Пуск главного конвейера «КАМАЗа» 45 лет назад стал итогом работы большой стройки и открыл новую эру в развитии машиностроения. К его ходу с тех пор прикованы взгляды не только работников компании, но и всей страны.
Основа, заложенная первостроителями, и сейчас успешно функционирует. Как и в 1976 году, на первую позицию ГСК-1 аккуратно укладывается рама, а дальше в процесс сборки свои корректировки внёс технический прогресс.
– Длина конвейера осталась прежней – 700 метров, а вот количество позиций, на которых ведётся сборка, уменьшилось. Связано это с тем, что база первых автомобилей КАМАЗ-5320 была стандартной – чуть больше восьми метров, а в 90-е здесь начали собирать большегрузы тяжёлого семейства КАМАЗ-65115 и 6520 длиной до 11 метров, – пояснил начальник бюро отдела анализа эффективности сборки автомобилей Сергей Ширяев.

Изменился и способ нанесения идентификационного номера. Если раньше VIN-код автомобиля обозначался с помощью молотка и клейм, то сейчас это делает электронный маркиратор.
В 70-е все слесари МСР были вооружены пневматическими гайковёртами. Сейчас на особо ответственных участках установлен электронный инструмент. Он не зависит от давления сжатого воздуха в системе, а значит, выдаёт стабильный результат. К тому же снабжён индикаторами затяжки: операция сделана правильно – загорается зелёный огонёк, есть ошибка – красный.

Ранее на автомобили 6560, 65221 и 65222 на ГСК-1 устанавливались технологические колёса для перегона большегрузов в другой цех, где их «переобували», что приводило к большим потерям времени и ресурсов. В январе транспортные тележки конвейера приподняли, и теперь на тяжёлые шасси сразу устанавливают штатные колёса.
Значительно облегчило жизнь работникам конвейера внедрение манипулятора для установки громоздких топливных баков. Улучшились и условия отдыха во время регламентированных перерывов – вдоль конвейера появились удобные столы, стулья, шкафчики для личных вещей. Справили новоселье и мастера. Специально для них возвели современные помещения с хорошей звукоизоляцией, оборудованные сплит-системами. Сейчас планируется ввод в эксплуатацию модульного офиса начальника смены, в котором предусмотрен зал совещаний для проведения оперативок.

Гораздо дальше в плане модернизации шагнул ГСК-2, на котором сейчас собирают автомобили поколений К4 и К5. Здесь на ответственных операциях применяются электронные сборочные системы с обратной связью, интегрированные в MES. Интеллектуальная система знает, какой момент затяжки должен быть на модели автомобиля, прибывшего на операцию, и после её завершения печатает чек.

Появились стенды для заправки и прокачки гидросистемы рулевого механизма и сцепления. Прежде чем залить масло, установка проверит систему на герметичность при помощи вакуумирования. Доза жидкости также зависит от модели большегруза. Сейчас ведутся пусконаладочные работы стендов заправки системы охлаждения, нейтрализации отработавших газов, системы кондиционирования и заправки дизельным топливом.

А самое главное – теперь ход конвейера полностью контролируется системой управления. На больших информационных панелях видно, на какой позиции находится идущий по ГСК-2 большегруз. А если лента остановилась, сразу понятна причина: не подвезли вовремя детали или технологические проблемы. Есть кнопка и на случай аварии, но ЧП здесь большая редкость.

Работников конвейеров нововведения радуют: каждая новая установка – шаг к развитию. На «КАМАЗе» по-другому нельзя.
Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН.