При прокладке городских дорог в СССР исходили из расчета 70 машин на 1000 жителей.
Градостроитель с мировым именем, восстановивший в 1950 годах Волгоград и спроектировавший позже города Набережные Челны и Тольятти, Юрий Бочаров поделился с изданием «Коммерсант» своим видением современного строительства.
Академик является убежденным противником высоток: «Недавно в Москву приезжал мой коллега из Болгарии и был потрясен: с каждым годом у нас дома строят все выше, а расстояние между ними все меньше. А ведь это расстояние должно быть равно их высоте. Но взгляните — разве этот закон где-то соблюдается? Высотки, понатыканные то тут, то там, затеняют соседние дома, мешают инсоляции, ухудшают аэрацию.
По статистике, человеку лучше жить не выше дерева, то есть примерно до 8-9-го этажа. Есть данные, к примеру, по росту числа нервных заболеваний: там прямая зависимость от того, на каком этаже живет человек — чем выше, тем хуже. Более того, чем выше этаж, тем у жильцов больше проблем с перепадами давления, вибрация... Прибавьте к этому уязвимость высотных зданий в случае ЧП: при возгорании на лестницах сразу же возникнет давка, а пожарные лестницы достанут далеко не до каждого этажа. Словом, для гостиницы или офиса небоскребы подходят, но жилыми их лучше не делать.
Весь западный мир сегодня идет по пути малоэтажного строительства. Так живут 85 процентов населения США, Канады, Норвегии и ряда других стран. Есть ли у них небоскребы? Да, но в них, повторюсь, в основном офисы, гостиницы или бизнес-жилье, чтобы переночевать, приехав в центр города по делам. Только в России повышают этажность жилых домов. Когда мы проектировали Тольятти и Набережные Челны, то закладывали этажность не выше 9 этажей. Да и то для руководства автозаводов были построены одно- и двухэтажные коттеджи поближе к лесу. Была предусмотрена и развитая дорожная сеть. И все же сегодня я вынужден признать: удалось далеко не все, были ошибки. В советские времена, когда разрабатывались соответствующие нормы, было невозможно представить, что у людей будет столько машин. Старые нормы исходили из расчета 70 машин на 1000 жителей, и этот показатель сейчас уже превышен в 6 раз. В таких условиях нагружать город высотками просто недопустимо! Посмотрите на опыт США: транспорт там напрямую увязан с этажностью. У нас же о введении подобных норм говорят давно, но дело не идет дальше разговоров, поскольку инвесторы заинтересованы в повышении плотности и этажности застройки».