Сегодня 45 лет, как на КАМАЗе трудится Хуснутдинов Равиль Сабирович – один из помощников Музея КАМАЗа в определении людей на многочисленных безымянных фотографиях.
45 лет быть верным своей организации – это дорогого стоит!!!
Какими были эти 45 лет?
Равиль Сабирович передал в Музей КАМАЗа свои воспоминания.
Выкладывая воспоминания Хуснутдинова Р.С. очень надеюсь, что кто-то захочет также написать и сохранить свои воспоминания в Музее КАМАЗа.
А теперь слово Равилю Сабировичу.
«Рассматривая фотографии 70 – 80 годов уже прошлого века вспоминаешь молодых рабочих, ИТР, задорных комсомольских,профсоюзных и партийных активистов,которые приехали строить КАМАЗ и город из разных городов и сел СССР.
Это было время, когда мы создавали семьи, состояли в списках очередности на получение бесплатных квартир,получали места в детсады для своих детей. Позднее нам начали выделять земельные участки в садоводческих обществах. Мы растили и учили детей.
Заодно учились сами, становились руководителями производств,партийных и исполнительных органов. Люди обустраивались на новом месте жительства, появились определенные традиции,которых не было в старых городах.
Многие первопроходцы сейчас на заслуженном отдыхе, часть продолжают работать, кого–то уже нет рядом с нами.
Расскажу немного о своей судьбе. Мне посчастливилось быть очевидцем разных событий.
До КАМАЗа я жил в городе Казани и работал на авиационном заводе, слесарем – сборщиком самолетов.
В июне 1972 года я приехал на КАМАЗ приехали был принят в штат Ремонтно – Инструментального завода слесарем механосборочных работ Цеха Механизации и Автоматизации (начальник цеха Кучеренко Адам Михайлович) и был направлен в «Автозаводстрой» в качестве плотника – бетонщика, на продолжение строительства РИЗа.
Внизу на фотографии - так выглядел РИЗ летом 1973 года
Сначала мы с женой жили на частной квартире в Красных Челнах. Потом решили построить с ней времянку. Соорудили её из использованных досок от опалубки.
Времянка располагалась в районе старого автовокзала около речки Мелекеска. В декабре 1972 года мы с семьей переехали туда,поставили кирпичную печку.
В этой времянке родился мой старший сын. Затем мы получил малосемейку в 9 квадратных метров в одном из новых домов. Здесь родился второй сын. Так мы и жили потом вчетвером в этой комнате.
8 января 1973 года в нашем цеху произошло знаменательное событие – был смонтирован первый станок на заводе с участием опытных рабочих: Акиньшина А.С., Киреева А.И., Фалалеева А.С., Морозова А.А.,Молодцова А.
Молодцов, будучи электросварщиком, позднее принимал участие в изготовлении первой детали для автомобиля КАМАЗ на заводе. По словам самого Александра Молодцова, в молодости он активно занимался боксом – стал мастером спорта СССР.
В нашей бригаде был еще один мастер спорта СССР по велоспорту, в то время еще действующий спортсмен, по фамилии Чижов. Он у нас проработал недолго. Про таких говорят:«Если человек талантлив, то талантлив во всем». Поначалу к нему отнеслись с недоверием думали, что он только спортсмен, но Чижов показал себя прекрасным электросварщиком.
РИЗ начал активно изготавливать нестандартное оборудование, ленточные конвейера и приспособления для всех заводов объединения с целью обеспечения пуска первой очереди КАМАЗА в 1976 году.
В моей жизни в это время происходили изменения. Я учился в КАМТ, меня избрали в состав профкома РИЗа, председателем жилищно-бытовой комиссии (председателем профкома в это время был Гайфуллин Загит Зинатулинович).
В 1975 году избрали в состав профкома КАМАЗа, я участвовал в работе производственно - массовой комиссии. Председателем профкома в это время был Закирзянов Ильдус Борисович.
Жизнь шла своим чередом: получил квартиру, окончил КАМТ и вскоре был назначен мастером ЦВИ (начальник цеха - Ремезов Владимир Александрович), позднее работал начальником сборочного участка пневмоинструмента, который был преобразован позднее в отдельный цех пневмоинструмента.
Цех обеспечивал пневоинструментом Автомобильный и другие заводы ПО « КАМАЗ».
В 1981 году был приглашен и принят в штат профкома КАМАЗа (председатель профкома - Галиуллин Наиль Фатыхович). На профсоюзной конференции был утвержден председателем жилищно- бытовой комиссии. Это были годы активного жилищного строительства и объектов соцкультбыта по титулу КАМАЗА.
От КАМАЗа был членом Государственной комиссии по приемке объектов жилья и соцкультбыта построенных по титулу ПО «КАМАЗ», в том числе принимал дома в комплексах: 40,41, 42,43,44,45,50,56,54,20 Нового города . Далее жилье распределялось по заводам, часть передавалась строителям и исполкому. В работе комиссии участвовали известные люди из числа строителей,которые отдавали свои силы и знания строительству города и заводов. От имени профкома подписывал формы на получение ордеров на жилье, от имени администрации формы подписывал заместитель генерального директора Закирзянов И.Б.
По инициативе заместителя генерального директора по капитальному строительству (Геркен Виктор Вениаминович) и с участием профкома КАМАЗ был создан первый в городе Жилищный кооператив в двухподъездном доме 42 комплекса.
В это время я проводил беседы с очередниками о преимуществах кооперативного строительства. Убедил многих - строительство и заселение кооперативного дома прошло успешно.
Позднее, таким образом,были построены еще 2 дома в 54 комплексе Нового города.
Одновременно осуществлял контроль за деятельностью садоводческих обществ и гаражных кооперативов, организованных при профкомах подразделений. Разбирал конфликтные ситуации, возникающих по разделам земельных границ с соседями и т.д.
В свое время по поручению горкома КПСС мы отправлялись в совхозы и колхозы Тукаевского района для контроля за ходом уборки урожая и сдачи урожая на Элеватор и все это делалось без освобождения от основной работы. Помню, как надо было из колхоза рано утром приезжать с докладом в горком КПСС ко второму секретарю Логутову А.И.
После профкома принят в Службу Качества (Директор Андрющенко Станислав Иванович) помощником директора по быту и вскоре приказом генерального директора назначен заместителем директора по быту Службы Контроля Качества.
С апреля 1991 - заместитель начальника предприятия«КАМАЗпромсвязь» (после преобразования оно вошло в ЦИКТ).
Здесь по настоящее время в должности ведущего инженера.
Мне повезло за долгое время на КАМАЗе работать с такими грамотными и преданными КАМАЗу руководителями, как Ремезов В.А. Хренов В.Г., Галиуллин Н.Ф., Нуретдинов Г.Х., Андрющенко С.И., Кишуев С.Б., Коган А.М. ,Халтобин В.А.»