Так говорит о своём станке, признанном «Лучшим изобретением года» на «КАМАЗе», его автор, слесарь ЦКР литейного завода Виктор Горелов. Как в большинстве случаев, стартовал он «от проблемы».
С собственного производства и с других заводов «КАМАЗа» принимает литейка отходы кабельной продукции. Если не задумываться, путь один – в металлолом, и тема закрывается. Но… Лом меди и алюминия вообще-то можно (да и нужно) использовать в производстве. Правда, драгоценные материалы накрепко спрятаны в изоляционной оплётке, так что вручную плотный кабель разрезать невозможно. И вот этой темой Виктор Васильевич со товарищи занимается уже несколько лет.
– Придумали устройство для извлечения токоведущих жил, – рассказывает он. – Две пары колёс-роликов, один блок приводной, другой прижимной, через них пропускаем обрубленные заранее на прессе до метра с небольшим куски кабеля. После роликов устанавливается режущий инструмент, который делает разрез вдоль кабеля – вот и всё, в одну сторону – медь или алюминий, в другую – изоляционная оплётка. Но если закупать что-то подобное на стороне – думаю, не меньше полумиллиона рублей пришлось бы отдать.
Экономический эффект за первый год использования новинки – чуть более 350 тыс. рублей. Будет больше. С этого года и алюминий тоже пойдёт в работу и будет использоваться в производстве.
Новизна нынешнего изобретения Горелова в том, что в процессе эксплуатации он продолжал размышлять, как бы свой же ранее собранный станок ещё и улучшить. И придумал: установить второй режущий диск, чтобы разрез оболочки был сразу с двух сторон.
– Решение не такое сложное, но оно значительно облегчает извлечение токоведущих жил и увеличивает производительность труда, – поясняет автор. – Высвобождаемая в этом случае чистая медь – ценный материал. Как один из элементов она используется для производства высокопрочного чугуна, рыночная её стоимость – порядка 250 тыс. рублей за тонну. Теперь медь вовлекается в производство, идёт экономия на закупках, положительный эффект и в плане культуры производства – ликвидируются неиспользуемые запасы, освобождаются от залежей площади в цехе.
Позиция руководства литейного завода в этом направлении за последние годы Виктора Васильевича особенно радует: ушли в прошлое завалы с землёй на нулевой отметке в ПЧЛ (проблема из проблем была!), груды стержней, бесхозных материалов. Планомерная работа ведётся по расчистке от неиспользуемого оборудования, внедряются новые технологии – к примеру, по такой сложной отливке, как блок цилиндров для проекта «Тибет».
Цех капитального ремонта, где работает Виктор Васильевич, для него как изобретателя – настоящий клондайк. Ревизуя списанное оборудование, опытным глазом примечает, что из механизмов после некоторого «врачебного вмешательства» может обрести вторую жизнь. Вот и для нынешнего станка-лауреата из 22 его «частей тела» наряду с «товарными» запчастями многое пригодилось из того, что вообще-то могло превратиться в гору металлолома. Например, такой серьёзный узел, как прижимной ролик, снятый со списанного токарного станка.
За годы работы на литейном заводе внедрено в производство 186 рацпредложений и 27 запатентованных изобретений и полезных моделей Виктора Горелова. Суммарный экономический эффект – свыше 15 млн рублей.
43 года назад, с отличием окончив МВТУ им. Баумана, приехал на «КАМАЗ» Виктор Горелов. Сделав свой выбор, все эти четыре с лишним десятка лет он, по сути, выполняет одну миссию: автоматизирует трудоёмкие процессы при обработке отливок, механизирует тяжёлый ручной труд, улучшает условия труда рабочих литейки. Если задаться целью и собрать вместе всё за эти годы придуманное, разработанное, изготовленное, усовершенствованное им оборудование, получился бы небольшой станкоинструментальный завод. Новый «станочек» – из пятого десятка.
…По-разному воспринимают камазовцы команду «К директору!» У Виктора Васильевича Горелова тоже ёкает сердце. Счастливо ёкает: значит, будет новое поручение. Значит, предстоит искать новые технические решения. Может быть, не каждое попадёт в разряд изобретений. Но что он постарается придумать ещё что-то новое и полезное – это точно.