Страницы из книги Юрия Борисовича Ярхова.
«После пуска первой очереди КамАЗа на объем выпуска 75 тыс. автомобилей в год работникам заводов в 1981 году стали давать земельные участки под дачное строительство.
Мне дали участок в кооперативе «Озерный» на берегу Камского водохранилища.
Частная инициатива у многих проявилась в строительстве крупных домов типа коттеджей и неравноправии по служебному положению, и совести членов кооператива.
Я же купил распродававшийся строительный вагончик КСО-1, который впоследствии достраивал из купленной тары из-под импортного оборудования в скромный дачный дом. Затраты были небольшие, но работы в одиночку были трудоемкие и тяжелые, а для покрытия крыши шифером приглашал своего друга Володю Каничева с сыном Пашей.
Паша впоследствии стал Павлом Владимировичем - Генеральным директором ООО «Автозапчасть КамАЗ».
В первую очередь, построил туалет с глубокой выгребной ямой.
Одновременно с женой на выкопанных грядках в мае садили овощные культуры, садовую клубнику Викторию, а осенью и весной - кустарники смородины, крыжовника, малины и др.
Земля была целинная, поэтому все посадки давали хорошие урожаи.
Конечно, главным мероприятием для меня была рыбалка на водохранилище, для нее откладывалось строительство и земельные работы на даче.
Мелкой и крупной рыбы в первые годы после затопления лугов, деревьев, кустарников развелось много.
Она хорошо ловилась на удочку, а весной и осенью на спиннинг ловилась щука.
Самая крупная мной выловленная щука был на 6 кг.
Она при неосторожном вытаскивании блесны из пасти прокусила мне большой палец, а в ее желудке было 0,5 кг икры.
Уезжая из Наб. Челнов, было жалко оставлять это чудесное место природы, построенный дом, обсаженный зеленью участок.
Работа на КамАЗе и в Проектном управлении уже тяготила меня, тем более, что я не видел перспективы роста по службе.
Да и работа перестала быть интересной, выполнять чьи-то заказы, которые порой были «бредовыми» и не реализованными, было выше моих сил.
Многие «пионеры» КамАЗа разъехались по старым местам жительства или на более перспективную работу, взяв от КамАЗа все, что можно: загранкомандировки, купленные на валюту автомобили и пр.
К сожалению, в то время нельзя было продать квартиру, и поэтому с ними расставались в пользу государства.
Руководители с КамАЗа пользовались авторитетом в других отраслях промышленности.
Обо мне тоже кто-то из коллег сказал во вновь организованном Министерстве животноводства и кормопроизводства, куда меня пригласили на переговоры.
Переговоры вел зам. Министра В.В. Светлов, предложивший мне после знакомства должность директора завода по изготовлению средств механизации животноводческих ферм, который предполагалось строить в г. Переяславль – Залеском в Ярославской области, всего в 125 км от Москвы и 60 км от тогдашнего Загорска.
Светлов организовал машину для моей поездки в этот город.
Я съездил и был восхищен окружающей город природой, вековыми соснами настоящего Берендеева царства, Плещеевым озером, в котором ловилась рыба-корюшка к царскому столу, и строился «потешный» флот Петра I.
Под будущий завод была только выделена площадка, и велись проектно-изыскательские работы.
Все мне было знакомо от проекта до будущего построенного завода и его продукции, которая была проще знакомых мне автомобилей.
Я жаждал быть хозяином этой стройки и будущего завода, жить недалеко от Москвы, о чем тоже мечтал.
Но мечтам не суждено было сбыться.
Не судьба.
И виной в том был Л.Б. Васильев, который наотрез отказался меня увольнять, сказав «пока я здесь (на КамАЗе) ты никуда не уйдешь».
Внизу на фотографии генеральный директор КАМАЗа Лев Борисович Васильев.И, естественно, партком отказался меня снимать с партучета.
Светлову я сообщил о сложившейся ситуации.
Он ответил: «Решай сам, с Васильевым мы воевать не будем, но с выговором тебя не возьмем».
