Проект «Внедрение системы MES на «КАМАЗе» занял первое место на конкурсе цифровых промышленных инноваций «STAR 4.0», который проходил в рамках главной промышленной выставки России «Иннопром-21» в Екатеринбурге. Международным бизнес-сообществом практика «КАМАЗа» признана лучшей в номинации «Повышение производительности».
«ПРИЯТНО УДИВИЛ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД «КАМАЗА» К ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
– Участников конкурса и жюри приятно удивил комплексный подход «КАМАЗа» к внедрению цифровых технологий, – считает начальник отдела подготовки производства, руководитель проекта внедрения системы MES на АвЗ Ильшат Нуруллин. За короткое время ему удалось донести до аудитории, обсуждающей приоритетные направления в развитии промышленности и технологий, суть программы, которая охватывает все процессы жизнедеятельности компании.
Внедрение цифровизации на «КАМАЗе» началось с системы ERP (продукт SAP). Её задача – планирование всех ресурсов предприятия, от формирования заказа клиента до контроля поставки комплектующих изделий, и в конечном итоге учёт затрат и формирование себестоимости продукции.
Для создания продукта – большегруза поколения К5 – потребовались новые инструменты. В первую очередь их получили конструкторы и технологи – PLM-система (прикладное программное обеспечение) служит для проектирования автомобильной техники. Применение новых технологий позволяет отслеживать технологическую подготовку производства на всех этапах. Используя PLM-систему, можно создать цифровой двойник, имитировать процесс сборки автомобилей в условиях конвейера, оценить дефектность и трудоёмкость. Раньше эти проблемы выявляли только во время опытных сборок.
Ильшат Нуруллин руководит внедрением MES на АвЗ с подготовки техзадания. Сейчас система запущена в опытно-промышленную эксплуатацию
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕХПРОЦЕСС, СИСТЕМА MES И ЛИНИЯ END OF LINE
Параллельно с модернизацией производства на «КАМАЗе» внедряется и группа совместных с компанией Siemens проектов: электронный техпроцесс, MES, система идентификации и прослеживаемости, End of Line. На производстве это терминалы, на которых отображаются электронные инструкции по установке комплектующих, проблемы по заказам, а ещё система управляет автоматическим инструментом – электронными гайковёртами, заправочными станциями, установленными на конвейере.
MES помогает и в идентификации и прослеживаемости процесса сборки. На «КАМАЗе» огромная вариативность продукции – около 300 модификаций моделей машин, а число комплектаций доходит до 1400 видов. Через сверку QR-кодов система подтверждает правильность выбранной для установки детали и заносит каждую операцию в электронный паспорт.
Конвейер тоже модернизирован – были внедрены RFID-технологии, которые обеспечивают автоматическое отслеживание местонахождения каждого большегруза. Ещё одна система – End of Line, интегрированная с MES, управляет процессом программирования электронных блоков и диагностики сходящих с конвейера грузовиков.
Сейчас система MES запущена в опытно-промышленную эксплуатацию в цехе сборки автомобилей. Создана инфраструктура для её запуска на участке сборки новых моделей кабин в цехе сборки кабин, активно ведётся работа по установке оборудования в цехе комплектации и сдачи автомобилей. По расчётам авторов проекта, сквозная цифровизация процессов позволит в перспективе увеличить производительность в полтора раза. Её запуск запланирован до конца этого года.
Практика «КАМАЗа» в цифровизации производства высоко оценена бизнес-сообществом
Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН