В санатории у ветеранов есть возможность и подлечиться, и пообщаться
СТРОИЛИ НА СЧАСТЬЕ
Врачи и медсестры стараются сделать пребывание почетных гостей максимально полезным и приятным. После оздоровительных процедур вечерами их ждут концерты участников художественной самодеятельности, а еще встречи и разговоры по душам. Одну из них организовал председатель Совета ветеранов «КАМАЗа» Александр Коган. За чайным столом ветераны вспоминали об испытаниях, выпавших на их долю, и минутах радости.
Мария Васильевна Грин, сколько себя помнит, всегда интересовалась историей своей семьи. К расспросам готовилась особо, выбирала время. Но мама каждый раз грозно хмурила брови: «Зачем тебе это надо знать?» – и больше ни слова.
Восстанавливать историю пришлось по крупицам. Их семья жила в Днепропетровской области, в поселке Рыбальск. Во время войны территория была захвачена фашистами, и когда в 1943 году они отступали, все население было отправлено на Запад. Семья Грин – беременная Машей 21-летняя Раиса, ее мать, двоюродные братья и сестры – оказалась в Баден-Бадене, в нацистском трудовом лагере. Жили в бараках за колючей проволокой, на скудном пайке. Раиса вместе с другими женщинами по утрам отправлялась на работу. Там же, в лагере, она родила дочку. За новорожденной Машей ухаживала вся родня. Вскоре часть семьи перевезли в город Хемниц, где тоже были казармы для военнопленных.
Домой, на Украину, семья вернулась в 1945 году, но прожила там недолго. Раису Грин вместе с матерью и годовалой Машей отправили в поселок Коченёво Новосибирской области. Молодая женщина сначала работала на железной дороге – чистила снег, потом выхаживала телят в подсобном хозяйстве. Мария закончила вечернюю школу и с 14 лет работала отделочницей на стройке. В Набережные Челны она приехала в 1972 году, трудилась в управлении «КАМАЗстройтрест», штукатурила и красила стены в новостройках.
"Труд тяжелый, но как представишь, с какой радостью придут в детский сад малыши, сразу становится легче, – улыбается Мария Васильевна, – Мы гордились своей работой".
Историю своей семьи Мария Грин восстанавливала по рассказам родных и запросам в архивы
ТЯЖЕЛАЯ ДОЛЯ
Ханафи Зиганшин легко находит общие темы для разговора с ветеранами. Во время войны он, как и другие сверстники, наравне со старшими братьями и сестрами работал в колхозе и старался каждое задание выполнить на совесть.
"Помню, как провожало наше село Мамадыш-Акилово Зеленодольского района летом 1941 года на фронт своих защитников. Был среди них и наш отец. На матери лица не было. Мы тогда не понимали, что ждет нас впереди", – вздыхает Ханафи Ахметгараевич.
В семье осталось трое мальчишек, которые как могли помогали и матери по хозяйству, и в поле работали.
Колхоз имени Ленина всегда был на передовых позициях в Татарии по растениеводству и животноводству. Четыре военных года все поля засевались в срок. О тракторах тогда только мечтали, пахали землю на быках. Худенький невысокий Ханафи виртуозно управлял черным быком Иреком, казавшимся ему тогда огромным. Лишь однажды животное ослушалось его – в летний зной вместо того, чтобы идти на поле, свернуло к речке на водопой.
Вместе с женщинами и своими сверстниками Ханафи убирал хлеб серпом, возил снопы, работал на ферме. Зимой радовался лепешкам из гнилой промерзшей картошки, весной – первым листьям смородины и щавеля. От души жалел женщин, расквартированных у них в доме и направленных на рытье траншей в мерзлой земле.
А какой радостью была наполнена весть о Победе, которую привезли на поле старики! Летели в небо фуражки, картузы и бесконечное «Ура!» Вскоре вернулся с фронта и отец.
На «КАМАЗ» Ханафи Зиганшин прибыл по вызову в 1979 году, устроился на литейный завод шлифовщиком. Мастерски управлялся с огромным станком «Хеккерт», не раз был удостоен наград. А еще он сохранил наперекор всем невзгодам веселый нрав.
Ханафи Зиганшин знает, как важно ценить каждый миг жизни
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин
Надо соединить "водные города Поволжья и Прикамья". Маршрут например Н.Новгород -Казань - Н.Челны- Перьм (и.др.), или Перьм - Н.Челны (и др.)-Ульяновск.
«Флот РТ»: Казань и Челны в следующем году будут связаны водным транспортом сегодня в 14:17Математика здесь действительно странная — зачем сравнивать количество проданных грузовиков РФ и Китая на территории России? Мне хотелось бы увидеть аналитику по производству и продажам грузовиков РФ, чтобы понять главное: для существования КАМАЗа необходимо выполнять определённые объёмы производства, обеспечивающие окупаемость завода. Иначе говоря, существует минимальный план выпуска. Если продажи не достигнут определённого процента, грузовики будут простаивать на площадке, что губительно для автотехники и всей страны! Он выполнен? Если нет — то руководству нужно принимать меры по цепочке помощи до самого верха, вплоть до президента! ПАО "КАМАЗ" обеспечивает более 500 тыс. косвенных рабочих мест!
«КАМАЗ» продолжает удерживать треть рынка тяжелых грузовиков в России сегодня в 13:45Гость 466, их давно уже продали в Китай
«Флот РТ»: Казань и Челны в следующем году будут связаны водным транспортом сегодня в 13:42Алла сакласын -Боже упаси.
Челнинский суд арестовал одного из троих участников банды Басаева и Хаттаба сегодня в 13:32У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!