, конечно, смотрю на этот вопрос со своей колокольни, это всегда была надуманная проблема, летчиков всегда много и трудоустроиться летчику тяжело. Дело в том, что все хотят сразу подготовленного пилота на определённый тип самолета: сел и полетел. Если брать молодого летчика то его надо учить, а это время и деньги, чтобы переучить на тот самолет, который есть в парке авиакомпании. Университет не выпускает пилотов на Boeing, Airbus или Sukhoi Superjet .
Чтобы сесть за штурвал, молодому пилоту надо ещё долго учиться. При этом, чтобы пересесть на другой тип самолета, ему снова придется переучиваться. Пилот сколько летает, столько и учится.
- Есть девушки пилоты?
- Да, есть, но очень маленький процент, на один поток 5-6 девушек. Девушки не хуже парней осваивают летную подготовку, но лично мое мнение, что это более «мужская» профессия. Хотя все зависит от индивидуальных способностей, есть женщины командиры и космонавты, но их единицы.
Иду в учебный класс, там студенты сидят над картами и книгами.
Спрашиваю самого старшего, инструктор ли он. Оказывается, студент. Поступил в 27 лет, сейчас на 5 курсе.
Спрашиваю Марию:
- Зачем поступила в авиационный?
- В детстве понравилось летать, поэтому поступила в университет, никакой романтической истории нет.
- Сколько у вас девчонок учится?
– Очень мало, нас всего 2 на пятом курсе. На первых курсах больше, по 10-15.
- Значит, больше девушек стало приходить в авиацию?
- Нет, я думаю стали более лояльно к этому относиться, что пилот - девушка. Многих отсеяла медицинская комиссия, она строже к девушкам.
- Помнишь свой первый полет?
– Конечно, помню. Очень понравилось. Мне очень повезло с первым инструктором, развороты с креном 60градусов показал и многие элементы, от которых в небе дух захватывает.
- В дальнейшем как планируете поступить?
– Конечно, хочу работать по профессии, но я не строю иллюзий. Понимаю, сейчас молодых пилотов больше, чем вакантных мест, будет сложно. Но я сделаю всё, чтобы работать по профессии. Если даже сразу не получится устроиться, буду работать в аэропорту.