Так что прощай Плещеево озеро и рыба корюшка.
Васильев поняв, что я засиделся в Проектном управлении, пишет приказ о назначении меня начальником вновь им создаваемой технической инспекции по качеству и своим заместителем по качеству.
Он дал мне большие права с привлечением всех необходимых специалистов и рабочих.
Я быстро понял, что от меня требуется.
Разработал положение о технической инспекции, набрал хорошие кадры инспекторов-приемщиков, водителей-приемщиков, начальника отдела В.Н. Зубова.
Мы начали работать на всех этапах производства и сдачи автомобилей.
На площадях административно – бытового корпуса Автосборочного завода разместил своих подчиненных и построил себе просторный кабинет с приемной для секретаря, оборудовав новой современной мебелью, к сожалению, без компьютера.
Сам прошел курсы по подготовке водителей категории «С», которые мне давали право управления грузовыми автомобилями, и я с удовольствием, и на равных с профессионалами, испытывал КамАЗы на дорогах Татарии и не только.
Директорам заводов и начальникам ОТК очень не нравилась эта новая контрольная структура, поэтому они где-то пытались меня «подставить» или завести со мной «дружбу», но я вел с ними жесткую и бескомпромиссную политику.
Одним из заданий Генерального было «разгрести» более тысячи автомобилей, скопившихся на площадях Управления сбыта по трем направлениям: народное хозяйство, экспорт и Министерство обороны.
Автомобили не могли быть отгружены потребителям из-за не выполненных обязательств директора Автосборочного завода по комплектованию уже сданных автомобилей и устранению дефектов различной степени тяжести.
Я и моя команда осматривали каждый автомобиль, записывали замечания и оперативно устраняли дефекты, вызывая работников завода.
Если директор не принимал мер, я находил методы воздействия на него, вплоть до выговора на совещании у Генерального.
Несмотря на все трудности и 30- градусную июльскую жару, с заданием мы справились: очистили территорию от автомобилей, получили благодарность и премию от Генерального.
Все были довольны, мы продолжили борьбу за качество продукции на всех этапах производства, от заготовок до конечного продукта.
В стране 1980-85 годы были объявлены пятилеткой качества, а это уже политическое мероприятие, и созданная техническая инспекция качества головой отвечала за его осуществление.
В дальнейшем я запретил директору Автосборочного завода отправлять в сбыт автомобили под гарантийные записки, а начальнику Управления сбыта брать такие автомобили и загромождать ими территорию.
Подействовало.
Больше мне не приходилось освобождать ее от скопившейся продукции.
Ежедневно мои инспектора, инженеры и водители давали сводки по качеству по всем заводам объединения.
На их основании и по итогам дополнительной проверки я принимал решение по продолжению или остановке производства до устранения причин, вызывающих дефекты или брак, разработке мероприятий по улучшению качества, наказанию виновных, допустивших эту продукцию на сборку и пр.
Любая остановка производства вызывала гнев директоров заводов, начальника ПДУ Красникова, зам. генерального директора по производству Каминского, отвечающих за выполнение плана, а качество как будто их не касалось.
Поэтому одни пытались меня «выставлять» в нехорошем виде, другие «ломать», чтобы я разрешил производство без каких-либо ограничений.
Особенно старался при всех меня унизить Каминский выражениями, граничащими с хамством.
Внизу на фотографии Каминский Борис Витальевич.Пришлось дать ему достойный отпор, успокоить его и других желающих выступать против моих требований к качеству продукции, опираясь на установки партии и правительства.
На оперативных совещаниях присутствовали директора заводов, начальники управлений, которые терпели это хамство, боясь дать отпор зарвавшимся начальникам.
Ко мне стали относиться уважительно, но я все равно оставался «врагом номер один» до конца работы в этой должности, но сокращение количества дефектов и брака было моей победой.
Наши КамАЗы получили Государственный знак качества, выигрывали международные гонки «Париж-Дакар» и пользуются огромной популярностью в своей стране и за рубежом».
.
Продолжение следует ….